ДАЛьНИЙ ПОХОД. Штурманская Практика 1979 года.
Заранее прошу прощения у опытных мореходов, штурманов и прочих профессионалов за неправильно поставленные ударения, свой подход к пониманию вопроса... поскольку я не профи в этой теме, а диванный вспоминатель. Что вспомнил, то и написал.
После летней сессии у нас никого не отчисляли, а наша практика была спланирована в августе, после отпуска. Нас ожидал дальний поход. Так называлась корабельная практика на одном из учебных кораблей ВМФ.
Наша рота шла на «Гангуте» с Мурманска вокруг Скандинавии на Балтику с перспективой захода в Гданьск. Какая-то часть курсантов роты, а в основном 4й взвод и из наших: антонов, кралько, занегин и душко были отправлены на УК «Перекоп» с Севастополя в Средиземку с посещением Марселя. О их походе увы, нет ни одного фото, и я ничего не знаю.
Науменко, плагов, еньковский, бриш и казанцев в ожидании команды: «стройся, убываем в ДП». И Бриш, Красовский, Цыкунов, Лайшев, Попов на походных рюкзаках, тогда же и там же. Серёга уже пришил себе нашивку третьего курса, а мы ещё нет. Старшина он был, однако. Но, однако поторопился.
Фот скорее всего мой. По крайней мере именно эта команда шла с нами на «Гангуте». А я с Занько и Красовским был в одной пятерке при прогулке по загранице.
Инструктаж перед убытием на вокзал проводит Бабенко. Мы тогда с собой тащили 4 вида формы одежды. От бушлатов, до парадной летней. Ведь нас ожидал не только морская прогулка, но и резкий переход из лета в зиму, а потом опять в лето.
Пейзажи Карелии я видел впервые и для меня они были удивительны и потрясны, но снятые из окна поезда выставлять не буду. Это можно засмотреть на сайтах Карелии. Там краше. В Мурманске с вокзала мы перебазировались в порт и сфотографировались, в ожидании погрузки на паром, что перевёз нас до конечной цели.
август 1979г. Мурманск порт: зотов, денисов, мирошниченко, калганов, валиев, тихов, агапов, морозов, цыванюк. Сидят: зайцев, дубков, ромашко, михальченко, василега и вор мещер. Мы были и фотографировались почему-то с противогазами. Наверное, на всякий случай.
Сфотались на борту парома. Он пришвартовался у берегового КПП Североморска и, после проверки документов, нас строем перенаправили на УК «Гангут». Название от нашего полуострова Гангут что на Балтике, где была одержана 1я победа росфлота Петра в 1714г.
Это из моих фотографий, что на руках. Перефотывал дома у Алексея в Светлогорске. Валиев и Михальченко на переходе из Мурманска в Североморск. Дату перефота видите? Температура воды в море была тогда 18 градусов.
Дальний поход это обязаловка в курсантской жизни, и это такая продуманская тема. Лично я считал, что дальний поход это не просто поход и он будет обязательно отмечен и мы получим как минимум значки и ксиву к нему. Такие значки с гордостью носили старшекурсники. Ну это ж как, скажем, «мастер спорта». Увы, меня впоследствии ждало огромное разочарование. О чём во второй части этого рассказа.
УК «Гангут» — это огромная посудина, проектировалась как плавбаза АПЛ, переоборудованная специально под учебный корабль на 350 курсантов и 18 офицеров-наставников. Построен в Николаеве. Их таких 2, первый был «Бородино». Экипаж более 530 человек.
После размещения и обустройства нас построили на баке, а сам корабль был пришвартован прямо у лестницы перед ГШ СФ.
К нам вышел начальник училища. Я даже не предполагал, что он был с нами.
«Митинг посвященный ответственности курсантов при посещении заграницы и началу «Дальнего похода» будем считать проведенным и поддержанным. Ура! Товарищи, Ура!».
Начало августа. Пока мы стояли в ожидании, а потом слушали вице-адмирала Рулюка, его напутствия, над нами летали огромные бакланы и вдруг повалил снег. Большие такие хлопья. Середина лета и снег! Во счастье невиданное. В действительности это там обыденное явление.
