Найти в Дзене
РЕН ТВ

Война за наркотики: как Лондон уничтожал китайцев ради опиума

Оглавление
Фото: © РЕН ТВ
Фото: © РЕН ТВ

29 августа 1842 года миру было продемонстрировано полное пренебрежение международным правом. Никогда до этого Запад настолько бесцеремонно не вторгался в независимые страны Востока.

В этот день Лондон и Пекин подписали Нанкинский договор. Первое в истории неравноправное соглашение, которое одна мировая держава навязала другой.

Документ поставил точку в Первой опиумной войне, которая длилась больше двух лет.

Китай с этого момента начнет отсчет, как они сами скажут, "столетия унижений". Великобритания отметит геополитический триумф.

Как Китай боролся за свою независимость? Все самое интересное рассказали в программе "Момент в истории" на РЕН ТВ.

В XIX веке Британия вогнала Китай в "столетие унижений"

Поднебесной пришлось расплачиваться за стремление защитить собственный суверенитет от иностранцев

Это действительно было грандиозное поражение Китая. Страна потеряла суверенитет и территории.

Остров Гонконг перешел в "вечное владение" Великобритании и стал крупнейшей военно-стратегической и торговой базой Англии в Тихом океане.

Китай был вынужден открыть все свои пять крупных портов для свободной иностранной торговли и проживания иностранцев, что означало потерю контроля над внешней торговлей.

Помимо этого Китай выплатил 21 миллион фунтов стерлингов компенсации за весь уничтоженный в стране британский опиум. Огромная по тем временам сумма.

И все из-за того, что правители Китая долгие годы старались ограничить западное влияние.

  • Не разрешали торговать иностранцам у себя.
  • Запрещали ввоз опиума, опасаясь массовой наркомании.
ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ

Первая опиумная война разгорелась из-за уничтожения крупной партии наркотиков в порту Гуанчжоу

Британцы поначалу пытались обходить законы и завозили опиум контрабандой. А потом ввели войска.

Формальным поводом к объявлению войны послужило уничтожение китайскими властями крупной партии наркотиков в порту Гуанчжоу в марте 1839 года.

"В прямом противостоянии с британской армией войска Поднебесной проиграли просто вчистую. Хотя и владели огромным численным превосходством – 22 к 1.

Но у британцев было современное оружие и корабли. Они подогнали к берегам Китая эскадру из 17 парусников и четырех боевых пароходов. Корабельные артиллерии обстреляли порты, не встречая серьезного сопротивления.

Многочисленная китайская армия была вооружена вообще по старинке. В бой солдаты шли с пиками, мечами и луками. Фитильные ружья китайцев были крайне неэффективны", – рассказал историк Егор Раковорский.

Британские войска имели в своем арсенале новейшие нарезные мушкеты, намного более скорострельные и точные.

Они очень быстро отрезали Северный Китай от снабжения и пошли дальше на Нанкин.

Китайскому правительству ничего не оставалось, как запросить мир. По факту это была капитуляция.

"Договор подписывали на борту британского военного корабля в атмосфере жесточайшего давления. Делегации обменялись официальными приветствиями.

Текст договора был зачитан на двух языках – английском и китайском. Крайне важный юридический нюанс. Со стороны Британии подпись поставил генерал-майор Сэр Генри Поттингер.

Китайскую сторону представляли высочайшие уполномоченные императора Ци Ин и Ли Бу", – уточнил историк, профессор РУДН Игорь Филькевич.

После проигрыша своим колонизаторам Поднебесная на долгие годы лишилась суверенитета

Спустя 14 лет Китай попытался отыграться и отказаться от навязанного позорного мира. Началась Вторая опиумная война. Но Поднебесная снова проиграла. Поражение было еще более болезненным. Пал Пекин.

Власти Китая подписали новый договор с жесточайшими условиями. Теперь иностранные компании не просто получали право продавать опиум, но и могли его выращивать в Китае.

Китай вернул независимость благодаря СССР

ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ

Восстановить независимость и избавиться от векового позора Поднебесная смогла только в 1949 году при императоре Мао Цзэдуне.

