В данной статье автор исходит из тезиса о неизбежности войны между двумя мировыми гегемонами - США и КНР.
Кроме этого, автор убеждён в ближайшей перспективе военного конфликта РФ и европейских членов НАТО.
Предметом моего научного интереса является прогнозирование основных отличий будущих войн от нынешней Специальной военной операции на Украине.
Свои рассуждения я начну с констатации двух фактов.
Факт первый. Современное мировое роботостроение на базе искусственного интеллекта сосредоточено исключительно в двух государствах - США и Китае. Некоторые другие страны, включая Россию, делают неуверенные попытки двигаться вслед за лидерами, а подавляющая часть остального мира вовсе находится вне этой фундаментальной гонки. Как следствие, через десятилетие в мировом геополитическом ландшафте не останется никого, кто не окажется в вассальной зависимости от могущества США или Китая. Доминирование технологий ИИ не оставит никому шанса на самостоятельное существование вне двух военно-политических блоков.
Факт второй. Предпосылки для очередной мировой войны назрели к середине 2010-х годов. Видение технологии такой войны зависело от уровня стратегического мышления руководств противоборствующих сторон. Британско-европейский конгломерат и РФ планировали воевать между собой в парадигме Второй мировой, где решающую роль играли численные параметры традиционных Вооружённых сил образца 20-го века с незначительными поправками на прошедшие 80 лет. США и Китай заняли более осторожную позицию. Тамошнее военно-политическое руководство интуитивно понимало, что прежние военные технологии совершенно устарели и не соответствуют реалиям 21-го века. Во внимание принимались как демографические процессы (в частности, ставшее очевидным вымирание белой расы), так и стремительный прогресс в области ИИ.
Как результат, к концу 2025 года мы оказались в следующей диспозиции. Европейские страны НАТО и Российская Федерация начали-таки свою войну, а США и Китай оказались сторонними наблюдателями.
Первые акторы безнадёжно завязли в своих тактиках и вынужденно расходуют драгоценный человеческий материал в попытке изменить баланс в свою пользу.
Вторые - Штаты и Китай - получили прекрасную возможность убедиться в правильности своего подхода. Технологии прошлого века СОВЕРШЕННО НЕПРОДУКТИВНЫ в новое время.
На что делают ставку дальновидные гегемоны современности?
Повторюсь, необходимость войны между ними назрела и Тайвань станет лишь поводом. Но сжигать в топке войны людской материал обе стороны не намерены. Здесь действуют не соображения гуманизма, а военная целесообразность.
Поясню.
Опыт СВО со всей очевидностью показал, что две армии, находящиеся на одинаковом технологическом уровне, НЕ СПОСОБНЫ выявить победителя. Социальные аспекты, демографические последствия и неизбежные ошибки в планировании превращают гипотетическую победу в гибельное мероприятие. Истребительная война в лекалах прошлых веков ставит крест на перспективах победителя.
Видимо, элиты США и Китая сумели понять это без предметного эксперимента, в отличие от российско-украинских участников конфликта. Поэтому те, кто следит за научными и техническими новостями, понимают суть нынешней гонки в робототехнике. Война между США и Китаем станет новой технологической вехой человечества.
В такой войне возникнут принципиально иные факторы, которых никогда не было ранее.
* От планирования военных операций человек будет отстранён. Его ненадёжный умственный аппарат заменится машинным ИИ, не допускающим нелепые просчёты и ошибки.
* Будущая война начнётся только тогда, когда ИИ-анализ подтвердит возможность достижения победы одним глобальным массированным ударом. Затяжная наземная война штурмового характера будет отвергнута как неэффективная.
* Уязвимость каждой из сторон будет определяться степенью совершенства имеющегося в их распоряжении Искусственного Интеллекта.
* Захват вражеской территорий будет признан необязательным элементом победы. Но при неизбежности такого сценария погибать на поле боя будут роботы различных конфигураций - колёсные, шагающие, ползающие, летающие, копающие, а не человек.
* Возможность победить в войне 21-го века будет зависеть от наличия у каждой из сторон электронной промышленности замкнутого цикла, ориентированной на роботостроение.
Задамся вопросом о сроках такой "футуристической" войны.
Увы, но большинство моих читателей только поиронизирует над изложенной выше картиной. Именно поэтому Россия четвёртый год топчется у своих границ. А люди с технической эрудицией обратятся к авторитетным мнениям.
Илон Маск, которому не надо никому доказывать свои способности, утверждает, что не позже 2026 года искусственный интеллект превзойдёт человеческий ПО ВСЕМ показателям ВО ВСЕХ областях деятельности.
К тому же времени следует ожидать анатомического превосходства роботов-андроидов над Гомо сапиенс.
Тот же Маск ставит перед своими инженерами цель выйти на производство не менее одного миллиарда (!) роботов андроидного типа в год до 2030 года. Себестоимость такого робота должна составить около 20 долларов США в ценах 2025 года.
Китайские компании в этой гонке не отстают. Чудеса биомеханики, которые они демонстрируют, делают полную роботизацию Китайской народной армии делом недалёкого времени.
Акцентирую ваше внимание:
Отстранение человека от непосредственных военных действий перестало быть футуризмом и превратилось в обычную производственную задачу только в двух странах мира - США и КНР.
Задамся последним вопросом: - Какова будет роль человека в войне 21-го века?
Мой ответ такой.
Парадокс нынешнего витка научно-технического прогресса заключается в том, что все прогнозы будущего, даваемые фантастами прошлых времён, описывали роботов как помощников людей. Действительность оказалась полной противоположностью этим прогнозам. Роль людей в ближайшем будущем сведётся к ремесленному обслуживанию роботов, причём в самых примитивных формах - донести повреждённого робота до санитарной мастерской и передать его на починку другому роботу. Всё, точка.
Тот, кто видел полностью роботизированные китайские портовые комплексы, не даст соврать.
Будущее уже наступило.