Найти в Дзене
б.к.

Заканчивается ли капитализм и почему вторжение Трампа в Венесуэлу неизбежно?

Многие российские экономические эксперты социалистических взглядов, вроде Михаила Хазина, любят говорить, что капитализм достиг пределов своего расширения, и соответственно, поэтому он в кризисе и поэтому закончился. При всех его заслугах в иных вопросах, в этом вопросе Хазин либо добросовестно заблуждается, либо сознательно манипулирует и подменяет понятия. Мировой рынок - это абстрактное понятие, не имеющее раз и навсегда заданных пределов. Рынок расширяется или сжимается в зависимости от величины потребительского спроса, который в свою очередь зависит от количества произведённых товаров, от производительности труда, технического прогресса и т.д. То есть теоретически, с ростом производительности труда, расширение рынка стремится к бесконечности, и не важно, сколько стран входит в систему.   Если мы говорим о расширении на другие рынки, то это относится не к капитализму, а конкретно к Соединённым Штатам которые не тождествены капитализму как системе. То, что мы наблюдаем в мире,

Многие российские экономические эксперты социалистических взглядов, вроде Михаила Хазина, любят говорить, что капитализм достиг пределов своего расширения, и соответственно, поэтому он в кризисе и поэтому закончился. При всех его заслугах в иных вопросах, в этом вопросе Хазин либо добросовестно заблуждается, либо сознательно манипулирует и подменяет понятия.

Мировой рынок - это абстрактное понятие, не имеющее раз и навсегда заданных пределов. Рынок расширяется или сжимается в зависимости от величины потребительского спроса, который в свою очередь зависит от количества произведённых товаров, от производительности труда, технического прогресса и т.д. То есть теоретически, с ростом производительности труда, расширение рынка стремится к бесконечности, и не важно, сколько стран входит в систему. 

 Если мы говорим о расширении на другие рынки, то это относится не к капитализму, а конкретно к Соединённым Штатам которые не тождествены капитализму как системе. То, что мы наблюдаем в мире, это не крах капитализма, но крах конкретного глобального гегемона, которым на данном витке Истории являются Соединённые Штаты. 

Естественно, в ходе краха США и глобального рынка наша цивилизация на какое-то время может откатиться назад в своем развитии, но это опять не означает смерти или даже кризиса капитализма как системы, это означает лишь очередной кризис цивилизации, один из как минимум нескольких в истории человечества.

Правомерно говорить лишь о смене гегемона в системе, либо о системе с несколькими претендентами на гегемонию, которые со временем пройдут через несколько мировых войн чтобы остался только один. Система гегемоний циклична, как многое в природе, но смена в её рамках лидеров не означает ни смерти этой системы, ни тем более смерти капитализма.

Вернёмся к кризису США.

Основа колониальной системы - неэквивалентный обмен. Дорогие бусы (айфоны, дипломы MBA, автомобили, одежда и другие товары так называемого "престижного потребления") в обмен на дешёвое сырьё, которое искусственно поддерживается дешёвым. Однако США недальновидно допустили возникновение нового индустриального гиганта, за спиной которого догоняет ещё один гигант - Индия. 

Невозможность сохранения старой системы заключается не в достижении ею пределов планеты, а в том, что при сохранении прежних темпов развития Китая и Индии и при сохранении высокого уровня жизни Запада ресурсов на всех не хватит, планета не выдержит более одного золотого миллиарда. Каждый американец потребляет в год 12,44 мегават/часов электроэнергии. Средний житель Земли - 3,6, египтянин - 1,91, индиец - 1,36, китаец - 6,64. Рост стоимости ресурсов при росте их потребления ввергнет Запад в хаос.

Естественно, при проигрыше американской и западной промышленности конкуренции Китаю и Азии в целом, уровень жизни на Западе будет падать, причём скорее всего резко и быстро, через политические и экономические катастрофы.

Естественно, краха капитализма не произойдёт, и никакие социалистические утопии не придут ему на смену в виде глобального централизованного планирования и равного потребления энергии и ресурсов народами мира. Вместо этого будет схватка за место под солнцем. США попытаются силовым путём обеспечить себя дешёвыми ресурсами и лишить этого Китай. 

Именно это происходит на наших глазах в Венесуэле, Трамп захватывает венесуэльскую нефть. Если Трамп серьёзно относится к своей программе и намерен сопротивляться падению Соединённых штатов, то это должно случиться. Ответит ли Китай? Полагаю, не в этот раз. Остаётся надеяться, что сторонники Мадуро не уступят без сопротивления и Трамп столкнётся с партизанской войной, хотя это скорее всего перерастёт в гражданскую войну.

Однако, что важно для арабов - они будут следующими. Страны Залива являются крупнейшими поставщиками энергии в Китай и Индию. После взятия под контроль венесуэльской нефти, следующим пунктом повестки дня Трампа будет прекращение поставок нефти и газа Залива в Китай, сначала через пошлины, ультиматумы и угрозы, а если это не сработает - то более жёсткими методами.