Он начинал как ученик столяра, но вместо досок выбрал холст. Мальчик из венгерского Мукачева стал одним из самых известных реалистов XIX века. Его судьба - история о таланте, боли и упорстве, а картины - гимн человеческому духу, преодолевающему страдания.
Михай Либ Мункачи: художник, превративший боль в свет
Михай Мункачи, годы жизни: 1844 - 1900, выдающийся венгерский художник-реалист, чьи полотна наполнили европейское искусство XIX века теплом, драмой и человечностью.
Его настоящее имя - Михай Либ. Он родился 20 февраля 1844 года в небольшом городке Мункач в Австро-Венгрии (ныне Мукачево, Украина), в семье городского чиновника Михая Либа баварского происхождения и небогатой дворянки Сесилии Реок. Художник всегда подчеркивал свою связь с родиной, выбрав псевдоним в честь города, где появился на свет.
Рано потеряв родителей, Михай воспитывался у дяди. Он начал осваивать столярное дело, но тяжелая работа подорвала здоровье и вынудила юношу искать другой путь. Именно тогда он впервые обратился к живописи. Его талант заметил местный художник Элек Самоши, который не только поддержал юношу, но и посоветовал ему продолжить обучение в Будапеште.
Дальше путь Мункачи пролегал через крупнейшие художественные центры Европы: Вену, Мюнхен, Дюссельдорф. Там он совершенствовал мастерство у Людвига Кнауса - мастера реалистических сцен и тонких многофигурных композиций.
В 1867 году художник впервые оказался в Париже. Произведения Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе произвели на него огромное впечатление - именно они помогли ему окончательно сформировать свой художественный стиль. Результатом этого периода стала картина “Камера смертника” (“Последний день осужденного”), представленная на Парижском салоне в 1870 году. Работа принесла автору золотую медаль и сделала его имя известным во всей Европе.
Переломным моментом в жизни художника стало знакомство с бароном Анри-Эдуардом де Маршем и его супругой Сесиль Папье. Именно они стали его покровителями и опорой в трудные времена, когда Мункачи мучился сомнениями и страхом остаться непризнанным. Благодаря барону в 1871 году художник переехал в Париж, а затем поселился в Барбизоне, где попал под влияние знаменитой барбизонской школы живописи. В этот период он создал ряд поэтичных реалистических пейзажей и жанровых сцен.
После смерти барона судьба вновь сделала крутой поворот - Михай Мункачи женился на вдове своего покровителя, что сделало его финансово независимым. Новый жизненный этап ознаменовался переменами и в его творчестве. Во второй половине 1870-х годов он все чаще обращался к камерным, уютным сюжетам: в светлых интерьерах его картин появляются изящно одетые женщины, читающие, музицирующие, беседующие, рядом - дети и домашние животные. Эти сцены дышат теплом, светом и мягкой иронией.
Художник никогда не переставал искать новые темы. Его заинтересовала судьба английского поэта XVII века Джона Мильтона - человека, пережившего внутреннюю драму, столь близкую самому Мункачи. В 1878 году он создал одно из своих величайших произведений - картину “Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай””. Картина принесла художнику мировую славу, орден Железной короны и дворянскую грамоту от императора Франца Иосифа I.
На Всемирной выставке в Париже того же года полотно было отмечено золотой медалью.
Поздний период творчества Михая Мункачи связан с крупным заказом - росписью потолка парадной лестницы Художественно-исторического музея в Вене. К этому грандиозному панно “Апофеоз Ренессанса” художник создал десятки этюдов, продумывая композицию до мельчайших деталей.
К концу своей жизни художник страдал от сильной депрессии. Летом 1896 года его здоровье резко ухудшилось. После лечения в Баден-Бадене его поместили в специализированный санаторий в Энденихе близ Бонна.
За свою жизнь он написал более шести сотен произведений - портретов, жанровых сцен, исторических полотен. Его картины, наполненные человеческими эмоциями, остались свидетельством того, как человек, пройдя через боль и утрату, способен подарить миру красоту.
Михай Мункачи ушел из жизни 1го мая 1900 году в Энденихе, в психиатрической лечебнице. Похоронен на кладбище Керепеши в Будапеште. Он оставил после себя наследие, которое до сих пор восхищает и вдохновляет. Его живопись - не просто искусство, это история о преодолении, любви и вечной жажде света.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.