Найти в Дзене
Алиса Селезень

Почему художников-самоучек так легко ранить?

Даже пройдя художественную школу с ее скучными постановками в виде кувшинов, кубов и гипсовых голов, человек получает в первую очередь закалку к критике. Как известно, самый лучший учитель - стресс. И видит бог, никогда я так быстро не усваивала информацию, как после пропесочивания от учителя или начальника. Помню, как после первой моей передачи в радиоэфире меня вызвала директриса к себе в кабинет и добрых полчаса поносила и меня, и моих преподавателей по сценической речи, и весь мой институт за мою дикцию, потом за текст, а затем еще и редактору за меня досталось. С тех пор я очень хорошо усвоила, чем текст для радио отличается от газетного или телевизионного. За полчаса!

Нет, это не значит, что токсичность и абьюз должен жить и процветать в учебных заведениях и на рабочих местах. Меня всегда не так понимают, когда я привожу этот пример. Но момент столкновения с ним у творческого человека неизбежен - в детстве или во взрослом возрасте - увы, это не имеет значения. Тебя всегда кто-то может обидеть, раскритиковать и даже оскорбить. Проработаны ваши границы или нет, но это ранит.

Это все лирика, а теперь давайте по пунктам разберем, почему художника-любителя легко задеть, легко обидеть, даже если не было такого намерения:

  1. Вы рождаетесь талантливым ребенком. Вся семья души не чает в ваших рисунках. В садике вы лучше всех, в школе - вы самый творческий, в отряде - все стенгазеты ваши. И ни у вас, ни у окружающих нет сомнений, что вы уникальная снежинка в этом сером и скучном мире. Но вот вас отдают на занятия рисунка и живописи и выясняется, что таких как вы много. Из уникальной снежинки вы превращаетесь в мышь, которая ничего не умеет. В группе есть ребята талантливее вас, а старшаки - так вообще звезды. И вы делаете все возможное, чтобы быть не хуже всех. Так, человек, прошедший школу рисунка и живописи, осознает, что способности - не есть талант. Если для мамы и ее подруг он - гениальный ребенок, то для всего остального мира - нет. Часто любители ищут только поддержки, подтверждения того, что у них есть талант, вне своего круга. И легко верят тем, кто принципиально хвалит всех кругом за все хорошее и плохое. Но страшно обижаются на тех, кто говорит прямо как есть.
  2. Перед вами ставят неинтересные, но необходимые задачи. Сначала геометрические фигуры, потом кувшины, гипсовые головы, потом приглашают натурщика. Задачи все сложнее. Вы смотрите по сторонам и сами понимаете, что у вас что-то не получается. В ваших же интересах понять, что именно. Поэтому вы сами ждете, когда к вам подойдет мастер и разнесет вашу работу в пух и прах. А когда вы вывешиваете на смотр свой рисунок, то видите в сравнении сильные и слабые стороны каждого в вашей группе. Вы можете дать оценку товарищам, но и они тоже будут оценивать вашу работу. Вы учитесь слушать критику и смотреть на свой результат глазами других. Работая всегда в одиночку, вы можете не видеть своих ошибок. И можете их даже закреплять. А когда вы услышите замечание по поводу своей работы извне, будете просить скидку за то, что вы самоучка. Но в профессиональном мире (если вы на такой претендуете) скидок за это никто не дает.
  3. Попадая под крыло педагога, желательно нескольких, человеку приходится выслушивать в свой адрес много критики. Бывает, она звучит ужасно. Бывает, педагог учит студентов только так, как сам умеет, и не принимает других вариантов. Студенты проходят через травму от своего мастера - это неизбежный процесс, похожий на сепарацию от родителей. Но вряд ли вас еще кто-то заставит так плакать и переживать после вашего учителя. Такой уровень боли уже не переплюнуть. Горький вывод, а что делать?
  4. Художественное образование - это не только художественные дисциплины, но и погружение в историю искусств. Когда вы знаете, что выразительность произведения может быть осуществлена за счет ошибки, вы можете осознанно этим пользоваться. И вы знаете разницу между случайной ошибкой, которая все портит, и ошибкой нарочной, которая и делает произведение выразительным. Соответственно, если ее кто-то заметил (и это тоже неизбежно), вы знаете, чем оперировать. И наоборот, если у вас нет образования и вы не посвящены в историю искусств, то вы будете идти в конфронтацию и защиту, когда ваши ошибки всплывут.

Можно и нужно искать критику во время обучения. И для этого подходит любой возраст. Возможно, вопрос только в том, готов ли человек к ней, или нет.

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen