29 августа 1842 года миру было продемонстрировано полное пренебрежение международным правом. Никогда до этого Запад настолько бесцеремонно не вторгался в независимые страны Востока.
В этот день Лондон и Пекин подписали Нанкинский договор. Первое в истории неравноправное соглашение, которое одна мировая держава навязала другой.
Документ поставил точку в Первой опиумной войне, которая длилась больше двух лет.
Китай с этого момента начнет отсчет, как они сами скажут, "столетия унижений". Великобритания отметит геополитический триумф.
Как Китай боролся за свою независимость? Все самое интересное рассказали в программе "Момент в истории" на РЕН ТВ.
В XIX веке Британия вогнала Китай в "столетие унижений"
Поднебесной пришлось расплачиваться за стремление защитить собственный суверенитет от иностранцев
Это действительно было грандиозное поражение Китая. Страна потеряла суверенитет и территории.
Остров Гонконг перешел в "вечное владение" Великобритании и стал крупнейшей военно-стратегической и торговой базой Англии в Тихом океане.
Китай был вынужден открыть все свои пять крупных портов для свободной иностранной торговли и проживания иностранцев, что означало потерю контроля над внешней торговлей.
Помимо этого Китай выплатил 21 миллион фунтов стерлингов компенсации за весь уничтоженный в стране британский опиум. Огромная по тем временам сумма.
И все из-за того, что правители Китая долгие годы старались ограничить западное влияние.
- Не разрешали торговать иностранцам у себя.
- Запрещали ввоз опиума, опасаясь массовой наркомании.
Первая опиумная война разгорелась из-за уничтожения крупной партии наркотиков в порту Гуанчжоу
Британцы поначалу пытались обходить законы и завозили опиум контрабандой. А потом ввели войска.
Формальным поводом к объявлению войны послужило уничтожение китайскими властями крупной партии наркотиков в порту Гуанчжоу в марте 1839 года.
"В прямом противостоянии с британской армией войска Поднебесной проиграли просто вчистую. Хотя и владели огромным численным превосходством – 22 к 1.
Но у британцев было современное оружие и корабли. Они подогнали к берегам Китая эскадру из 17 парусников и четырех боевых пароходов. Корабельные артиллерии обстреляли порты, не встречая серьезного сопротивления.
Многочисленная китайская армия была вооружена вообще по старинке. В бой солдаты шли с пиками, мечами и луками. Фитильные ружья китайцев были крайне неэффективны", – рассказал историк Егор Раковорский.
Британские войска имели в своем арсенале новейшие нарезные мушкеты, намного более скорострельные и точные.
Они очень быстро отрезали Северный Китай от снабжения и пошли дальше на Нанкин.
Китайскому правительству ничего не оставалось, как запросить мир. По факту это была капитуляция.
"Договор подписывали на борту британского военного корабля в атмосфере жесточайшего давления. Делегации обменялись официальными приветствиями.
Текст договора был зачитан на двух языках – английском и китайском. Крайне важный юридический нюанс. Со стороны Британии подпись поставил генерал-майор Сэр Генри Поттингер.
Китайскую сторону представляли высочайшие уполномоченные императора Ци Ин и Ли Бу", – уточнил историк, профессор РУДН Игорь Филькевич.
После проигрыша своим колонизаторам Поднебесная на долгие годы лишилась суверенитета
Спустя 14 лет Китай попытался отыграться и отказаться от навязанного позорного мира. Началась Вторая опиумная война. Но Поднебесная снова проиграла. Поражение было еще более болезненным. Пал Пекин.
Власти Китая подписали новый договор с жесточайшими условиями. Теперь иностранные компании не просто получали право продавать опиум, но и могли его выращивать в Китае.
Китай вернул независимость благодаря СССР
Восстановить независимость и избавиться от векового позора Поднебесная смогла только в 1949 году при императоре Мао Цзэдуне.