Лично я тогда думал, а нафига нам Рулюк. Вот сейчас понапутствует и вернется в Питер. Ан нет. Весь поход он был с нами. Боны, вероятно, зарабатывал.
Наше размещение и о чём это, пренепременно было отфоткано и нужно показать. Сорокин и Бабенко тогда были в начальниках; чуканов, денисов, валиев, дубков, тихов и вор.
Дубков, цыкунов, барков и большая уборка. Кровати были в два яруса, на цепях. В кубриках было душновато, но выжили. Еду дежурный по кубрику, повзводно, получал на камбузе в порядке живой очереди три раза в день. Питались мы в кубрике.
Безусловно, что в большинстве своём фотал своих одноклассников. И тем не менее наш л/с роты тоже зафиксирован и тут выставлен.
Вот сейчас смотря на фото, где за спиной у принимающих пищу морозова, денисова, тихова и цыванюка висит стенгазета с моими фотографиями и сам в удивлении. Когда, где и главное как я печатал? Совершенно не помню. Когда только успевал.
Посуду мыл дневальный, поскольку после обеда у всех остальных был адмиральский час (сон) на усваивание пищи, а после снова учеба и вахты.
Наш поход был насыщенным и интересным. Всякий раз при заступлении на вахту нас строили на верхней палубе и проводился инструктаж. В Норвежском море штормило не хило. Мы вот как-то так стояли, инструктировались, а мимо, перед строем продефилировал Уланов, что категорически было запрещено. Невозмутимо так подошел к борту и на глазах у всех траванул за борт с верхней палубы. Было смешно. Он вахту сдавал, а мы принимали. Качка на всех действовала по-разному. Большинство хавать не могла от слова совсем, зато Красовский жрал за 8 человек сразу. Как он съедал весь котелок и куда там всё помещалось вааще не представляю.
Основная задача курсантов в ДП было реально вести прокладку курса корабля в море, за что выставлялись оценки. Для этого на корабле было специальное помещение - класс и использовались как ручные средства определения места нахождения: секстан, гирокомпас, так и навигационная система, которой мы пользовались - неНашенская - ЛОРАН-С. Была и наша (?).
Уже много позже я нарисовал карту похода. Там по точкам указаны время и даты. август 1979.
Андрей Самченко у прожектора – семафора. Изучение и знание азбуки Морзе как-то шло незаметно и ненавязчиво ещё с первого курса. Так ведь всегда в классах висел плакат с этой азбукой. Многие значения помню до сих пор, а вот значение флагов помню мало. Помню «рцы».
А еще УХО – терплю бедствие и Ч (червь) – человек за бортом. На фото прокладку ведёт валиев. Курсант малюгин показывает адмиралу с сопроводающими свою точку места. Тема видать была близка и понятна начальнику училища, поэтому он постоянно нас посещал.
Чекин, Цыкунов, барков, мирошниченко, морозов за рассчётами и прокладкой курса корабля. Но мы были ведь не одни и вахта велась круглосуточно, посменно. Уж и не помню по скольку времени.
Адмирал Рулюк почти ежедневно приходил в класс прокладки. Это он в пилотке заслушивает доклад курсантов Станиславчика и Леонтьева. Пилотка для офицеров запрещена с 2022года. А почему? Что не так? Странно. Ведь это было удобно и практично.
При всех занятиях всегда был офицер-наставник. Вот к примеру этих офицеров на фото я не знаю. Вероятно они с кафедры кораблевождения. Помню как кто-то из нашего захода на прокладку, но не из нашего класса потерял сознание, упал, а мы не знали что делать. Наставник подошёл, велел всем раступиться и пояснил, что это просто защитная реакция организма на недостаток кислорода. В горизонтальном положении к голове поступает больше крови. Не нужно ничего делать, сейчас сам встанет и продолжит прокладку. Так и вышло.
Дежурный наставник и самченко, макаричев, анохин. Самое интересное, что в последствии всё это нам в жизни не пригодилось, однако если так рассуждать, то это и убило современную школу.
