Найти в Дзене

Читаю сейчас “Волчий Князь” Ирины Рудогорской

Коллеги и ценители славянского фольклора, спешу поделиться впечатлениями от незавершённой повести Ирины Рудогорской «Волчий Князь». Потому что оно вам надо, я уверена! Это тот редкий случай, когда произведение можно советовать уже по первым главам. Почему? Примаживайтесь, сейчас все расскажу! В основе завязки лежит классическая сказочная беда, обрушившаяся на главного героя — молодого витязя Федю. Каким-то неведомым способом он оказывается запертым в теле волка. Федя, мысленно называющий себя трусом и предателем, находится в отчаянии. Он скитается по лесу и болоту, сознательно выбирая самые опасные тропы — тёмные и жуткие, надеясь, что они положат конец его страданиям и «позору». И вот когда, кажется, что трясина его готова утянуть, происходит второе волшебное событие! Волк встречает кота. И дальше начинаются приключения! С первых строк автор создаёт целостный и дышащий мифологический мир. Стилизация речи под славянский фольклор — и декоративный приём, и фундамент повествования. «Чудо
Оглавление

“Волчий Князь” Ирины Рудогорской 16+

Коллеги и ценители славянского фольклора, спешу поделиться впечатлениями от незавершённой повести Ирины Рудогорской «Волчий Князь». Потому что оно вам надо, я уверена! Это тот редкий случай, когда произведение можно советовать уже по первым главам. Почему? Примаживайтесь, сейчас все расскажу!

В основе завязки лежит классическая сказочная беда, обрушившаяся на главного героя — молодого витязя Федю. Каким-то неведомым способом он оказывается запертым в теле волка.

Федя, мысленно называющий себя трусом и предателем, находится в отчаянии. Он скитается по лесу и болоту, сознательно выбирая самые опасные тропы — тёмные и жуткие, надеясь, что они положат конец его страданиям и «позору». И вот когда, кажется, что трясина его готова утянуть, происходит второе волшебное событие! Волк встречает кота. И дальше начинаются приключения!

Стилистика и язык

С первых строк автор создаёт целостный и дышащий мифологический мир. Стилизация речи под славянский фольклор — и декоративный приём, и фундамент повествования. «Чудо чудное, диво дивное». Устаревшие обращения, повторения слов, характерных для сказок, -— органичная часть авторской речи.

Подробные описания природы создают полную картину перед глазами читателей. Лес выглядит как живой. И опять — всё очень органично вписывается в стилистику автора.

-2

Вторая особенность текста — речевые особенности персонажей. Если убрать из диалогов авторскую речь, всё равно останется понятно, кто и когда говорит.

Особенно хорош кот Тимоша, который буквально «мяукает» афористичными советами и поговорками!

Персонажи

-3

Главный герой, витязь Федя, застрявший в теле волка, — это сложный психологический рисунок. С самого начала мы видим его внутренний конфликт, самообвинения в трусости и предательстве, суицидальные наклонности («смерть лучше позора»). Пока непонятно, это «битый пиксель», который позволит автору создать неидеального героя со своими недостатками, реальное предательство своей дружины или неправильная оценка произошедшего в прошлом события. Я ставлю на третий вариант.

Баба Яга выписана с исконно-мифологической точностью. Проще говоря, получилась она прямо самой настоящей. С избой на курьих ножках и не вполне обычной ногой. Строгая, но справедливая ведьма. По преданиям Яга - хранительница границы между миром мертвых и живых. Оттуда и костяная нога, потому что одна нога на стороне Нави, а другая на стороне Яви.

-4

Кот Учёный, он же Тимоша — это и главный советчик, и источник юмора. “Болото оно как барышня - засуетишься и пиши пропало. Оно степенных любит”.
“Кочка - твой друг. Нащупал - закрепился, не нашёл - не суйся”.
Советы звучат как будто не только про болото, но и про жизнь в целом.
Очень колоритный персонаж!

Князь — то ли колдун, то ли проклятийник. Вольга Всеславович. Он пока только упоминается в сюжете, но уже вызывает неприятные эмоции. Не знаю почему, но он кажется главным антагонистом повести. Но возможно, я слишком тороплюсь.

Магический символизм

Автор тонко и грамотно использует архетипы. Троекратное повторение ритуалов (прыжки через кинжал, через костёр), образ избы на курьих ножках, другие отсылки к славянской мифологии — всё это не просто «для антуража», а структурные элементы произведения, которые работают на создание узнаваемого, но при этом свежего мира.
Если быть честной, в какой-то момент у меня возникла мысль, что Федя всё-таки умер в лесу, а Тимоша привёл его к Яге, чтобы вернуть в мир живых. Но это только моя фантазия, не более того.

Итог

«Волчий Князь» — это многообещающий, глубокий и стилистически интересный проект. Ирина Рудогорская не просто рассказывает сказку, а ткет её, словно узор, вплетая туда отголоски мифов, психологизм неидеального героя и подлинную магию слова. Жду продолжения с огромным нетерпением!

Читать можно тут