Даже пройдя художественную школу с ее скучными постановками в виде кувшинов, кубов и гипсовых голов, человек получает в первую очередь закалку к критике. Как известно, самый лучший учитель - стресс. И видит бог, никогда я так быстро не усваивала информацию, как после пропесочивания от учителя или начальника. Помню, как после первой моей передачи в радиоэфире меня вызвала директриса к себе в кабинет и добрых полчаса поносила и меня, и моих преподавателей по сценической речи, и весь мой институт за мою дикцию, потом за текст, а затем еще и редактору за меня досталось. С тех пор я очень хорошо усвоила, чем текст для радио отличается от газетного или телевизионного. За полчаса!
Нет, это не значит, что токсичность и абьюз должен жить и процветать в учебных заведениях и на рабочих местах. Меня всегда не так понимают, когда я привожу этот пример. Но момент столкновения с ним у творческого человека неизбежен - в детстве или во взрослом возрасте - увы, это не имеет значения. Тебя всегда кто-то может обидеть, раскритиковать и даже оскорбить. Проработаны ваши границы или нет, но это ранит.
Это все лирика, а теперь давайте по пунктам разберем, почему художника-любителя легко задеть, легко обидеть, даже если не было такого намерения:
- Вы рождаетесь талантливым ребенком. Вся семья души не чает в ваших рисунках. В садике вы лучше всех, в школе - вы самый творческий, в отряде - все стенгазеты ваши. И ни у вас, ни у окружающих нет сомнений, что вы уникальная снежинка в этом сером и скучном мире. Но вот вас отдают на занятия рисунка и живописи и выясняется, что таких как вы много. Из уникальной снежинки вы превращаетесь в мышь, которая ничего не умеет. В группе есть ребята талантливее вас, а старшаки - так вообще звезды. И вы делаете все возможное, чтобы быть не хуже всех. Так, человек, прошедший школу рисунка и живописи, осознает, что способности - не есть талант. Если для мамы и ее подруг он - гениальный ребенок, то для всего остального мира - нет. Часто любители ищут только поддержки, подтверждения того, что у них есть талант, вне своего круга. И легко верят тем, кто принципиально хвалит всех кругом за все хорошее и плохое. Но страшно обижаются на тех, кто говорит прямо как есть.
- Перед вами ставят неинтересные, но необходимые задачи. Сначала геометрические фигуры, потом кувшины, гипсовые головы, потом приглашают натурщика. Задачи все сложнее. Вы смотрите по сторонам и сами понимаете, что у вас что-то не получается. В ваших же интересах понять, что именно. Поэтому вы сами ждете, когда к вам подойдет мастер и разнесет вашу работу в пух и прах. А когда вы вывешиваете на смотр свой рисунок, то видите в сравнении сильные и слабые стороны каждого в вашей группе. Вы можете дать оценку товарищам, но и они тоже будут оценивать вашу работу. Вы учитесь слушать критику и смотреть на свой результат глазами других. Работая всегда в одиночку, вы можете не видеть своих ошибок. И можете их даже закреплять. А когда вы услышите замечание по поводу своей работы извне, будете просить скидку за то, что вы самоучка. Но в профессиональном мире (если вы на такой претендуете) скидок за это никто не дает.
- Попадая под крыло педагога, желательно нескольких, человеку приходится выслушивать в свой адрес много критики. Бывает, она звучит ужасно. Бывает, педагог учит студентов только так, как сам умеет, и не принимает других вариантов. Студенты проходят через травму от своего мастера - это неизбежный процесс, похожий на сепарацию от родителей. Но вряд ли вас еще кто-то заставит так плакать и переживать после вашего учителя. Такой уровень боли уже не переплюнуть. Горький вывод, а что делать?
- Художественное образование - это не только художественные дисциплины, но и погружение в историю искусств. Когда вы знаете, что выразительность произведения может быть осуществлена за счет ошибки, вы можете осознанно этим пользоваться. И вы знаете разницу между случайной ошибкой, которая все портит, и ошибкой нарочной, которая и делает произведение выразительным. Соответственно, если ее кто-то заметил (и это тоже неизбежно), вы знаете, чем оперировать. И наоборот, если у вас нет образования и вы не посвящены в историю искусств, то вы будете идти в конфронтацию и защиту, когда ваши ошибки всплывут.
Можно и нужно искать критику во время обучения. И для этого подходит любой возраст. Возможно, вопрос только в том, готов ли человек к ней, или нет.
Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!
Где еще вы меня можете найти:
Instagram alisa.selezen
Telegram t.me/aliceselezen_art
Группа в VK vk.com/alisa.selezen
А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen