Март и Сочи, кажется, понятия малосовместимые. Однако, как показывает практика, мартовский отдых в Сочи приятен, приносит массу впечатлений и имеет свои достоинства. Сама я уже несколько лет именно в марте еду в этот великолепный город-курорт и ещё ни разу об этом не пожалела. Но обо всём по порядку.
Идея ездить на юг ранней весной возникла у меня после того, как однажды на стыке февраля и марта меня пригласили на съёмку в одну из стран средиземноморья. Не буду уточнять в какую именно, это сейчас неважно. Суть в том, что мне очень понравилось перемещение в течение дня из холода, снежной слякоти и промозглой сырости в тёплое лето с запахом тропических цветов, плеском морской волны, буйством зелени, солнцем и возможностью скинуть надоевшую за зиму тёплую одежду. Это было прекрасно! И я решила повторить. Потом ещё раз, потом ещё... Так ранневесенние поездки на юг стали традицией.
***
Добраться в Сочи можно по-разному. Самый быстрый способ, конечно же, самолёт. Аэропорт находится в Адлере.
Географическое отступление: Сочи тянется почти на 100 км вдоль Черного моря от микрорайона Марги в Лазаревском районе до границы с Абхазией и включает в себя Лазаревский, Центральный, Хостинский и Адлерский районы.
Адлер — административный центр одноименного района — входит в состав Сочи, за исключением территории федерального значения Сириус, где в проходили XXII Зимние Олимпийские игры, а сейчас находится инновационный кластер и проходят различные международные мероприятия.
Центральная часть Сочи, или, как его называют, Большой Сочи, находится примерно в 30 км от Адлера. Доехать можно на электричке или на такси.
Второй способ доехать до Сочи — поезд. Романтика железных дорог, когда неспешно читаешь книгу или пьёшь чай под мерный перестук колёс, не оставляет равнодушными тех, кто умеет останавливаться в бесконечном беге и погружаться в созерцание бытия.
Лайфхак: покупайте билет в купе на втором этаже двухэтажного поезда. Там ехать намного спокойнее, чем на первом. Кроме того, невозвратные билеты в крайнее купе (около туалета) стоят дешевле. Однако, если на первом этаже поезда это самое беспокойное и проходное место вагона, то на втором, наоборот, самое спокойное, поскольку рядом с купе находится крутая лесенка вниз и те, кто гуляет по коридору, не приближаются к ней из соображений безопасности, дабы случайно не упасть. По этой же причине и родители стараются не допускать туда бегающих детей. А проходящие через вагон люди идут только по первому этажу. Поэтому мимо двери в купе ходят только те пассажиры, кому необходимо спуститься вниз.
Когда едешь весной, то по пути видно перемещение из зимы в лето. Сначала за окошком пропадает сплошной снежный покров, появляются проталины и участки сухой травы, потом пейзаж начинает окрашиваться в зеленые тона, появляется трава, листья и, наконец, первые цветы. Так вот за сутки переместиться из зимы в лето, увидеть смену времен года — это отдельное чудо.
Третий способ доехать до Сочи — на машине. Скажу честно, при всей моей любви к автопутешествиям и долгим поездкам за рулём, ехать в Сочи на машине я не хочу. Во-первых, горные дороги, к которым нет привычки у жителей равнин, меня немного пугают. Во-вторых, передвигаться на машине по забитому транспортом мегаполису Сочи — так себе развлечение. Проще при необходимости вызвать такси или доехать на общественном транспорте. Он там работает вполне нормально, как и в любом городе такого масштаба (каким образом ориентироваться в незнакомом городе и передвигаться по нему, я рассказала здесь). Тем более, что отдых всё-таки предполагает прогулки, а не стояние в пробках и поиск парковки в самых популярных, а значит и многолюдных местах.
Но если вы планируете не только гулять по городу, но и побывать в отдаленных от него интересных местах и туристических объектах, то личный автомобиль вам будет очень кстати. Сэкономит время, нервы и финансы.
***
Итак, приехали в Сочи. Нас встречает теплый воздух, от которого успели отвыкнуть за зиму. И красивейший железнодорожный вокзал. Автор здания — архитектор Алексей Николаевич Душкин.
