Коррозия тормозных трубок – распространенная проблема, а также опасное явление, которое может привести к отказу тормозов. Основными и самыми распространенными материалами для трубок являются медь и сталь. Рассмотрим плюсы и минусы каждого материала:
· Медные тормозные трубки
Плюсы:
Высокая коррозионная стойкость: Медь практически не ржавеет. Она не боится воды, дорожных реагентов и солей.
Удобство ремонта: Легко режется и на нее проще наваривать новые фитинги. Замена медными трубками займет меньше времени.
Минусы:
Склонность к наклепу и трещинам: При многократных изгибах (например, из-за вибрации) медь может терять свою форму и в местах изгиба появляются микротрещины, которые могут привести к разрыву.
Более высокая цена: Обычно медные трубки и комплектующие дороже стальных.
· Стальные трубки
Плюсы:
Высокая прочность: Стальные трубки лучше выдерживают вибрации, механические воздействия (удары камней) и растяжение. Наименьший риск деформации при эксплуатации.
Высокая стойкость к давлению: Идеально подходят для современных тормозных систем с ABS и ESP, где могут возникать повышенное давление и гидравлические удары.
Низкая стоимость: чаще всего, дешевле медных, особенно в оригинальных комплектациях.
Минусы:
Подверженность коррозии: Это главный недостаток. Даже оцинкованные трубки со временем ржавеют, особенно в условиях "соленых" зим. Ржавчина изнутри и снаружи — основная причина выхода их из строя.
Срок службы: Ограничен коррозией. На автомобилях старше 5-7 лет в агрессивной среде их уже рекомендуется внимательно проверять.
Износ тормозных трубок проявляется в 3 стадиях:
1. Коррозия - процесс разрушения (окисления) металлических трубок.
2. Гниение - процесс интенсивной коррозии стальных тормозных магистралей.
3. Сквозная коррозия (полный износ) – последняя стадия, приводящая к отказу тормозов и требующая срочной замены тормозных трубок.
На какой стадии износа находятся тормозные трубки, выявляется при проведении технического обслуживания. На Lexus LX570 их можно визуально оценить, не загоняя автомобиль на подъемник. Основные участки для проверки:
· В подкапотном пространстве: Тормозные трубки проходят вдоль моторного щита (задней стенки под капотом).
· По днищу кузова: Легче всего оценить состояние трубок, заглянув под автомобиль с водительской стороны. Они проложены вдоль лонжеронов (продольных элементов рамы) и уходят к задним колесам.
· В районе колесных арок: Под передними колесами можно увидеть участки трубок, идущих к суппортам.
С помощью прикрепленного ниже фото вы можете приблизительно определить степень износа самостоятельно. Обращайте внимание на отсутствие глубокой коррозии, вздутий и трещин.
Рассмотрим изготовление медных тормозных магистралей на примере автомобиля LEXUS LX570:
1. Подготовка и отрезание заготовка
Мастер измеряет необходимую длину для заменяемого участка, используя старую трубку в качестве образца или снимая мерки непосредственно с автомобиля.
С помощью трубореза отрезается заготовка нужной длины. Важно использовать именно труборез, а не ножовку или болгарку, так как он обеспечивает идеально ровный срез без повреждений и деформации конца трубки. Это важно для последующей операции — нанесения развальцовки.
2. Пресс изгиба
Медная трубка из бухты (материал, смотанный в виде кольца) имеет кривизну. Перед тем как придать форму трубке её необходимо выпрямить. Это часто делается вручную, аккуратным прокатыванием на ровной поверхности.
Мастер формирует из прямой заготовки точную геометрическую копию старой трубки. Медь — мягкий и пластичный материал, что позволяет гнуть её без усилия и риска сплющивания или излома.
3. Подготовка конца трубки и наварка фитинга
Внутренняя кромка среза после трубореза может иметь минимальные повреждения. Их аккуратно снимают с помощью специального инструмента — зенкера. Это обеспечивает чистый внутренний канал и не мешает потоку жидкости в тормозной трубке.
Установка фитинга (тормозной гайки): Это ключевой этап, обеспечивающий надежное соединение.
На подготовленный конец трубки надевается тормозная гайка.
Конец трубки вставляется в станок для контактной сварки.
Металлы сливаются в единое целое, образуя абсолютно герметичное соединение, по прочности не уступающее монолитной детали.
4. Формирование тормозного конуса (развальцовки)
Тормозная гайка откручивается и сдвигается по трубке.
Конец трубки зажимается в развальцовщике, оставляя небольшой выступ.
Инструмент раскатывает выступающий край трубки, формируя идеально ровный конический буртик (развальцовку).
Готовая трубка визуально проверяется на соответствие геометрии, качество гибки и развальцовки. Проверяется легкость хода тормозной гайки по резьбе.
Трубка устанавливается на автомобиль, аккуратно фиксируется в штатных держателях, чтобы избежать вибраций.
После подключения к системе выполняется прокачка тормозной системы для удаления воздуха.
Обязательно проводится тест на герметичность: создается давление в системе, и все соединения визуально проверяются на наличие утечек.
При правильной последовательности и соблюдении всех деталей на выходе получается элемент, который полностью соответствует жёстким стандартам безопасности вашей тормозной системы, и защитить вас от возможных ДТП.
После выполнения всех работ автомобиль передан клиенту в полностью исправном состоянии, с гарантией на выполненные работы и рекомендациями по дальнейшему обслуживанию. Если после прочтения нашей статьи у вас остались вопросы, мы с радостью ответим на каждый из них.