Найти в Дзене
Сеть АЗС «Татнефть»

Раздатка, или раздаточная коробка: что это и зачем она нужна в автомобиле

В мире полноприводных автомобилей есть один компонент, который зачастую определяет возможности данной модели. Это раздаточная коробка, которую в простонародье называют просто раздаткой. Многие автолюбители не совсем понимают, что это за узел, как он работает и для чего вообще нужен. Но на самом деле ее назначение и принцип работы довольно просты. Давайте разберемся, что же это такое, зачем она нужна и какие бывают виды раздаточных коробок.

Что такое раздаточная коробка

Раздаточная коробка — это агрегат в трансмиссии полноприводного автомобиля, который распределяет крутящий момент от двигателя и коробки передач между передней и задней осями. По сути, она «раздает» мощность на все четыре колеса.

Но ее функция не ограничивается простым распределением. Помимо этого, раздаточная коробка увеличивает крутящий момент за счет наличия понижающей передачи (пониженного ряда) и служит для включения и отключения полного привода в зависимости от дорожных условий.

Ключевые элементы раздаточной коробки:

  • Цепная или зубчатая передача: передает крутящий момент на переднюю ось.
  • Межосевой дифференциал: позволяет колесам передней и задней оси вращаться с разными скоростями (необходимо для поворотов на твердом покрытии). Часто имеет функцию блокировки (жесткой или электронной).
  • Понижающий ряд (редуктор): пара шестерен с разным передаточным числом, которая значительно увеличивает крутящий момент и снижает скорость движения.
  • Приводы управления: механические (рычаги) или электронные (кнопки, сервоприводы), с помощью которых водитель управляет режимами раздатки.

Основные виды и типы раздаточных коробок

1. По типу привода на вторую ось раздаточные коробки можно разделить на подключаемый полный привод (Part-Time), постоянный полный привод (Full-Time) и автоматически подключаемый полный привод (On-Demand).

Первый — самый простой и надежный. В обычном режиме автомобиль является заднеприводным. При необходимости водитель вручную, с помощью рычага, подключает переднюю ось. При такой компоновке отсутствует межосевой дифференциал, поэтому ездить на подключенном полном приводе по сухому асфальту нельзя: это приведет к повышенному износу шин и компонентов трансмиссии.

Full-Time — автомобиль всегда движется на всех четырех колесах. В раздатке установлен межосевой дифференциал, компенсирующий разницу в скорости вращения осей. Это позволяет безопасно ездить по любым дорогам. Часто дифференциал имеет возможность блокировки для бездорожья.

В случае с On-Demand раздатки как отдельного агрегата может и не быть, а ее функции выполняет муфта подключения передней оси, расположенная рядом с КПП или редуктором заднего моста. В нормальном режиме автомобиль переднеприводной. Когда электроника фиксирует проскальзывание ведущих колес, она с помощью муфты подключает заднюю ось. Такой тип не имеет жесткой блокировки и понижающей передачи, поэтому его возможности на бездорожье ограничены.

2. По способу управления раздаточные коробки можно разделить на ручные/механические и электронные. Ручное управление может похвастаться надежностью, но требует от водителя понимания принципов работы. При электронном управлении водитель просто поворачивает селектор или нажимает кнопку, а сервоприводы сами подключают нужные режимы. Удобно, но менее надежно в экстремальных условиях.

3. По наличию понижающей передачи. Раздаточная коробка с понижающим рядом характерна для настоящих внедорожников, и без «понижайки» покорять серьезное бездорожье практически невозможно. Большинство кроссоверов и паркетников не имеют понижающего ряда, и для них под силу только легкое бездорожье.

Зачем и для чего

Главная задача раздаточной коробки — повышение проходимости. Благодаря возможности блокировать межосевой дифференциал и включать пониженную передачу автомобиль может продолжать движение, даже если одно или несколько колес потеряли сцепление с дорогой. На асфальте, особенно в дождь или гололед, полный привод, подключенный через раздатку, обеспечивает лучшее сцепление с дорогой и управляемость. Также раздаточная коробка помогает реализовать тяговое усилие — например, для буксировки прицепов, перемещения тяжелых грузов по бездорожью или медленной, контролируемой езды необходим огромный крутящий момент, который и обеспечивает «понижайка».

Подведем итоги

Раздаточная коробка — это не дань традициям, а ключевой элемент, определяющий характер и возможности полноприводного автомобиля. Выбор между Part-Time, Full-Time и On-Dependent зависит от того, как вы планируете использовать свой автомобиль. Для комфортной езды по асфальту или легких вылазок на природу необязательно брать автомобиль с подключаемым или постоянным полным приводом, да и вряд ли в этом случае вам пригодится «понижайка». Однако если вы планируете покорять глухие тропы, On-Demand стоит обходить стороной.

Понимая, как работает раздатка, вы сможете не только лучше управлять своим авто, но и сделать осознанный выбор при его покупке. Стоит помнить, что при любом типе установленной раздаточной коробки комфортную езду и проходимость можно получить только при нормально работающем двигателе, требующем качественного топлива. Поэтому ждем вас на любой АЗС «Татнефть».

Всем удачи на дорогах, в независимости от того, покоряете вы лесные овраги или двигаетесь на покрытой первым снегом городской дороге.

Авто
5,66 млн интересуются