Вокзал был построен в 1950-1952 годах. К его строительству относились с особым вниманием и здание до сих пор очень впечатляет своей красотой, особым «курортным» настроением открытых переходов и залов, колоннами, обилием воздуха. Рядом стоит великолепнейшая 55-метровая башня с часами, на которых изображены символы созвездий. На первый взгляд, это знаки зодиака. Но вместо Водолея, Тельца и Скорпиона архитектор изобразил на циферблате созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Порядок созвездий также отличается от принятого для знаков зодиака. К сожалению, автор не оставил никаких объяснений своему решению. Есть ли какой-то скрытый смысл в знаках или это просто вольное художественное оформление — осталось тайной.
В 1975 году Сочинский вокзал был включен в российский список памятников архитектуры федерального значения. Он действительно красив! Хотя современные средства обеспечения транспортной безопасности его сильно портят: заборы и павильоны досмотра не позволяют в полной мере осмотреть и сфотографировать это великолепное здание снаружи.
***
Почти сразу от вокзала начинается пешеходная Навагинская улица, ведущая к морю. Полчаса прогулки мимо пальм, цветущих магнолий, клумб, красивых зданий, кафе и магазинов — и открывается здание морского вокзала.
Лайфхак: если хочется прогуляться сразу после приезда, или приехали утром и заселяться в гостиницу ещё рано, то вещи можно оставить в автоматической камере хранения на вокзале, а вечером вернуться за ними.
***
Морской вокзал — визитная карточка Сочи, архитектурный шедевр и памятник архитектуры федерального значения. Авторами проекта были архитекторы Каро Семенович Алабян и Леонид Борисович Карлик. Здание выполнено в стиле сталинского ампира. Общая высота до верхушки шпиля — 71 м., длина шпиля — 37,5 м. Сейчас в здании находятся дорогие бутики, как морской вокзал оно не функционирует. Перед ним — яхтенная стоянка и причалы.
В скверике непосредственно перед зданием морвокзала находится фонтан «Навигация». В его центральной части стоит семиметровая чаша, опирающаяся на хвосты рыб, над которой сидит богиня мореплавания Навигация. В левой руке у неё корабль и лоция — морская карта, позволяющая кораблям ориентироваться в бескрайних водах . А правой рукой она словно показывает морякам верный путь.
А в 100 метрах правее стоит скульптурная композиция со знакомыми всем персонажами из комедии «Бриллиантовая рука». Именно на сочинском причале снимали некоторые сцены фильма и скульптура напоминает об этом.
***
Вокруг вокзала десятки зазывал приглашают на морские прогулки. Не спешите соглашаться. «Красивая белоснежная яхта, отходящая буквально через 10 минут» может оказаться небольшим судёнышком, которое набивают туристами как маршрутку и не выходят в море, пока не найдут нужное количество желающих.
Зато можно взять вполне официальный билет на теплоход «Ай-Тодор», который отходит строго по расписанию и час катает вас по морю вдоль берега, доходя до Мацесты и оттуда возвращаясь обратно. Цена прогулки ниже, чем у частников, продажа билета через кассу. Я даже поинтересовалась, входит ли в билет страховка. Сказали, что входит.
Для тех, кто кто не боится холодного ветра, на носовой палубе теплохода разложены кресла-груши, в которых очень удобно полулёжа любоваться морем. Есть и стандартная палуба под крышей. А для тех, кто предпочитает тепло, — уютное внутреннее помещение с видами из окон.
Есть и другие прогулочные суда с официальными билетами, маршрутами и обеспечением безопасности. Кстати, именно поэтому продажа билетов на них — по документам.
Мы не искали специально дельфинов, но один любопытный сам подплыл к борту и сопровождал нас некоторое время то подныривая под теплоход, то показываясь на поверхности.