При поддержке Советского Союза он вернул контроль над стратегически важными портами и национализировал иностранные компании.
Неравноправный договор с Британией был признан недействительным.
В тот же день, только спустя 43 года, у человека появился новый вид личного транспорта – смесь коня и велосипеда, только с мотором.
Рождение "железного коня": история мотоцикла от керосиновой повозки до наших дней
Два колеса, массивная рама, все деревянное. Седло, как у лошади, и он – одноцилиндровый четырехтактный двигатель, который меняет все.
С этого дня его назовут "керосиновой повозкой для верховой езды Даймлера".
Но мы будем знать этот гибрид как первый в мире мотоцикл Daimler Petroleum Reitwagen.
Невероятно: аппарат, который приводит в движение не человек и не животное. Немыслимо!
На первом мотоцикле можно было запросто поджариться
Это был первый в линейке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания. Придумал его и запатентовал немецкий изобретатель Готлиб Даймлер.
После будут автомобили, трамваи, моторные лодки, дирижабли. Справедливости ради стоит сказать, что детище Даймлера было дико неудобным.
- Громоздким – весил мотоцикл 90 килограммов.
- Амортизации никакой. Говорили, что ехать на нем все равно что на "садовой скамейке". Поэтому и первое ДТП случилось практически сразу.
Испытать в деле мотоцикл решился сын Даймлера Пауль. Он проехал 12 километров по проселочной дороге от Канштатта до Унтертюркхайма.
У "повозки" не было привычной подвески и резиновых шин, поэтому водителя изрядно трясло. Колеса каретного типа на деревянном ободе со стальными спицами плохо держали дорогу.
"Для большей устойчивости на мотоцикле прикручивались дополнительные боковые колесики, как у современных детских велосипедов. Но они не спасли от первой мотоциклетной аварии.
При попытке развернуться Пауль Дембер потерял управление и уронил аппарат на бок. Упал сам, да к тому же еще обжег себе, простите, пятую точку.
Просто двигатель внутреннего сгорания располагался прямо под сиденьем и сильно нагревал его.
Конструкция не предусматривала ни теплоизоляции, ни защиты от горячих выхлопных газов. Вот Пауль и поджарился, как на сковородке", – рассказал физик Натан Эйсмонт.
Прадедушку современных байков можно было обогнать на обычной пробежке
Заправлять мотоцикл можно было только керосином. Бак 2 литра, мощность – пол-лошадиной силы. По сути, первый байк можно было обогнать, просто пробежав рядом.
Максимальная скорость, которую аппарат выдавал, – 12 км/ч.
Не в пример современным монстрам дорог. Абсолютный рекорд, зафиксированный 25 сентября 2010 года на мотоцикле Top Oil-Ack Attack с двумя двигателями Suzuki, составляет 605,697 км/ч.
В 50 раз быстрее деревянного прадедушки.
Кто из звезд просто обожает железных коней
"Голливудская звезда Том Круз – фанат скорости и гонок на мотоциклах. Особенно на итальянских Ducati. Его коллега Райан Рейнольдс начал собирать свой мотопарк, когда ему было еще 15.
Сегодня в его гараже десятки элитных байков. Жемчужина коллекции – Triumph Bonneville 1964 года.
А любимый двухколесный конь певицы Pink из той же серии, что и у Рейнольдса, Hinkley Triumph Bonneville, модель T100", – пояснил историк кино, публицист Александр Шпагин.
Но безусловный номер один в списке селебрити, отдающих предпочтение байкам, исполнитель роли Нео в легендарной трилогии "Матрица" Киану Ривз.
У него даже есть собственная компания, которая делает мотоциклы на заказ.
Ривз прославился на весь Голливуд тем, что после съемок киношедевра "Матрица. Перезагрузка", где погони на мотоциклах создают небывалое напряжение в кульминации фильма, подарил каждому из 12 каскадеров картины по новому Harley-Davidson.