Итак, друзья, наконец-то этот день настал, и мы можем с вами подробно, без спешки и без прикрас, поговорить о главной автомобильной новинке 2025 года для российского рынка - Лада Искра. Эту машину ждали, о ней спорили, ее критиковали еще до выхода, и теперь, когда первые экземпляры покинули конвейер и попали в руки к блогерам и первым покупателям, пришло время разобраться, что же это за зверь такой и насколько он оправдал, а может быть, и превзошел наши ожидания.
Кратко, история создания
История создания Искры окутана перипетиями последних лет, ведь разработка модели стартовала еще тогда, когда у руля АвтоВАЗа стоял французский концерн Renault. Именно поэтому в основу Искры, что не является большим секретом, легла платформа от последнего поколения Logan, а также нового Duster, на которой также строятся современные европейские Clio.
АвтоВЗАЗ заявляет о глубокой доработке и адаптации платформы под российские реалии, а также о высокой для отечественного автопрома локализации в девяносто процентов, что, впрочем, при детальном разборе выглядит несколько оптимистично.
Изначально Искру прочили в преемники архаичной Гранте, но в итоге концерн решил не избавляться от старого бестселлера, и теперь эти модели будут сосуществовать на конвейере, занимая разные ценовые и позиционные ниши. Искра строго вклинилась между самой доступной Грантой и флагманской Вестой, пытаясь предложить покупателю нечто среднее - уже не голый бюджетник.
Экстерьер, интерьер
Внешний вид Искры определенно можно назвать шагом вперед по сравнению с другими моделями семейства, хотя в нем и угадываются фирменные вазовские мотивы.
Передняя часть с крупной решеткой радиатора и стремительной оптикой смотрится современно и даже агрессивно, а в топовых комплектациях ее дополняют стильные диодные дневные ходовые огни, что сразу придает машине солидности.
Впрочем, не обошлось и без разочарований, даже в самой дорогой версии основная оптика остается галогенной, что в 2025 году для автомобиля за полтора миллиона рублей выглядит, мягко говоря, странновато.
Боковой силуэт узнаваем, а вот задняя часть с широкими фонарями вызывает споры, но в целом машина смотрится цельно и динамично, особенно на фирменных двухцветных литых дисках диаметром шестнадцать дюймов. Габариты Искры действительно оказались ровно между Грантой и Вестой, она чуть крупнее первой, но компактнее второй, что полностью соответствует ее маркетинговому позиционированию.
Салон автомобиля при первом знакомстве вызывает смешанные чувства, ведь с одной стороны мы видим прогресс, а с другой - старые, давно знакомые грабли.
Прогресс заключается в наконец-то современном и эргономичном интерьере, который явно перекликается с решениями от Renault. Передняя панель с крупным, хоть и не самым большим, восьмидюймовым экраном мультимедийки, удобный блок управления климатом с классическими крутилками и нормальный, настраиваемый по вылету и наклону руль от Весты, все это радует глаз и руки.
Сиденья здесь заметно комфортнее грантовских, с приемлемой боковой поддержкой и регулировкой по высоте с большим диапазоном, а вот поясничный упор, увы, отсутствует даже в топе. Материалы отделки, что вполне ожидаемо, сплошь жесткий пластик, причем даже в зоне контакта с локтем водителя, что гарантирует скорые неприятные ощущения и потертости.
Практичности тоже уделили внимание, появилась огромная ниша для смартфона на центральной консоли, целых два USB-порта формата Type-A спереди и два сзади, а также двенадцативольтовая розетка.
Однако тут же нас поджидают и странные решения, заставляющие снова чесать затылок. Подстаканники по-прежнему остались мелкими и бесполезными, а их расположение под водительским подлокотником и вовсе превращает попытку выпить кофе в квест. Почему нельзя было сделать нормальные стаканы или перенести их, остается загадкой.
Музыкальная система Яндекс.Авто работает отлично, имеет встроенный на несколько лет предоплаченный интернет и все необходимые сервисы, но огромные рамки вокруг экрана намекают на то, что в будущем здесь может появиться дисплей побольше.
Приборная панель простая, со стрелочными указателями и монохромным экраном бортового компьютера, но вся необходимая информация читается легко. Отдельно стоит упомянуть тот самый неповторимый "аромат нового АвтоВАЗа", который знаком каждому, кто хоть раз сидел в свежей Ладе - пахнет Искра точно так же, как Веста, Гранта или Нива, что вызывает своеобразное чувство ностальгии.
Комплектации, оснащение
Что касается оснащения, то здесь производитель предлагает четыре классические комплектации:
Comfort, Life, Enjoy и Tecna. Базовая версия за 1 249 000 рублей удивительным образом включает в себя две подушки безопасности, систему стабилизации ESP, ABS, датчик света и дождя, сигнализацию и даже телематику Lada Connect, но при этом лишена кондиционера, мультимедийной системы и имеет механические регулировки зеркал.
Версия Life добавляет столь необходимый кондиционер, подогрев передних сидений и зеркал, а Enjoy радует полным электропакетом, подлокотником, круиз-контролем и той самой медийкой с Яндексом.
Топовая Tecna за почти 1.7 миллиона рублей предлагает подогрев руля и заднего дивана, камеру заднего вида с динамическими линиями, парктроники, литые диски и подсветку в багажнике, но вот передних датчиков парковки и климат-контроля нет и здесь, что выглядит досадным упущением.
