Да кто же не знает выражения, ставшего крылатым: «Не хочу учиться, хочу жениться»! Так говаривал Митрофанушка, герой комедии «Недоросль». Для многих молодых читателей, пожалуй, этой фразой и ограничивается знание творчества Д.И. Фонвизина. Но это не беда, если есть желание восполнить пробел.
В жизни великого драматурга, создателя русской комедии нравов, имеется много интересного. Родился Денис Иванович в семье московского дворянина И.А. Фонвизина, потомка немецкого барона, попавшего в плен во время Ливонской войны, при Иване Грозном. Пленный немец остался в России, служил русским царям, и за многие десятилетия род его совершенно обрусел.
Денис получил сначала домашнее образование, а потом обучался в гимназии Московского университета. За годы учёбы его наградили несколькими медалями за большие способности и стремление к знаниям.
В гимназические годы Фонвизин не раз бывал в театре и так восхищался увиденным, что решил и сам писать пьесы. Сначала он делал переводы с немецкого и французского языков, а в 1769 году написал комедию «Бригадир». За несколько лет до её создания вышел Указ Екатерины «Об удержании судей и чиновников от лихоимства». Одно из положений Указа гласило: «… Мы уже от давнего времени слышали довольно, а ныне сами увидели, до какой степени в Государстве Нашем лихоимство возросло…»
И вот прошло несколько лет, а в комедии «Бригадир» один из героев - Советник, то есть человек государственный, - по-прежнему утверждал:
«А я так всегда говорил, что взятки и запрещать невозможно. Как решить дело даром, за одно своё жалованье? Этого мы, как родились, и не слыхивали!»
Выходит, Указ матушки Императрицы не для этого государственного мужа был писан. Жизнь чиновничества и высших сановников Фонвизин хорошо знал. Ведь он служил статским советником и секретарём дипломата Никиты Панина. По роду деятельности он наблюдал преступления на службе отдельных чиновников.
Лихоимство, мздоимство, взяточничество, коррупция – целый синонимический ряд для определения беды государственного масштаба. Время идёт, а проблема остаётся…
В комедии «Бригадир» Фонвизин обратился и к другим важным вопросам, в том числе и к таким, как опасный сдвиг общественного сознания к антирусским настроениям. В то время для многих дворян Франция была главной законодательницей любых вкусов, которые у части дворян распространялись не на науку или искусство, а на французские вольные нравы и моду.
Сын Бригадира, вернувшийся из Парижа, воспылал страстью к прекрасной Советнице и чувства свои начал изливать с сожаления, омрачающего его «любовь»:
Сын. Всё несчастие моё состоит в том только, что ты русская.
Советница. Это, ангел мой, ужасная погибель.
Сын. Я не намерен в России умереть. Я сыщу occasion увезти тебя в Париж… Тело моё родилось в России, это правда, однако дух мой принадлежит французской короне…
Задолго до Грибоедова Фонвизин показал стремление некоторых дворян ко всему иностранному как некоему эталону в жизни, что на самом деле демонстрировало их скудоумие, невежество и полный отрыв от национальной почвы.
В конце 70-х годов 18 века Д.И. Фонвизин путешествовал по Франции. Его письма об этой поездке представляют и в наше время большой интерес. Как внимательный бытописатель, Денис Иванович обращал внимание не столько на красоты природы, сколько на французские нравы и обычаи.
Что составляло, по мнению Фонвизина, главный интерес французов? – Деньги! «…деньги есть первое блаженство здешней земли». Всё покупается и продаётся. Ясно, что речь шла об интересах класса имущих. Народ же французский, как и везде, обречён был на тяжкий труд.
Жизнь чиновников также занимала писателя: «Каждый министр есть деспот в своём департаменте». И это было похоже на Россию.
Вполне современно звучат мысли Фонвизина о воспитании: «Воспитание во Франции ограничивается одним учением. Нет генерального плана воспитания, и всё юношество учится, а не воспитывается».
Отмечал писатель и положительные стороны французской действительности: высокий уровень развития искусств и ремёсел. Французское Просвещение, творчество Вольтера, Руссо, Дидро были близки настоящему русскому гражданину, но вместе с тем писатель отмечал, что понятие вольности, свободы являлось не более, чем декларацией. И всё же Фонвизин считал не напрасными труды великих мыслителей Франции, в которых утверждалась идея Справедливости.
После возвращения в Россию драматург начал работать над комедией «Недоросль». В пьесе обличались пороки и даже оказались наказанными, хотя в жизни этого не наблюдалось...
Денис Иванович был очень мужественным и справедливым человеком. Сатира для него являлась способом борьбы со всеми общественными нарушениями. Эту борьбу Фонвизин продолжал и в публицистике. Известны его сочинения «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того зыблемом состоянии как империи, так и самих государей», «Рассуждение о непременных государственных законах» и др., в которых он критиковал жестокость власти и казнокрадство приближённых к трону.
Оригинальной по форме является сатира Фонвизина «Всеобщая придворная грамматика».
Вопр. Что есть Придворная Грамматика?
Отв. Придворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.
Вопр. Что значит хитро льстить?
Отв. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецам полезна…
Вопр. Что есть придворный падеж?
Отв. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости…
Вопр. У людей заслуженных, но беспомощных какое время употребляется?..
Отв. Прошедшее, например: я изранен, я служил и тому подобное.
Вопр. В каком времени бывает ответ?
Отв. В будущем, например: посмотрим, доложу и т.д.
Литературная деятельность Д.И. Фонвизина не прошла мимо Екатерины. Просвещённая императрица начала притеснения: Дениса Ивановича вынудили уйти в отставку, запретили издание его сатирического журнала и собрания сочинений.
Фонвизину было сорок пять, когда его разбил паралич. Но он продолжал по мере сил работать. «Выбор гувернёра» - последняя комедия Фонвизина. Гувернёром у сына князя Слабоумова стал «учёный» француз, обладавший достоинством, необходимым в деле передачи знаний: он умел «мастерски рвать зубы и вырезывать мозоли».
«Сатиры смелый властелин», «друг свободы» - так назвал Пушкин Фонвизина в «Евгении Онегине», а в стихотворении «Тень Фонвизина» представил ожившего драматурга:
…Он ищет новости какой,
Но свет ни в чём не пременился.
Всё идет той же чередой;
Всё так же люди лицемерят,
Всё те же песенки поют,
Клеветникам как прежде верят,
Как прежде все дела текут;
В окошки миллионы скачут,
Казну все крадут у царя,
Иным житьё, другие плачут…
Пушкин подметил главное: дел у сатиры хватит надолго, и творчество Фонвизина остаётся острым и разящим.