Что произошло
В столице одновременно заработали восемь новых электробусных маршрутов. На линии вышли 46 современных российских электробусов — они связали 18 районов Москвы и усилили пересадки на метро, МЦК и МЦД. Всего в городе теперь 248 электробусных маршрутов — это уже более 25% всей сети наземного транспорта.
Маршруты — коротко и по делу
Новые направления закрывают важные северные и северо-восточные связи, а также вывозят пассажиров к крупным узлам МЦД.
- №477: МЦД Окружная ↔ МЦД Лианозово — прямая «диаметральная» связка районов вдоль линий D1/D3, удобно для пересадок на платформы Лианозово и Верхние Лихоборы.
- №524: МЦД Окружная ↔ м. «Марьина Роща» — быстрый подвоз к БКЛ (Большой кольцевой линии) и МЦД.
- №238: МЦД Окружная ↔ ст. Лосиноостровская (Ярославское направление МЖД) — усиление связей с Ярославским направлением.
- с482: МЦД Окружная ↔ МЦД Белорусская — короткая «поперечная» перемычка к крупнейшему узлу D1/D4 и к Белорусскому вокзалу.
- №457: м. «Владыкино» ↔ МЦК «Балтийская» — удобная пересадка с Серпуховско-Тимирязевской линии к МЦК.
- т29: м. «Владыкино» ↔ м. «Динамо» — усиление радиальной связи Тимирязевского района с Ленинградским проспектом.
- с543: м. «Владыкино» ↔ Долгоруковская улица — удобный доступ к деловым кварталам у Новослободской/Менделеевской.
- №451: м. «Речной вокзал» ↔ ул. Рословка — связка Северного Тушина и Левобережного.
Подсказка для планирования: построить маршрут удобнее в приложениях «Метро Москвы» и «Московский транспорт».
Почему это важно: экология + комфорт
- –60 тонн CO₂ в год на один автобус. Замена одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год. Масштабный переход Москвы на электробусы дал заметный экологический эффект на городском уровне.
- Тихо и плавно. Электротяга убирает шум и вибрации — поездки становятся комфортнее для всех районов, где проходят маршруты.
- Удобства в салоне. В электробусах — USB-зарядки, медиаэкраны с подсказками по маршруту, откидная аппарель и кнопки вызова водителя для маломобильных пассажиров, площадки для колясок и велосипедов.
- «Умный» свет и читаемые табло. С 2022 года машины приходят в улучшенной комплектации: в 14:00 адаптивное освещение автоматически меняется с холодного на тёплый оттенок; маршрутоуказатель увеличен на 18% — номер видно издалека; электроотопители поддерживают комфортную температуру и не создают выхлопа.
- Запас хода. У массовых моделей запас хода вырос до 80–90 км, а у нового поколения КамАЗ-52222 — не менее 100 км на одной зарядке (аккумулятор 230 кВт·ч).
Какие именно электробусы вышли
Пассажиров везут российские электробусы КамАЗ и ЛиАЗ. В 2025 году парк пополнился новейшими КамАЗ-52222 (поколение А5): переработанная планировка салона, на 15% больше накопительная площадка, изменённая конструкция дверей, улучшенная климатическая система, световые индикаторы на дверях. Это заметный шаг вперёд по эргономике и безопасности.
Где они «живут»: новая инфраструктура
Сегодня электробусы обслуживаются на 12 площадках Мосгортранса. Москва первой в России начала строить специализированные «дома для электробусов». Хронология:
- «Красная Пахра» (ТиНАО) — открыт в 2022 году, крупнейший в Европе электробусный парк (≈10 га, расчёт до 500 машин). С него стартовали маршруты Новой Москвы.
- «Митино» (СЗАО) — запущен в 2023-м, дал первые электробусные маршруты северо-западу.
- «Салтыковка» (ВАО) — заработал в конце 2023 года и обслуживает восток города.
Что дальше
Город уже заключил контракты с ПАО «КамАЗ» на поставку 1100 электробусов нового поколения в 2025–2027 годах. Это позволит ещё активнее заменять дизельные автобусы и расширять маршрутную сеть.
Развитие идёт в русле нацпроекта «Инфраструктура для жизни»: Москва одновременно обновляет подвижной состав и создаёт Центральный транспортный узел (ЦТУ) — единый контур с предсказуемым пригородным движением для 30+ млн жителей 11 регионов.
Кому новые маршруты особенно пригодятся
- Жителям Лианозова, Бескудниковского, Отрадного, Бабушкинского, Северного Тушина, Левобережного, а также зон вокруг «Окружной», «Владыкино», «Дмитровской», «Савёловской», «Белорусской», «Динамо», «Марьиной Рощи», «Речного вокзала». Маршруты подвозят к БКЛ, МЦК и МЦД с минимальными пересадками.
- Тем, кто ежедневно ездит на МЦД: №477 и с482 усиливают диаметры и разгружают пересадочные хабы.
- Пассажирам с колясками/велосипедами и маломобильным гражданам — благодаря аппарелям, просторным площадкам и ровному ходу.
Мини-FAQ
Как узнать, где ближайшая остановка и интервал?
Смотрите в приложениях «Метро Москвы» и «Московский транспорт» — там же строятся маршруты «дверь-в-дверь».
Электробусы не «замёрзнут» зимой?
Нет: в салоне стоят электроотопители, которые поддерживают комфортную температуру и не создают выхлоп.
Зачем адаптивное освещение в 14:00?
Переход с холодного на тёплый свет снижает зрительное утомление в дневной пик и делает салон визуально «мягче».
Итог
Восемь новых маршрутов — это не просто «ещё восемь номеров». Это связность районов, комфорт поездок и минус десятки тонн CO₂ ежегодно на каждый заменённый автобус. Москва продолжает наращивать парк и зарядную инфраструктуру — а значит, «электрического» наземного транспорта в наших районах будет всё больше.
-----------------------------------------------------------------------------------
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники и подтверждения
- О запуске 8 новых электробусных маршрутов (перечень, 46 машин, 18 районов, 248 маршрутов в сумме). (mosgortrans.ru) (mos.ru)
Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!
Спасибо за внимание!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!