Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Корниловский ударный полк

Рядовой Корниловского ударного полка. Экспонат Центрального музея Вооружённых сил.
Рядовой Корниловского ударного полка. Экспонат Центрального музея Вооружённых сил.

26 октября 1918 года к обороняющейся под Ставрополем 3-й дивизии Дроздовского на помощь подошел Корниловский ударный полк. Однако перелома не наступило. На следующий день белые оставили Ставрополь.

В книге Михаила Критского «Корниловский ударный полк» этот эпизод описан кратко:

«С огромными потерями Корниловцам пришлось отходить на Ново-Екатериновку, но и в этой станице пришлось вынести упорный бой. Нашелся один мобилизованный прапорщик предатель, который ночью из сторожевого охранения бежал к красным и указал им, как обойти полк. Корниловцы опять понесли большие потери – за эти два последние боя убитых и раненых было до 600 человек. Был убит полковник Лисовский и смертельно ранен полковой адъютант поручик Пожалов-Романов. После этих тяжелых боев Корниловский полк был отправлен в Ставрополь, а оттуда переброшен эшелонами на станцию Торговая».

На само деле книга весьма любопытная и ныне доступная в репринтном издании. То есть в копии с парижского издания 1936 года. С соответствующей старорусской орфографией, с иллюстрациями, с фотографиями основных офицеров полка или даже Корниловской дивизии.

Справка. Корниловцы – наименование одной из первых добровольческих частей. Первоначально образована в 1917 году на Юго-Западном фронте в составе 8-й армии как Ударный отряд охотников, затем Корниловский ударный полк. В 1919 г. были созданы 2-й и 3-й Корниловские ударные полки [во многом за счет пленных], сведенные в сентябре 1919 года в Корниловскую ударную бригаду. 27 октября 1919 года бригада развернута в Корниловскую дивизию.

Нарукавный знак корниловских частей. Командир 2-го Корниловского полка Левитов.
Нарукавный знак корниловских частей. Командир 2-го Корниловского полка Левитов.

Книга не является историей полка, основанной на документах. Это скорее мемориальная книга, память, написанная по воспоминаниям эмигрировавших корниловцев. Написана и издана, что называется, «с благословения» командира корниловцев генерала Скоблина.

Кстати, это очень и очень интересно. В издании 1936 года о Скоблине написано не просто хорошее, но восторженное и возвышенное. Старейший корниловец, отец-командир, отважный, белый рыцарь и так далее.

Ох-ох-ох, знали бы издатели, что уже через год генерал будет обвинен в сотрудничестве с советской разведкой и в похищении председателя РОВС генерала Миллера. Так проходит слава мирская. Но в 1936 году Скоблин был еще героем Белого дела.

История Корниловского ударного полка начинается с мая 1917 года, когда назначенный командующим 8-й армией генерал Корнилов дал добро капитану Неженцеву на формирование особой ударной части. Армия распадалась. Создание ударных частей – попытка затормозить процесс распада, создать точки притяжения здоровых сил.

Корниловцы принимали участие в летнем наступлении Юго-Западного фронта. Пока еще как отряд, а не полк. Но 11 августа (по старому стилю) приказом Главкома Корнилова отряд преобразован в полк четырехбатальонного состава.

Собственно, вся эта история и последующие события изложены в книге Критского. Пересказывать подробности не буду. Лучше прочитать у автора.

Погоны Корнилова. Экспонат Центрального музея Вооружённых сил.
Погоны Корнилова. Экспонат Центрального музея Вооружённых сил.

На мой взгляд, чтение полезное и интересное как для нынешних сторонников белых, так и для современных сторонников красных. Конечно, не следует воспринимать любой эпизод (особенно особо героический) на веру. Книга носит мемориальный характер, характер панегирика. С соответствующим выбором тона и фактов.

Приведенный выше отрывок довольно характерен. Как про победы, корниловцы сплошь герои. Как про поражения, так часто всегда виноват кто-то другой – командование, предательство, многократное превосходство противника.

Между прочим, по настроению это похоже на книгу генерала Туркула «Дроздовцы в огне». Дроздовцы у Туркула, как и корниловцы у Критского идут и идут от победы к победе, но почему-то в итоге оказываются не в Москве, а в Крыму и дальше в эмиграции.

Но мелкие подробности интересны безусловно. Даты, детали организации отдельных подразделений, 2-го полка, 3-го полка, преобразование в дивизию. Имена и характеристики командиров. Впрочем, характеристики, как правило, положительные, если не сказать: восторженные.

Пожалуй, самый необычный подарок для меня.
Пожалуй, самый необычный подарок для меня.

Неприглядные моменты чаще всего пропускаются. При этом расстрелы пленных красноармейцев неприглядными не считаются. О них пишется пусть и без гордости, но и без стеснения. Что касается грабежей или «реквизиций»…

Есть тут занятный и противоречивый пассаж:

«Цветные полки Добровольческой армии обвиняли в грабежах, погромах и насилиях.
Это обвинение Корниловцы отвергали с негодованием. В 1-ом корпусе грабежей и погромов не было. <…>
Единственное, в чем могли винить себя Корниловцы, – это в реквизициях у населения».

Если «реквизиция» в военное время в условиях быстрого отхода это не «грабеж» (по крайней мере, по мнению населения), то я не знаю, что это.

Хронологически книга охватывает весь период борьбы. От зарождения полка летом 1917 года, через возрождение на Дону в конце 1917 и начале 1918 годов. Первый и Второй Кубанские походы, бои в Донбассе, наступление на Орел, отступление на Ростов, далее на Новороссийск, переправа в Крым и последний всплеск борьбы при генерале Врангеле.

Конечно, это не документальная история полка, это не история Гражданской войны. Но это любопытный срез мнений и взглядов белоэмиграции спустя 15 лет после поражения. Создание легенды о безупречных белых рыцарях, сражавшихся с латышами, евреями, китайцами и большевиками и одоленными только их многочисленностью.

Имеет смысл ознакомиться? По-моему, да.

------

Все материалы рубрики Гражданская война в России:

Гражданская война в России | Internetwar. Исторический журнал | Дзен

------

Все книги "Книжной полки" канала:

Книжная полка | Internetwar. Исторический журнал | Дзен