25-й кадр (сублиминальная реклама) — вымышленная методика воздействия на подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Суть метода в том, что в видеозапись (это может быть художественный фильм или рекламный ролик) встраивается кадр, содержащий информацию, которую нужно донести до зрителя незаметно для глаз и, соответственно, для его сознания. Предполагается, что 25-й кадр «проскакивает» так быстро, что его не успевают рассмотреть органы зрения человека. Между тем информация, которую этот скрытый кадр содержит, якобы попадает напрямую в подсознание и оттуда добивается от человека определённых мыслей, поступков — целевых действий.
Говорили, что это какое-то такое средство, которое позволяет зомбировать население. На самом деле это всего лишь миф. Долгие годы считалось, что человеческое сознание не может воспринимать частоту выше. Поэтому появилась легенда о волшебном 25-м кадре. Хотя действительно, в середине XX века в фашистской Германии проводились эксперименты по использованию 25-го кадра для внушения каких-то идей людям.
Но тогда зрители еще не успели застать видео в хорошем качестве. Они действительно не видели 25-го кадра. Но современные люди, воспитанные на видеороликах с хорошим разрешением, хорошо видят и 25-й, и 50-й кадр. А работающие на телевидении профессионалы способны разглядеть даже микроплан – кадр в одну сотую секунды, который не обеспечивает устойчивой зрительной фиксации
Но в данный момент, мы поговорим не о мифе, а о реальности, где практически мы все добровольно, смотрим один сплошной 25 кадр. Сегодня площадки с короткими видео бьют рекорды популярности.
В СМИ и социальных сетях обсуждают новое исследование китайских ученых о негативном влиянии коротких видеороликов на мозг человека. Forbes Young поговорил с экспертами и выяснил, действительно ли контент из любимых приложений может нанести вред.Если верить результатам недавних исследований, все люди просматривающие быстрый контент рискуют получить проблемы в эмоциональной и когнитивной сферах. Многие эксперты считают, что короткие видео влияют на мозг и, что просмотр ленты соцсетей может быть опасен.
Примером тому могут служить некоторые факты. Ученые из Китая и США, провели некое исследование, суть которого состояла в том чтобы 197 студентов американских и китайских колледжей заполнили онлайн-опросники. Выяснилось, что респонденты, которые чаще других смотрели короткие ролики, отмечали ухудшение эмоционального состояния, снижение показателей в учебе и трудности в планировании чего-либо. Они также подчеркивали, что быстрый контент способен вызывать зависимость. Пример другого исследования, в котором приняли участие 111 студентов китайских колледжей, регулярно пользующихся платформами для просмотра коротких видео, показал, что бесконтрольное потребление видеоконтента провоцирует нарушение сна, ухудшение внимания и памяти. Оказалось, что в мозге тех, кто сильнее других подвержен зависимости, происходят структурные и функциональные изменения. Они касаются зон, отвечающих за получение удовольствия, принятие решений и эмоциональную регуляцию — орбитофронтальной коры и мозжечка. В этих областях увеличивается объем серого вещества, что обостряет восприятие и может провоцировать компульсивный просмотр.
Результатом этого стало огромное количество нереализованных идей. Пользователи соцсетей жалуются на невыполненные планы, потерю концентрации и ухудшение эмоционального состояния из-за длительного просмотра коротких роликов.
34-летняя Анна рассказала Forbes Young, что рилсы сильно влияют на ее психологическое состояние: «Потому что невозможно сконцентрироваться ни на чем больше минуты. Начинаешь сразу уставать — и все, и уже никакая информация не вызывает интереса». Анна подчеркивает, что в моменте, может быть, и «прикольно, а долгосрочно радости нет».
Психолог Алия Сабирзянова связывает потерю концентрации с изменениями в дорсолатеральной префронтальной коре — области мозга, которая отвечает за способность удерживать фокус на одной задаче. «Со временем такой эффект может привести к тому, что человеку станет трудно погружаться в долгие процессы, требующие вдумчивости».
Сейчас в обществе складывается «клиповое мышление» — это тип мышления, при котором человек воспринимает информацию не целиком, а яркими фрагментами и образами». По мнению философа Федора Гиренока, это особый тип восприятия, который характерен для людей с развитым воображением и высокой скоростью реакции.
Клиповое мышление обычно противопоставляют системному (или линейному) — способности читать длинные тексты и смотреть полнометражное кино, не переключаясь с одного стимула на другой, глубоко погружаться в тему и систематизировать знания.По словам психолога, люди делают выбор в пользу более быстрого формата получения информации из-за желания сберечь свои силы. Кроме того, таким способом мы реагируем на требования окружающего мира.
Формат 15-30 секундных развлекательных видеороликов гармонично вписывается в современные реалии, но не все так однозначно. Основной вред, который они наносят – это убивает личное время. Можно сказать, что через такие ролики происходит удовлетворение потребности в разгрузке психики, в отдельных случаях – потребность быть информированным в том, что происходит вокруг. Но, так или иначе, все это формирует у нас цифровой стресс. Получается, что мы хотим разрядиться, а вместо этого нагружаем психику», — предостерегает психолог. Особенно вызывает беспокойство влияние этого явления на детей. Детям не стоит злоупотреблять подобным форматом, поскольку это нарушает ход формирования психических функций, например, мышления.
Рассмотрим проблему с медицинской точки зрения и посмотрим на химико-биологические процессы, происходящие в момент просмотра популярного видео reels-формата. Дешевый дофамин и цифровая деменция. Дофамин – гормон и нейромедиатор. Он отвечает за удовольствие и мотивацию. Дешевым или простым дофамином называют кратковременное удовольствие, достижение которого не требует от человека больших усилий. Кроме просмотра коротких роликов быстро поднимают уровень дофамина просмотр сериалов, простые видеоигры и фастфуд.В последние годы многочасовой просмотр коротких интернет-роликов (например, с милыми котиками) перед сном стал классической формой вечернего досуга для миллионов людей. Нам кажется, что так мы отдыхаем, получаем приятные и положительные эмоции и смеемся над прикольными мемами. Но так ли это в самом деле? Короткие ролики позволяют на время забыть о проблемах, отключиться, получить дофаминовый заряд без усилий. Это своего рода побег от стресса, рутины и тревог. Однако важно понимать, что это временный эффект – рилсы не решают проблем, а лишь маскируют их.
Механизм постоянного обновления контента и непредсказуемость следующего видео вызывают выброс дофамина. А это формирует зависимость. Алгоритмы рекомендаций усиливают этот эффект, предлагая контент, точно соответствующий интересам пользователя. Короткие видео – это перегрузка мозга. Каждые несколько секунд перед глазами мелькает новый сюжет, новая картинка, новая эмоция. Наш мозг привыкает к этому формату и перестает воспринимать длинные и сложные задачи. Рабочая память перегружается множеством мелких деталей, что затрудняет формирование долговременной памяти. Фактически это факторы провоцирующие развитие цифровой деменции. Яркость экрана и быстрое чередование сцен активизируют мозг, мешая расслабиться и заснуть. Это приводит к нарушению качества сна и ухудшению общего самочувствия.
По моему мнению, если люди продолжат наращивать темпы зависимости от информации такого рода, все превратятся в рыбок «DORI» с памятью в несколько секунд. Подписывайтесь на канал пишите комментарии