Найти в Дзене
PERFORMA(R)

Громче, чем звук: концепт тишины в современном искусстве

Отчего-то принято думать, что тишина – это полное отсутствие звука. А что если тишина – это лишь первый шаг к настоящему звуку? 29 августа 1959 года случается знаковое событие для музыки XX века – зрительный зал в ожидании, на сцене за фортепиано композитор Дэвид Тюдор. Он открывает ноты, заносит руки над инструментом и… происходит абсолютная тишина! Ровно четыре минуты тридцать три секунды в зале звучит тишина. Такова музыкальная пьеса “4’33’” Джона Кейджа, звуковое наполнение которой рождается из ничего. Однако зачем слушать тишину?  Ещё с Античных времён тишина манила своей таинственностью философов, музыкантов, властителей. Плотин описывал тишину как созерцание – основу творения и единения с природой. Наиболее точно сущность тишины описал немецкий философ-экзистенциалист XX века М. Хайдеггер: “Молчание — не недостаток речи, а её высшая форма”. Молчание – это основа умения слушать. Именно в процессе молчания человек способен уловить и понять смысл бытия. Тишина в “4’33” – спо

Отчего-то принято думать, что тишина – это полное отсутствие звука. А что если тишина – это лишь первый шаг к настоящему звуку?

29 августа 1959 года случается знаковое событие для музыки XX века – зрительный зал в ожидании, на сцене за фортепиано композитор Дэвид Тюдор. Он открывает ноты, заносит руки над инструментом и… происходит абсолютная тишина! Ровно четыре минуты тридцать три секунды в зале звучит тишина. Такова музыкальная пьеса “4’33’” Джона Кейджа, звуковое наполнение которой рождается из ничего.

Однако зачем слушать тишину? 

Ещё с Античных времён тишина манила своей таинственностью философов, музыкантов, властителей. Плотин описывал тишину как созерцание – основу творения и единения с природой.

Наиболее точно сущность тишины описал немецкий философ-экзистенциалист XX века М. Хайдеггер: “Молчание — не недостаток речи, а её высшая форма”. Молчание – это основа умения слушать. Именно в процессе молчания человек способен уловить и понять смысл бытия.

Тишина в “4’33” – способ почувствовать и понять мир – не вылавливать случайные мысли и звуки, а отрефлексировать всё, произошедшее и сейчас происходящее.

На такую мысль его натолкнуло посещение безэховой камеры в Гарвардском университете, где он понял, что абсолютной тишины не бывает – даже при полной звукоизоляции мы слышим звуки своего тела. Кейдж чувствует звук как настоящий дзен-буддист: за тишиной скрывается самое громкое и самое чистое звучание. 

Джон Кейдж
Джон Кейдж

Тишина в дзен-буддизме – это состояние “пустотности”, когда сознание очищается от тревог и мыслей, а фокус внимания смещается на самого себя. Ведь и правда, суете жизни и гомоне мыслей мы редко задумываемся о том, какое оно – настоящее звучание нашего голоса или таких привычных нам звуков. А они оказываются гораздо интереснее, глубже, многограннее. Это и есть “сатори” в дзен-буддизме – состояние глубокого прозрения и видения мира таким, какой он есть. 

Ловить момент, ощущать его здесь и сейчас – вот что самое важное при прослушивании тишины. Именно в этом заключается сверхсила перформативного искусства – существовать с фокусом на момент, остро чувствовать его и рефлексировать. 

Слушать тишину – значит проделывать своего рода духовное упражнение. Не только тренировать усидчивость, но и умение чувствовать. “Слушатель покорно идет по цепочке музыкальных мыслей, а потом землю внезапно выбивают у него из-под ног,” – именно так понимал тишину великий композитор Людвиг Ван Бетховен. В первой части “Героической симфонии” звук пропадает внезапно – тогда, когда слушатель наиболее всего его ждёт. Наступает громкая, практически звенящая тишина, сквозь которую можно услышать нечто новое, гораздо более глубокое, чем просто звук.

