Как известно, Дантес волочился за Натальей Николаевной, женой Пушкина, а женился на ее сестре – Екатерине Гончаровой. Как же так вышло?
Накануне нового 1837 года все сплетницы Петербурга обсуждали главную новость – предстоящую женитьбу блестящего офицера-гвардейца и красавца Жоржа Дантеса на дурнушке-бесприданнице Екатерине Гончаровой, которая к тому же, была старше его на три года. Что он в ней нашел?
Жених выглядел невесёлым. Ещё бы! Ведь брак явно неравный. Во всех смыслах. И только Катенька была на седьмом небе от счастья: сбылась ее мечта! Но какой ценой!
Она всегда жила в тени младшей сестры Натальи – единственной из трёх сестер Гончаровых, наследовавшей материнскую красоту. А самой старшей – Екатерине, появившейся на свет 22 апреля 1809 года, достался высокий рост, смуглая кожа, тяжёлый подбородок и крупный нос отца. Полный набор дурнушки. Не утешало даже то, что отец был талантливым музыкантом и наследником фабрик.
Катеньке едва исполнилось 5 лет, когда у отца развилась «душевная болезнь». Говорили, что этому предшествовало падение с лошади и травма головы. А следом семью постигло ещё большее горе: весть о разорении. И тогда Екатерина в полной мере поняла значение слова «бесприданница».
Вместе с сестрами она влачила жалкое существование в деревне, лишь мечтая о столичных балах и развлекая себя скромными провинциальными радостями: музыцированием, верховой ездой и чтением книг. Хорошо образованная, умная, любознательная Катенька завела альбом, в который переписывала «Горе от ума» Грибоедова и стихи Александра Пушкина.
И когда она узнала, что мать дала согласие на брак 31-летнего Пушкина с ее сестрой – 18-летней Натальей, у нее едва не случился нервный припадок. Младшая сестра выходит замуж раньше старшей? Как так? Где же это видано?
Тем не менее, Наталья отпраздновала свадьбу и уехала в Петербург. А Екатерина лишилась лучшей подруги. На прощание Натали прошептала, что постарается перевезти в столицу и сестер.
Она честно пыталась устроить судьбу Катеньки и Сашеньки и убедить мужа, что сестры быстро освоятся в высшем свете и выгодно выйдут замуж. Но Пушкин был категорически против: «У тебя ничего не получится, и все кончится тем, что их женихи будут влюбляться в тебя». И как в воду глядел. Но в итоге жене уступил. И видимо, зря.
Блестящие балы, театральные представления, знакомство с высшим светом – все это буквально вскружило Катенька голову. И при этом она то и дело чувствовала некоторую неловкость: все окружающие постоянно сравнивали ее и сестру Александру с прекрасной Натали, и … моментально разочаровывались.
«Кто смотрит на посредственную живопись, если рядом Мадонна Рафаэля?» - жёстко высказалась о сестрах Гончаровых Софья Карамзина.
Ни большие глаза, ни осиная талия, ни уж тем более острый ум не помогали Катеньке найти жениха. А если ещё добавить отсутствие приданого, то надежда и вовсе превращалась в безнадежность.
В первую петербургскую зиму Екатерина и Александра откровенно бедствовали. Барышни не хотели быть содержанками и честно платили Пушкину за квартиру. Поскольку их брат высылал обещанные доходы с чудом уцелевшего фамильного имения нерегулярно, а наряды стоили немало, сестрам приходилось занимать деньги у знакомых и родственников.
В 1835 году Екатерину устроили фрейлиной, но финансовых проблем это не решило. Но зато она стала чаще видеть одного молодого человека, с которым познакомилась ещё год назад и который похитил ее наивное девичье сердце.
Офицер-кавалергард Жорж Дантес пользовался у женского пола бешеным успехом. Высокий, статный и дерзкий красавец с роскошными усами умело завоёвывал дамские сердца рассказами о своих подвигах.
Дантеса усыновил голландский дипломат Луи Геккерн, после чего Жорж получил титул барона и доступ к огромному состоянию приемного отца. При этом ходили подозрительные слухи, что Геккерн славится своим интересом к мужскому полу, но восторженные барышни не верили в досужие сплетни.
Одной из таких восторженных поклонниц лихого кавалергарда была и Катенька Гончарова. И сердце ее буквально готово было выскочить из груди, когда она видела неотразимого Дантеса на пороге дома Пушкиных. Екатерина понимала: о таком шикарном женихе она может только мечтать.
Но однажды в задушевном разговоре Жорж доверил Катенька свою тайну: в дом Пушкиных его привела любовь к прекрасной Натали. И сама того не сознавая, Екатерина стала невольной посредницей между Дантесом и своей сестрой: передавала записочки, рассказывала новости. Она завидовала, ревновала, страдала, но ничего не могла с собой поделать: ради того, чтобы быть рядом с любимым хотя бы как друг, она принесла себя в жертву этому тайному и запретному роману.
Свадьба вместо дуэли
Многие современники ломали голову над вопросом: была ли страсть Дантеса взаимной? Изменяла ли Наталья Николаевна своему великому мужу? Или это были лишь сплетни? К сожалению, правды мы уже не узнаем.