Моторы, коробки
Техническая начинка Искры не преподносит сюрпризов, предлагая два хорошо знакомых по другим моделям мотора.
Базовый 8-клапанный 1.6-литровый агрегат на 90 лошадиных сил, который работает исключительно в паре с шумной и архаичной 5-ступенчатой механической коробкой собственной разработки АвтоВАЗа.
Более продвинутый 16-клапанный двигатель объемом 1.6 литра и мощностью 106 л.с., который можно сочетать либо с 6-ступенчатой механикой китайского производства, либо с таким же вариатором CVT-18.
Шестиступенчатая коробка передач заслужила неплохие отзывы за свою четкость и возможность экономить топливо на трассе, а вот вариаторный вариант подойдет исключительно для спокойной городской езды, так как динамика с ним оставляет желать лучшего, разгон до сотни занимает почти 14 секунд, что даже медленнее, чем у Гранты с тем же мотором.
Что внутри машины: разобрали, посмотрели
Любопытные выводы можно сделать, заглянув внутрь машины, что и сделали энтузиасты с канала Клубный Сервис, разобрав одну из первых Искр до винтика.
Картина получилась весьма пестрой, на многих элементах подвески, кронштейнах и самом кузове красуются штамповки Renault, что красноречиво намекает на истинное происхождение платформы.
Впрочем, рядом с французскими надписями соседствуют и таблички АвтоВАЗ, что говорит о гибридном подходе к производству. Электроника также представляет собой сборную солянку - блоки подушек безопасности произведены в Китае, мультимедийная система тоже китайская, а вот приборная панель и некоторые другие элементы - отечественные от ИТЭЛМА.
Сварка и общее качество сборки кузова были отмечены как весьма аккуратные, без грубых соплей и недоваров, что определенно радует. А вот с шумоизоляцией и антикоррозийной обработкой не все так однозначно, хоть и используются современные герметики и мастики, некоторые скрытые полости и торцы остаются без должной защиты, а стандартная шумоизоляция оставляет желать лучшего.
Тест-драйв
На ходу Искра ведет себя предсказуемо и даже в чем-то приятно, особенно для тех, кто пересаживается с Гранты. Подвеска, построенная на передних стойках МакФерсон и задней торсионной балке, но с важным дополнением в виде полноценного подрамника, справляется с неровностями довольно энергоемко, сглаживая мелкие кочки и позволяя не сбавлять скорость на серьезных выбоинах, хотя на резких ударах отдача в кузов бывает излишне звонкой.
Управляемость достаточно нейтральная, с заметными кренами в поворотах и абсолютно пустым рулем в начальной зоне, что не располагает к активной езде, но система стабилизации настроена хорошо и вовремя подстраховывает водителя.
А вот с динамикой все печально, особенно для вариаторных версий, мотору не хватает тяги на низких оборотах, а вариатор, хоть и пытается имитировать виртуальные ступени, раскручивает его до звенящего гула, не обеспечивая должного ускорения, что делает обгоны на загородных дорогах рискованным предприятием.
Шумоизоляция на крейсерских скоростях неплохая, но при активной работе двигателя его рычание проникает в салон слишком явно.
Оцинковка
Отдельный и очень важный вопрос - оцинковка кузова. Производитель заявляет о ее наличии на внешних панелях кузова, включая капот, крылья, двери, а также на внутренних усилителях, стаканах и моторном щите. В отличие от Весты Cross, крыша у Искры не оцинкована.
Днище, как и у всех Лад, оцинковки не имеет, но обработано герметиками и антигравийными покрытиями, чью долговечность покажет только время. Слабые места, увы, остаются теми же - торцы элементов и скрытые полости не всегда защищены идеально.
Окончательный вывод
Подводя итог, Лада Искра предстает перед нами в образе крайне противоречивого автомобиля. С одной стороны, это очевидный шаг вперед в плане эргономики, оснащения и общего ощущения современности по сравнению с Грантой.
С другой стороны, заявленная цена в топовых версиях заставляет сравнивать ее не только с одноклассниками, но и с подержанными иномарками, где за те же деньги можно получить несопоставимо больший комфорт и надежность.
Главными плюсами Искры можно смело назвать современную платформу с хорошим запасом прочности, прогрессивный для ВАЗа интерьер с нормальной медийной системой, неплохую базовую комплектацию и наличие в гамме адекватной механической коробки передач.
К минусам же отнесем завышенную цену, слабую динамику с вариатором, использование устаревших галогенных фар, дешевые материалы отделки и ряд странных эргономических промахов.
Стоит ли покупать
Стоит ли покупать Искру? Если вы сознательный патриот, который хочет получить максимально современный на данный момент продукт АвтоВАЗа с гарантией и понятной сервисной историей, и вас не пугает цена в полтора миллиона за хорошо укомплектованную версию с мекханикой, то да, это ваш выбор.
Если же вы ищете максимальную выгоду и практичность, то, возможно, стоит присмотреться к той же Гранте, либо погрузиться в изучение рынка подержанных автомобилей. Искра - это не прорыв, но это и не провал, это скорее робкий, но твердый шаг отечественного автопрома в правильном направлении, правда, с оглядкой на экономические реалии и кошелек конечного покупателя.
А вы, что думаете по поводу Лада Искра? Оставляйте любое своё мнение в комментариях, там и обсудим этот спорный автомобиль!