“4’33” каждый раз звучит уникально, ведь её содержание – звуки окружающей среды и личные переживания каждого слушателя. Например, во время премьеры уникальное звуковое наполнение создавали шум дождя за окном и перешёптывания зрителей. “4’33” может исполняться любым составом инструментов и даже хором не только в концертных залах, но и на природе, что наделяет произведение новыми смыслами. Пьеса продемонстрировала принципиально новый подход к восприятию музыки и вдохновила многих эмбиент и электронных музыкантов на работу с тишиной и паузами как художественным инструментом. Ведь иногда тишина может звучать громче, чем звук. 

4’33 by William Marx, 

И щепотка тишины – как менялось отношение к тишине у слушателей?

 

Тишина была средством художественной выразительности ещё задолго до Кейджа. Бетховен, Малер, Чайковский и Брамс сделали в своих тишину в своих композициях способом не только удивить слушателя, но дать почувствовать яркую эмоцию. 

 Если в XVIII-XIX веках в музыкальных композициях звука было больше, чем тишины, то в XX веке всё изменяется. Традиционные представления об искусстве уходят в прошлое – Первая мировая война, авангардизм, особенно дадаизм, делают художников более дерзкими и свободными в плане самовыражения, а произведения – новаторскими, экспериментальными. Зритель становится более вовлечённым в творческий процесс и готовым к получению нового, неожиданного опыта. Примером тому музыкальные композиции австрийского композитора и дирижёра первой половина Антона Веберна – в своих атональных миниатюрах Веберн захотел передать “шелест нематериального”, скорость момента: быстрого и безвесного. Главным художенственным инструментом Веберна становится тишина. 

Авро Пярт
Авро Пярт

После тишиной вдохновились композиторы Арво Пярт, создавший композицию-диалог (“Псалом”), где на вопросы музыкальных инструментов отвечала тишина, и современный музыкант Дмитрий Курляндский, сделавший из тишины интерактивный перформанс. Курлянский создал композицию “Криптотишина” в формате цифровой тишины – уже не медитативной, а тревожной, отражающей дух современного общества, зависящего от технологий.

Дмитрий Курляндский «Cryptosilence»
Дмитрий Курляндский «Cryptosilence»

Тишина как искусство выносливости

В перформансе Марины Абрамович “Counting the Rice” зрители на протяжении шести часов должны были сидеть на столом и отделять рис от чечевицы, не отвлекаясь на телефонные звонки и лишние разговоры. Перформанс стал настоящим испытанием – тестом на самоконтроль и силу воли. Нужно выдержать не только часы монотонной работы, но и тишину. Однако если же сделать это у зрителя получалось – он погружался в медитативный процесс саморефлексии, вне времени и пространства, а тишина создавала широкое пространство для звучания внутреннего голоса.

Марина Абрамович “Counting the Rice”, 2015 г.
Марина Абрамович “Counting the Rice”, 2015 г.

Сама по себе тишина помогает родиться эмоции. Она концентрирует внимание, обостряет чувства, заставляет вслушаться. Именно так произошло на «Беззвучном концерте», который прошел в 2021 году в рамках фестиваля SOUND UP. Композитор Дмитрий Курляндский, один из самых последовательных авангардистов современности, и Евгения Лассарь, со-основатель фестиваля SOUND UP и основатель PERFORMA(R) задумали этот перформанс как исследование феномена тишины в музыке. В Театре Маяковского зрители и исполнители поменялись местами: слушатели заняли сцену, а оркестр и вокальный ансамбль выступили из партера. Так привычное восприятие звука оказалось перевернуто. Тишина стала не паузой между нотами, а самостоятельным художественным элементом — живым пространством, в котором рождается звук, внимание, присутствие.

(со-основатель SOUND UP, основатель PERFORMA(R)
(со-основатель SOUND UP, основатель PERFORMA(R)

Это событие стало примером того, как тишина превращается в мощный художественный инструмент — в форму присутствия, в способ почувствовать звук и самого себя.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса

И не пропустите новое событие фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) 24 ноября. В Большом читальном зале «Ленинки» состоится иммерсивная инсталляция Silent Opera — уникальный проект, где опера, театр и современное искусство соединяются в одном пространстве. Барочная музыка, электронные аранжировки, голос и свет создают историю о поиске внутреннего героя.

Подробнее

Автор текста: Ангелина Картунова