Как не узнаем и всей правды об отношениях Дантеса и Екатерины. С одной стороны, Катеньке Гончаровой можно только посочувствовать: она мужественно несла свой крест. С другой стороны, есть сведения, что что ещё летом 1836 года между ней и Дантесом начались интимные отношения.
А 4 ноября 1836 года Пушкин получил записку, в которой он объявлялся рогоносцем. Взбешённый Александр Сергеевич немедленно вызвал Дантеса на дуэль.
Но тут красавец Жорж делает поворот оверштаг и заявляет Пушкину, что он все неправильно понял: на самом деле он бывал в его доме вовсе не ради его жены, а ради Катеньки, которую любит всем сердцем и на которой готов жениться хоть завтра. Под давлением друзей поэт отозвал вызов.
Новость о предстоящей свадьбе вызвала в петербургском обществе настоящий фурор. Ни о чем другом в высшем свете и говорить не могли. Все терялись в догадках, почему такой блестящий офицер идет под венец с такой замухрышкой. Одни говорили, что Дантес женится по приказу царя. Другие уверяли, что Катенька от него беременна, и он, как честный человек, мужественно исполняет свой долг. Третьи считали, что Дантес попросту струсил.
А может быть, Дантес этим своим поступком хотел защитить честь Натали? Или видел в женитьбе на ее сестре лишний повод быть рядом с любимой?
Так или иначе, все считали предстоящий брак спектаклем и ширмой.
Я люблю вас, Катенька!
Однако, письма Дантеса к Екатерине говорят о другом:
«Сердце мое было полно нежности и ласки к вам, так как я люблю вас, милая Катенька, и хочу вам повторять об этом сам с той искренностью, которая свойственна моему характеру и которую вы всегда во мне встретите… Весь ваш, моя возлюбленная».
Или вот ещё одно послание Дантеса:
«Безоблачно наше будущее, отгоняйте всякую боязнь, а главное – не сомневайтесь во мне никогда; все равно, кем бы ни были окружены, я вижу и буду видеть только вас; я – ваш, Катенька, вы можете положиться на меня, и, если вы нем верите словам моим, поведение мое докажет вам это».
Спрашивается, зачем так притворяться в личной переписке? Чтобы играть свою роль до конца? Не выйти из образа?
Софья Карамзина, неоднократно бывавшая в их доме, писала о браке Жоржа и Екатерины:
«Не может быть, чтобы все это было притворством: для этого понадобилась бы нечеловеческая скрытность, и притом, такую игру им пришлось бы вести всю жизнь!»
Накануне свадьбы Екатерина признавалась брату, что не верит своему счастью и больше всего на свете боится, как бы все не сорвалось.
Получив от царя разрешение на брак между католиком и православной, 10 января 1837 года Жорж Дантес-Геккерн и Екатерина Гончарова венчались по католическому обряду в церкви святой Екатерины и по православному – в Исаакиевском соборе.
Пушкин на торжество не явился вообще, а Наталья Николаевна присутствовала только на венчании, уехав перед свадебным обедом. На следующий день молодожены нанесли визит Пушкиным, но их не приняли.
В отместку Дантес после свадьбы продолжил ухаживать за горделивой красавицей Натали – демонстративно и напоказ. В итоге роковая дуэль всё-таки состоялась и закончилась гибелью Пушкина.
Военный суд приговорил Дантеса к повешению. Но Николай I приказал просто выслать его «с жандармом за границу, отобрав все офицерские патенты».
1 апреля 1837 года беременная Екатерина Николаевна покинула Петербург и уехала в Берлин. Ее никто не провожал.
Накануне она заехала в дом Пушкиных попрощаться и почему-то сказала сестре: «Я тебя прощаю». Хотела ли она этими словами выгородить мужа, или, как и многие, искренне считала Наталью Николаевну истинной виновницей смерти Пушкина? Этого мы тоже уже не узнаем. Больше сестры не общались.
Екатерина догнала разжалованного Дантеса в Берлине, а оттуда супруги перебрались во Францию и поселились в доме родного отца Жоржа в городе Сульце. Екатерина Николаевна подарила супругу трёх очаровательных дочерей: Матильду-Евгению, Берту-Жозефину и Леони-Шарлотту.
К удивлению окружающих, Жорж Дантес-Геккерн стал примерным семьянином и любящим отцом. Зная, как муж мечтает о сыне, Екатерина многие часы проводила в храме, стоя на коленях перед иконами. И Бог, наконец, услышал ее молитвы: в сентябре 1843 года она родила мальчика Луи-Жозефа, но - ценой собственной жизни. 15 октября 1843 года Екатерина Николаевна скончалась от послеродовой горячки. Жорж Дантес больше мне женился.
Был ли этот брак игрой с первого до последнего дня или на самом деле был основан на взаимных чувствах?
Известно, что по приезде во Францию Дантес запретил жене говорить на русском языке. Хотел стереть из памяти все, что связано с Россией? Или хранил какие-то тайны, и не хотел, чтобы до них докопались? К сожалению, ответы на эти вопросы участники этой драмы унесли с собой в могилу.