При поддержке Советского Союза он вернул контроль над стратегически важными портами и национализировал иностранные компании.

Неравноправный договор с Британией был признан недействительным.

В тот же день, только спустя 43 года, у человека появился новый вид личного транспорта – смесь коня и велосипеда, только с мотором.

Рождение "железного коня": история мотоцикла от керосиновой повозки до наших дней

Два колеса, массивная рама, все деревянное. Седло, как у лошади, и он – одноцилиндровый четырехтактный двигатель, который меняет все.

С этого дня его назовут "керосиновой повозкой для верховой езды Даймлера".

Но мы будем знать этот гибрид как первый в мире мотоцикл Daimler Petroleum Reitwagen.

Невероятно: аппарат, который приводит в движение не человек и не животное. Немыслимо!

На первом мотоцикле можно было запросто поджариться

Это был первый в линейке малогабаритных двигателей внутреннего сгорания. Придумал его и запатентовал немецкий изобретатель Готлиб Даймлер.

ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ

После будут автомобили, трамваи, моторные лодки, дирижабли. Справедливости ради стоит сказать, что детище Даймлера было дико неудобным.

  • Громоздким – весил мотоцикл 90 килограммов.
  • Амортизации никакой. Говорили, что ехать на нем все равно что на "садовой скамейке". Поэтому и первое ДТП случилось практически сразу.
Испытать в деле мотоцикл решился сын Даймлера Пауль. Он проехал 12 километров по проселочной дороге от Канштатта до Унтертюркхайма.

У "повозки" не было привычной подвески и резиновых шин, поэтому водителя изрядно трясло. Колеса каретного типа на деревянном ободе со стальными спицами плохо держали дорогу.

ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Момент в истории", РЕН ТВ

"Для большей устойчивости на мотоцикле прикручивались дополнительные боковые колесики, как у современных детских велосипедов. Но они не спасли от первой мотоциклетной аварии.

При попытке развернуться Пауль Дембер потерял управление и уронил аппарат на бок. Упал сам, да к тому же еще обжег себе, простите, пятую точку.

Просто двигатель внутреннего сгорания располагался прямо под сиденьем и сильно нагревал его.

Конструкция не предусматривала ни теплоизоляции, ни защиты от горячих выхлопных газов. Вот Пауль и поджарился, как на сковородке", – рассказал физик Натан Эйсмонт.

Прадедушку современных байков можно было обогнать на обычной пробежке

Заправлять мотоцикл можно было только керосином. Бак 2 литра, мощность – пол-лошадиной силы. По сути, первый байк можно было обогнать, просто пробежав рядом.

Максимальная скорость, которую аппарат выдавал, – 12 км/ч.

Не в пример современным монстрам дорог. Абсолютный рекорд, зафиксированный 25 сентября 2010 года на мотоцикле Top Oil-Ack Attack с двумя двигателями Suzuki, составляет 605,697 км/ч.

В 50 раз быстрее деревянного прадедушки.

Кто из звезд просто обожает железных коней

"Голливудская звезда Том Круз – фанат скорости и гонок на мотоциклах. Особенно на итальянских Ducati. Его коллега Райан Рейнольдс начал собирать свой мотопарк, когда ему было еще 15.

Сегодня в его гараже десятки элитных байков. Жемчужина коллекции – Triumph Bonneville 1964 года.

А любимый двухколесный конь певицы Pink из той же серии, что и у Рейнольдса, Hinkley Triumph Bonneville, модель T100", – пояснил историк кино, публицист Александр Шпагин.

Но безусловный номер один в списке селебрити, отдающих предпочтение байкам, исполнитель роли Нео в легендарной трилогии "Матрица" Киану Ривз.

У него даже есть собственная компания, которая делает мотоциклы на заказ.

Ривз прославился на весь Голливуд тем, что после съемок киношедевра "Матрица. Перезагрузка", где погони на мотоциклах создают небывалое напряжение в кульминации фильма, подарил каждому из 12 каскадеров картины по новому Harley-Davidson.