На этом фото Эдуард Юдин показывает адмиралу Рулюку наше местонахождение на карте. В 2000х Эдик стал ярым соратником белоповязочников, агитировал за всё хорошее против всего плохого, обозвал меня ватником… Потом после бегства их лидера, уже и не помню как его, куда-то щез. Наверное где-то там у не наших нашёл пристанище. Флаг ему в руки. Однако меня окучивал и я его фотал очень много. Увы, на лесть был падок.
Зотов, тихов, ануфриев. А вот кто на фото рядом с тишкой даже не представляю.
Тарабукин, ротный и как всегда Цыкунов. Замёрз что ли или нагоняй получает?
Особо в друзьях у меня был всегда тарабукин. Он уже офицером проходил курсы в Москве перед командировкой в Канаду и сколько я его не приглашал, ко мне в гости ниразу не зашел. Согласно статьи Северодвинской газеты, что есть в паутине, он занимался уничтожением ядрёных ракет с АПЛ. Стажировался в Канаде. Если приглядеться повнимательней, то многое можно о нём понять. Этож какая ответственность столоваться за одним столом с врагами, а потом рассказывать в газете (статья есть в нете про это), что у нас так круто не кормят. Там лучше. И всегда был с «киевом». Фотик такой. Но его фотографий на самом деле я почти не помню.
В походе у меня получилось как-то много всего нафотографировать, в том числе и командира. Это я еще не всё выставил. В последующем у меня больше никогда и не было ни одного случая так отфотографировать Лапшина. А вот и не знаю почему. Было потом всего несколько кадров.
Несколько раз в походе заснял Леонтьева. Он в 90х был соратником по бизнесу Германа Стерлигова и после отказа того Стерлигова от всего Лёша пропал и затерялся. Хотя как мне говорил Голда в 2013м, он, качалов и коробчанский были замечены в Светлогорске на совместном отдыхе, но общаться ни с кем не пожелали. Леонтьев и коробчанский ни на одной встрече никогда не были. И даже когда я организовал встречу на соседней улице с Сергеем Коробчанским. Три дня дом отдыха в рогачах на 8 марта 2003г. Сауна с бассейном… Кстати помог мне тогда в этом Панасенков. Мы как-то с ним столкнулись в лифте на Козловском. Я его даже не узнал.
Денисов,егоров,валиев,василега,еньковский,леонтьев,гарибян,Панасенков,крассовский,лайшев.
Анохин, Лапшин, гостев, юдин, самченко, василега. Всё было реально, познавательно и интересно.
Фотографирова всё и очень много. Тут и Гирокомпас и секстан были элементами прокладки нашего местанахождения. Снимал пейзажи.
Определив угол, сделав привязку вычислялось местоположение. Егоров, валиев, тихов, самченко, макаричев, гостев за расчётами.
Гарибян, денисов, бабенко, науменко, малюгин, рахматулин, лапшин, прокопец.
Вахты по кораблевождению были разные. Была и вахта у штурвала корабля. Мне вот повезло и я рулил при заходе в канал Свиномюнде, на швартовку. Там просто нужно было чётко выполнять команды. Нетнет, на самой швартовке меня выгнали и за штурвал поставили военмора из команды корабля. Эх, руль не сфотал, так был увлечён.
Это фотографии с радиорубки. Миша Михальченко в своей стихии, про Самченка не знаю, а я как всегда позирую. Слева Казанцев, справа плагов.
Лекции на палубе. Что можно и что нельзя. По факту, без команды всё нельзя.
Лундин, Карпачёв, а кто рядом с ними не знаю; голда, чуканов. Думы мои думы. а ведь был в морях.
Лапшин, маслаков, юдин; самченко, прокопец, макаричев.
Одна из традиций на флоте спуск на воду ритуального венка в память о погибших моряках. В какой-то момент наш УК «Гангут» притормозил и мы были построены на юте в парадной форме, был приспущен военно-морской флаг, старший на корабле принял доклад…
Это снимок с того построения. Удачный, как мне показалось: Захарьев, зайцев, коробчанский, жуков, макаркин, валиев,мирошниченко, николаев, бабенко, сильной, панкратьев, Лапшин.
Что интересно, присмотревшись к фотографиям, видно, что с нами в этом походе был четвёртый курс. Только сейчас обратил внимание.
Подписывайтесь, комментируйте.