***
Традиции морских прогулок запечатлены в интересном арт-объекте, расположенном перед морским вокзалом в Кооперативном сквере (Черешневом саду). Это необычная скульптурная композиция «Морская прогулка», на которой изображены Царь-рыба и Морская Царевна, плывущие по волнам на запряжённом моpском коньке в окружении свиты из причудливых рыб и других обитателей моря. Скульптура сделана из металла и состоит из множества деталей и более пятнадцати различных персонажей, установленных на разных уровнях вплоть до земли. Во время лёгкого ветра слегка позванивают украшающие её колокольчики, а когда ветер усиливается, то начинают колыхаться и металлические волны, по которым плывёт морской конёк.
Автор этой удивительной скульптуры — известный сочинский художник Акоп Халафян. Композиция установлена в 2008 году.
Скульптура на самом деле очень примечательная, необычная, сказочная, но лично у меня она устойчиво ассоциируется с армянским мультфильмом про подводный мир «В синем море, в белой пене…». Помните песню из него: «Оставайся, мальчик, с нами. Будешь нашим королём»?
***
От Морского вокзала и Сочинского маяка начинается длинная набережная, по которой можно бесконечно гулять, останавливаясь, чтобы полюбоваться на море и послушать плеск воды, заходя в бесконечные магазинчики сувениров и разнообразные кафешки.
Полезный совет: если хотите просто пообедать недорого, вкусно и сытно, то рекомендую сеть столовых «Патиссон», одна из которых как раз находится под маяком в начале набережной.
Береговая линия разделена волнорезами, между которыми находятся галечные пляжи, имеющие свои названия: Маяк, Приморский, Жемчужина, Цирк и другие. Купаться в марте, конечно же, рано, хотя некоторые «гости с севера» в солнечные дни уже открывают купальный сезон. Но зато очень приятно посидеть на берегу любуясь волнами и слушая плеск воды. Людей в это время немного, камни теплые и сидеть на них комфортно. А можно взять в аренду кресло-грушу. Цены вполне доступные, учитывая, что туристический сезон ещё не начат.
Для меня стало традицией заходить в расположенное на Приморском пляже «Мидийное место» с панорамными окнами и декором из растений между столиками. Там приятно посидеть с видом на море.
В пасмурную ветреную погоду море имеет свой шарм, давая возможность полюбоваться стихией.
***
В хорошую погоду днём в марте вполне тепло. Можно ходить в лёгкой одежде и без куртки, а порой даже в футболке. К вечеру холодает, но мне всегда хватало «бутерброда» из обычной футболки и флисовой толстовки с мембранной курткой-непродувайкой поверх. На ногах — обычные летние кроссовки.
В одну из поездок в первых числах марта, когда летела на самолёте, невольно сравнила погоду в Сочи и Москве. Перед посадкой в Сочи командир экипажа как обычно объявил: «Мы приземляемся в аэропорту Сочи, температура за бортом +5 градусов...». Я прикинула, что не жарко, конечно, но не успею замерзнуть до прибытия такси. Вышла на улицу и, несмотря на ночь, воздух оказался настолько теплым и комфортным, что даже не стала застёгивать куртку. Через неделю, перед посадкой в Домодедово, командир также объявил, что «температура за бортом +5 градусов». Я вышла на улицу и через несколько секунд пожалела, что на мне нет пуховика. А лучше — двух. Промозглая сырость мгновенно пробрала до костей, доступно объяснив, что +5 в Сочи и +5 в Москве — это совсем не одно и то же!
***
В районе пляжа Цирк, на углу парка им. Фрунзе стоит беседка-ротонда, к которой с набережной ведёт лестница. Рядом — смотровая площадка с удобными лавочками. Красивое место, где хочется остановиться, посидеть.
В парке недалеко от ротонды находится военный мемориал «Журавли». Он представляет собой красные звёзды, превращающиеся в стаю белых взлетающих в небо журавлей. В основании монумента расположены звёзды из гранита красного цвета с именами сочинцев – Героев Советского Союза. Памятник был открыт 7 мая 2015 года к 70-летию Победы.
Отсюда 15 минут пешком до входа в знаменитый сочинский парк Дендрарий, основанный в конце XIX века. Это одно из знаковых мест Сочи, пропустить которое никак нельзя. Но на прогулку по нему нужно закладывать не менее чем полдня. Поэтому подробный рассказ со множеством фотографий будет в одной из следующих статей.
Подписывайтесь на блог и следите за публикациями!