Найти в Дзене
Философия отдыха

По следам «черных гусей»

Там, вдали, среди величественных хребтов Восточных Саян, живет удивительный народ – тофалары, или, как их звали ранее, карагасы («черные гуси»). Их численность остается стабильно небольшой – около восьмисот человек, словно закон ее сохранения соблюдается самой природой. Историки долго ломали головы над этим феноменом, ведь никаких сведений о военных конфликтах или массовых бедствиях, затронувших тофаларов, не сохранилось. Тофа, туба, карагасы... Именуют себя тофалары просто – тофа, что значит «человек». Однако старинное название «карагасы», что в переводе означает «черные гуси», звучит гораздо ярче и поэтичнее и отражает своеобразие этих таежных жителей, подобно диким гусям мигрирующих между горами и лесистыми долинами. Их земля зовется Тофаларией. Она находится в Восточных Саянах, на просторах Южной Сибири. Там, вдоль берегов извилистых рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара, расположены поселки, где живут представители народа, – Алыгджер, Нерха, Верхняя Гутара. Первое упоминание о таинстве

Там, вдали, среди величественных хребтов Восточных Саян, живет удивительный народ – тофалары, или, как их звали ранее, карагасы («черные гуси»). Их численность остается стабильно небольшой – около восьмисот человек, словно закон ее сохранения соблюдается самой природой. Историки долго ломали головы над этим феноменом, ведь никаких сведений о военных конфликтах или массовых бедствиях, затронувших тофаларов, не сохранилось.

Тофа, туба, карагасы...

Именуют себя тофалары просто – тофа, что значит «человек». Однако старинное название «карагасы», что в переводе означает «черные гуси», звучит гораздо ярче и поэтичнее и отражает своеобразие этих таежных жителей, подобно диким гусям мигрирующих между горами и лесистыми долинами. Их земля зовется Тофаларией. Она находится в Восточных Саянах, на просторах Южной Сибири. Там, вдоль берегов извилистых рек Ия, Бирюса, Уда, Кан, Гутара, расположены поселки, где живут представители народа, – Алыгджер, Нерха, Верхняя Гутара.

Первое упоминание о таинственных жителях Тофаларии сохранилось в древнекитайских хрониках, рассказывающих о племени туба, или дубо, проживавшем близ великой русской реки Енисей. В XVII столетии эта земля стала частью Российской империи, а местные жители постепенно приняли новую веру – православие, однако поныне сохранили свои старинные обычаи и языческие представления.

-2

Коллективное хозяйство

Своеобразный быт и традиции у кочевых тофаларов строились на принципах коллективизма и солидарности. Перегоняя свое главное богатство – стада северных оленей – с равнин в высокогорные районы и завися от природных циклов, они проводили зимние месяцы на равнинах, а летние – высоко в горах, там, где рос ценнейший мох – ягель, любимый оленями корм. Временная стоянка устраивалась на две-три недели, пока хватало пищи для оленей, затем они продолжали двигаться дальше, в поисках нового подходящего пастбища.

Жизнь тофаларов была тесно связана с традициями охоты и рыболовства. В лесах они добывали пушных зверей – белку, соболя, куницу, а также птиц – тетерева, глухаря, куропатку. Основными объектами крупной охоты становились медведь, лось, марал. Рыбаки умело ставили сети и ловушки, иногда добывая рыбу даже ружейным выстрелом. Осенью леса дарили щедрый урожай плодов: грибы, ягоды и орехи запасали на долгую холодную зиму.

Разделенный некогда на восемь кланов, каждый со своим собственным мифическим прародителем и священной территорией, тофаларский народ бережно хранил память о своих корнях. Члены единого семейного союза – аала – поддерживали друг друга, соблюдая законы равенства и справедливости. Вся добытая дичь распределялась поровну, никто не оставался голодным.

-3

Мой дом, мой наряд

Семьи тофаларов традиционно жили большими многодетными кланами. На новом месте в первую очередь ставили чумы. Основой каждого был каркас из длинных шестов, установленных кольцом и связанных сверху. Внутри располагался домашний очаг, символ тепла и благополучия. Мебель практически отсутствовала, заменялась шкурами животных и самодельными сумками для хранения домашней утвари.

Костюм тофаларов соответствовал суровым условиям проживания на природе. Основной элемент зимнего костюма – кожаная одежда (кожаны), сделанная из мягкой выделанной шкуры северного оленя. Кожаная обувь дополняла наряд, в женском варианте его еще украшали орнаментами из разноцветных нитей и лент. Особое внимание уделялось праздничному женскому головному убору – красочному платку с кисточками, а женский праздничный наряд порой включал яркие украшения из бисера и перьев.

-4

Во что веришь, то и есть

Несмотря на влияние православия, тофалары остались глубоко привержены своей древней культуре и верованиям. Шаманы всегда играли важную роль в их обществе, выполняя одновременно обязанности целителей, наставников и посредников между миром живых и миром богов. Шаманские церемонии сопровождались медитационными песнями, звуками магического бубна и постукиванием специальными трещотками.

Вообще музыка занимает особенное место в культурном коде тофаларов. Их мелодичные композиции варьируются от меланхоличных баллад до бодрых танцевальных мотивов, исполненных коллективно или индивидуально. Сильные голоса певцов воспевают повседневные события, трудолюбие, любовь и силу духа предков, оставляя глубокий отпечаток в памяти слушателей.

-5

Культура и история тофаларов представляет собой уникальный сплав традиций, верований и образов, воплощающих связь человека с окружающей средой, уважение к силам природы и стремление сохранить идентичность. Несмотря на немногочисленность, тофалары остаются хранителями своего культурного наследия и символом мудрости древнего народа.

#тофалары, #народность, #древний народ, #обычаи, #традиции, #культура, #человек, #интересно