Найти в Дзене

ДОХОДНЫЙ ДОМ, знавший и коммунистов и гопников

На проспекте Обуховской Обороны, прямо напротив сгоревшей в 2021 году «Невской мануфактуры», обособленно стоит пятиэтажное многоквартирное здание, известное как «Доходный дом» и имеющее ныне номер 131 (Яндекс Карты). До революций это здание имело другой адрес: г. Петроград, село Михаила Архангела, Шлиссельбургский пр., д. 15 (согласно книге Д. Шериха «Невская застава. Берег левый...», стр. 197)
СКАЧАТЬ книгу «Невская застава. Берег левый...» Д. Шериха (pdf) Внешне дом выглядит довольно типично, хотя и обладает дореволюционным статусом. Однако для ценителей истории Санкт-Петербурга (и Ленинграда) он представляет определённый интерес — прежде всего потому, что в начале ХХ века, когда здание ещё насчитывало три этажа, в одну из его скромных квартир переехала семья Надежды Сергеевны Аллилуевой — второй жены Иосифа Сталина. В этом доме жил и работал её отец, Сергей Яковлевич Аллилуев — один из первых российских рабочих социал-демократов, близкий товарищ и соратник Иосифа Виссарионовича. В
Оглавление

На проспекте Обуховской Обороны, прямо напротив сгоревшей в 2021 году «Невской мануфактуры», обособленно стоит пятиэтажное многоквартирное здание, известное как «Доходный дом» и имеющее ныне номер 131 (Яндекс Карты).

До революций это здание имело другой адрес: г. Петроград, село Михаила Архангела, Шлиссельбургский пр., д. 15 (согласно книге Д. Шериха «Невская застава. Берег левый...», стр. 197)


СКАЧАТЬ книгу «Невская застава. Берег левый...» Д. Шериха (pdf)

Внешне дом выглядит довольно типично, хотя и обладает дореволюционным статусом. Однако для ценителей истории Санкт-Петербурга (и Ленинграда) он представляет определённый интерес — прежде всего потому, что в начале ХХ века, когда здание ещё насчитывало три этажа, в одну из его скромных квартир переехала семья Надежды Сергеевны Аллилуевой — второй жены Иосифа Сталина. В этом доме жил и работал её отец, Сергей Яковлевич Аллилуев — один из первых российских рабочих социал-демократов, близкий товарищ и соратник Иосифа Виссарионовича.

С. Я. Аллилуев и его младшая дочь Н. С. Аллилуева. Фото из интернета
С. Я. Аллилуев и его младшая дочь Н. С. Аллилуева. Фото из интернета

До Великого Октября

В марте 1917 года, после Февральской революции, Сталин посетил квартиру своей будущей жены, вернувшись из ссылки. Согласно воспоминаниям старшей сестры Надежды — Анны Аллилуевой, оставившей после себя обширное мемуарное наследие, приезд Иосифа Сталина стал ярчайшим событием: отец четыре года ожидал товарища из заключения. Анна Сергеевна так описывала этот день:

Отрывок из «Воспоминаний» А. С. Аллилуевой (гл. 34):
«Пыхтя и громыхая, подкатывают к остановке двухэтажные вагончики. Я взбираюсь наверх. Паровичок, собравшись с силами, устремляется вперед, пробегает Старо-Невский и мчит нас к набережной. Нева здесь угрюмая. Ей точно скучно после дворцов и парадных особняков омывать унылые домишки заставы. Я соскакиваю с поезда там, где Нева подбегает к корпусам Торнтоновской фабрики. Напротив поднимаются три этажа нашего дома. Там пункт кабельной сети, которым заведует отец. Я вбегаю в подъезд. В радостной приподнятости (она не покидает меня с первых дней революции) вхожу домой. Кто-то из товарищей монтеров открывает дверь.
— Наши дома? — спрашиваю я и оглядываюсь, висят ли в передней знакомые пальто.
Но мужское черное драповое пальто на вешалке мне незнакомо. И на столике чей-то длинный теплый полосатый шарф.
— Кто у нас? — спрашиваю я монтера.
— Вернулся Сталин… — отвечает он. — Из ссылки… Только приехал.
Сталин! Иосиф! Вернулся! Уже в Петрограде! Да, да: он ведь писал отцу с дороги. Мы ждали его. И все-таки эта весть поражает меня. Быстро распахиваю дверь. В комнате, у стола, стоит наш гость. Я помню: он не любит долго сидеть и, даже рассказывая что-нибудь, шагает по комнате. Движения его при этом спокойны и уравновешенны. И сейчас вот, увидев меня, он неторопливо делает шаг в мою сторону.
— А!… Здравствуйте! — говорит Иосиф. Я не видела его четыре года. Четыре года, которые он провел в ссылке, в тяжком, суровом одиночестве. Да, конечно, он изменился. Я хочу уловить: в чем же то новое, что я замечаю в нем? В одежде? Нет. Он в таком же темном, обычном для него костюме, в синей косоворотке. Странными, пожалуй, кажутся мне его валенки. Он не носил их раньше. Нет, изменилось его лицо. И не только потому, что он осунулся и похудел, — это, должно быть, от усталости. Он так же выбрит, и такие же, как и раньше, недлинные у него усы. Он так же худощав, как прежде. Но лицо его стало старше — да, да, значительно старше! А глаза — те же. Та же насмешливая, не уходящая из них улыбка.
— Как вы нас отыскали? — нахожу я наконец слова. — Вот уж не думала увидеть вас сегодня.
Иосиф вынимает изо рта свою трубку — трубку, без которой с тех пор я не могу его представить.
— Видите, отыскал. Попал, конечно, туда, на старый адрес, на Выборгскую… Там сказали… И куда вас в этакую даль занесло? Ехал на паровике, ехал, ехал, думал — не доеду...»

СКАЧАТЬ книгу «Воспоминания». А. С. Аллилуевой (epub)

Н. С. Аллилуева и И. В. Джугашвили (Сталин). Фото из интернета
Н. С. Аллилуева и И. В. Джугашвили (Сталин). Фото из интернета

В тот же день в доме Аллилуевых собралось много народу: отец, сёстры Анна и Надежда, их мать, вернувшаяся из госпиталя. Все пили горячий чай, пели песни, допоздна разговаривали. Сталин рассказывал немало интересного о своей ссылке, где провёл несколько последних лет, и о том, как пропустил февральские революционные события, пока возвращался в Петербург. А когда за полночь весь женский пол отправился спать, Сергей Яковлевич и Иосиф Виссарионович остались беседовать до утра — обсуждали идеологические вопросы и предстоящую масштабную работу по построению социалистического общества и новой страны.

Советское время

К сожалению, достоверных сведений о доме № 131 по пр. Обуховской Обороны за советский период обнаружить нам не удалось. Известно лишь, что после Великого Октября история здания получила новое развитие. Доходные квартиры, ранее сдававшиеся в коммерческий наём, были переоборудованы советским правительством в коммунальные и заселены рабочими с близлежащих промышленных предприятий — их в этом районе и сегодня немало. Только по соседству с домом располагались два больших завода — «Экономайзер» и «Пролетарский» (ранее — «Александровский»). В самом же здании была проведена существенная реконструкция: ему надстроили ещё два дополнительных этажа, увеличив тем самым жилую площадь — дом стал пятиэтажным, с балкончиками.

Дом №131 (справа) по пр. Обуховской Обороны, уже в 5 этж., 1970-е. Фото: https://pastvu.com
Дом №131 (справа) по пр. Обуховской Обороны, уже в 5 этж., 1970-е. Фото: https://pastvu.com

Где-то пишут, что 131-й дом по «Обуховке» в эпоху СССР был известен тем, что в его подвале располагалось заведение с винными автоматами — так называемая «автопоилка». За монету номиналом 15 коп. там, якобы, можно было получить порцию вина в стакан; при этом разные автоматы предлагали различные сорта вина и объёмы порций. И поэтому в этом месте всегда было многолюдно. Однако подтвердить достоверность данной информации не представилось возможным.

В то же время сохранились иные воспоминания о подвале этого дома — относящиеся уже к периоду «лихих 90-х»…

После контрреволюции

В 1991 году произошёл распад СССР — первого в мире государства, основанного на принципах социализма. За его создание сражались и Сергей Аллилуев, и Иосиф Сталин, и Владимир Ленин, а также многие другие социал-демократы, а позднее и коммунисты нашей страны. Наступил период торжества белых контрреволюционных сил, которые долгое время стремились пересмотреть итоги событий 1917 года.

В первые десять лет постсоветского периода Россия скатилась до анархического состояния: новая власть вроде бы как и существовала, но реального управления страной не было. Во всех уголках бывшей супердержавы воцарились беззаконие и бандитизм, а простой народ начал уверенное погружение в спиртосодержащие средства и наркотики. На смену цивилизованного общества пришли алкоголики, наркоманы, братки и неформалы.

Имевший непосредственное отношение к описанным далее событиям поэт и писатель А. Доцент вспоминает в своей книге «Дети Подвалов» (стр. 352) следующее. Примерно в середине «лихих» дом № 131 по проспекту Обуховской Обороны среди местной молодёжи получил прозвище «Плюхин дом». Причина была проста: в одной из его квартир на пятом этаже рос парень по прозвищу Плюха — типичный такой мальчиш-плохиш, склонный к употреблению запрещённых веществ (отсюда и его кличка).

Дом №131 по пр. Обуховской Обороны (вид со двора). 1996 г. Стрелочкой внизу указан вход в подвал, о котором пойдёт речь далее. Фото: https://pastvu.com
Дом №131 по пр. Обуховской Обороны (вид со двора). 1996 г. Стрелочкой внизу указан вход в подвал, о котором пойдёт речь далее. Фото: https://pastvu.com

В незанятом подвале этого дома он организовал неформальную тусовку. Вечерами и ночами там собирались уже отнюдь не марксисты, и даже не завсегдатаи мифической «автопоилки», а представители самых разных подростковых субкультур — от рокеров до гопников. Не подозревая об исторической значимости места, ребята распивали в его недрах алкоголь, курили травку, слушали музыку и… играли в компьютерные игры. Да, именно в компьютерные — и это не опечатка. Мать Плюхи работала мелким чиновником, благодаря чему ему удалось раздобыть завидное на то время «чудо техники» — один из первых «компов» с цветным монитором. Этим он и привлекал к себе местную молодёжь.

Тусовки в «плюхином» подвале отличались шумностью, нередко сопровождавшуюся конфликтами и даже драками. Из-за этого к дому регулярно приезжали наряды милиции, вызванные соседями. Однако благодаря положению матери Плюхи, сделавшей успешную карьеру в новых буржуазных реалиях, «компьютерный клуб» просуществовал довольно долго — около двух-трёх лет. Всё закончилось, когда Плюха все жё попал в тюрьму за связь с наркотиками, и попал надолго.

Рекламный баннер книги А. Доцента "Дети Подвалов"
Рекламный баннер книги А. Доцента "Дети Подвалов"

СКАЧАТЬ книгу «Дети Подвалов». А. Доцента (epub, fb2, mobi, pdf)

Подытожим...

Таким образом, наш «Доходный дом» пережил сразу несколько эпох. Сначала он был свидетелем того, как отважные социал-демократы и марксисты боролись за права и свободы российского народа, денно и нощно работая над подготовкой страны к Великой Октябрьской социалистической революции. Затем здание увидело плоды их труда: социалистический строй и советских рабочих, с энтузиазмом поднимавших страну над остальным миром, выводивших её в космос и ведших к светлому коммунистическому будущему.

А впоследствии дом стал свидетелем драматического перелома — массового отречения граждан от идеалов советской Родины, которую погибая, защищали от фашистского ига их отцы и деды. В погоне за капиталистическими ценностями общество проявило молчаливое равнодушие, наблюдая, как манипулируемые Западом дельцы разрушают и расхищают национальное достояние. В итоге некогда могущественная, образцовая страна оказалось во власти деградации и повального «плюхинизма».

Дом №131 по пр. Обуховской Обороны (вид с проспекта). Фото: Левый Берег, 2025
Дом №131 по пр. Обуховской Обороны (вид с проспекта). Фото: Левый Берег, 2025

Сегодня дом стоит на прежнем месте, гордо и молчаливо храня в кирпичных стенах память о своих многочисленных жильцах и событиях. Часть из его пятнадцати квартир остаётся коммунальной, а часть — в частной собственности. И существует огромная уверенность в том, что его жители никогда не интересовались историей своего жилища, особенно поколение 2000‑х.

Дом №131 по пр. Обуховской Обороны. Подвал с автономерами. Фото: Левый Берег, 2025
Дом №131 по пр. Обуховской Обороны. Подвал с автономерами. Фото: Левый Берег, 2025

В подвале дома (в том самом — даже вход тот же) сегодня обосновалась организация, штампующая и регистрирующая автомобильные номера. Но мы узнавали: работающие там сотрудники тоже ничего не знают о прошлом здания № 131 по пр. Обуховской Обороны. А зачем им?

Зато теперь знаете вы…

С вами была рубрика «Красный Город» — путеводитель по революционной истории Петербурга, Ленинграда и Ленинградской области.

Обсудить данную статью вы можете здесь. По этой же ссылке можно сообщить нам обо всех неточностях в тексте и иллюстрациях.

Левый Берег
Левый Фронт