Найти в Дзене
КАК ЭТО ЗВУЧИТ

Ozzmosis. Часть 6. Какое участие принимал Стив Вай в записи альбома

ВАЙ И ОЗЗИ Стив Вай пришёл к Оззи не как гитарист, а как приглашённый сонграйтер. Изначально это была разовая идея — попробовать написать пару песен. Но творческий тандем разогнался так быстро, что вскоре они начали работать так, будто делают целую отдельную пластинку. Неофициально этот проект вспоминают как «X-Ray»: Оззи, Стив Вай, барабанщик Дин Кастроново и басист Боб Дэйсли закрылись в студии и начали штамповать демо одну за другой. Вай приносил заготовки, риффы и необычные гармонии. Оззи напевал мелодии сверху и искал слова «под слог». Кастроново и Дэйсли помогали собирать ритм-секцию. По воспоминаниям самого Вая, материал был богатым: «Мы с Оззи разогнались так, что записали почти целый альбом. А потом сверху пришло решение: “Берём одну песню от Вая и заканчиваем ваш альбом”.» Лейбл посчитал, что стиль Вая слишком экспериментальный: даун-тюнинги, октавные разделители, странные гармонические ходы. Оззи позже признавал, что любил работать со Стивом, но песни были “слишком диковатые
«Для меня было большой честью поработать с Оззи у себя в студии три месяца в 90‑х. Он всё чётко понимал: что ему нравится, а что нет, он трудолюбив и при этом — самый комичный человек, которого я когда‑либо встречал»
«Для меня было большой честью поработать с Оззи у себя в студии три месяца в 90‑х. Он всё чётко понимал: что ему нравится, а что нет, он трудолюбив и при этом — самый комичный человек, которого я когда‑либо встречал»

ВАЙ И ОЗЗИ

Стив Вай пришёл к Оззи не как гитарист, а как приглашённый сонграйтер. Изначально это была разовая идея — попробовать написать пару песен. Но творческий тандем разогнался так быстро, что вскоре они начали работать так, будто делают целую отдельную пластинку.

Неофициально этот проект вспоминают как «X-Ray»: Оззи, Стив Вай, барабанщик Дин Кастроново и басист Боб Дэйсли закрылись в студии и начали штамповать демо одну за другой.

Вай приносил заготовки, риффы и необычные гармонии. Оззи напевал мелодии сверху и искал слова «под слог». Кастроново и Дэйсли помогали собирать ритм-секцию.

По воспоминаниям самого Вая, материал был богатым:

«Мы с Оззи разогнались так, что записали почти целый альбом. А потом сверху пришло решение: “Берём одну песню от Вая и заканчиваем ваш альбом”.»

Лейбл посчитал, что стиль Вая слишком экспериментальный: даун-тюнинги, октавные разделители, странные гармонические ходы. Оззи позже признавал, что любил работать со Стивом, но песни были “слишком диковатые для его публики”.

Стив Вай в студии
Стив Вай в студии

ВКЛАД ВАЯ В ПРОЕКТ

Вай сделал огромный объём демо-материала: написал гармонические основы, придумал несколько полных структур песен, набросал ритм-партии с октавером (гитарный эффект, который повышает или понижает строй на несколько октав). Создал атмосферные гитарные партии, которых раньше у Оззи не было. Некоторые из этих идей Вай позже использовал: «Dyin' Day» альбом Fire Garden (1996) «Danger Zone» проект Vai/Gash.

То есть это действительно был пласт автора, отдельно созданный для Оззи, но в итоге отвергнутый лейблом.

Из всех созданных треков для финального альбома выбрали только «My Little Man». Но даже здесь случился парадокс: в альбомной версии гитары сыграл уже не Вай, а Закк Уайлд. Продюсер Майкл Бейнхорн хотел единый, тяжёлый саунд. С ним песня стала органично звучать внутри Оззмозис.

Вай не спорил — он говорил, что рад, что песня вышла, а аранжировка Уайлда «была правильным выбором для оззийного альбома».

"Я, как и многие поклонники Оззи, был бы рад, если бы где-то существовал секретный альбом Оззи, который был бы представлен нашим удивленным слушателям в будущем, но он был бы выпущен не на этих сессиях. Прошу прощения за путаницу" - Стив Вай

Также Вай признавал, что в какой-то степени сам виноват в том, что проект не состоялся: в те годы он сильно держался за издательские права, и это стало поводом для напряжения со стороны лейбла и менеджмента.

Открывающий звук в песне «My Little Man»— не классический индийский ситар, а электронный ситар, смею предположить что это Danelectro Coral, записанный в Нью-Йорке.

Danelectro Coral
Danelectro Coral

В середине 90-х — именно в период работы с Оззи (1993–1995, сессии «X-Ray» и последующая переработка материала) — у Стива Вая был довольно узнаваемый набор оборудования.

ГИТАРЫ
Его главный инструмент в тот период, почти всегда JEM7VWH (белая) или JEM77. Ibanez Universe (7-струнная) использовалась в проектах с Оззи и на части демо.
7-струнные риффы Вая сильно повлияли на эстетику ранних песен проекта
«X-Ray».

Ещё интересный инструмент Вая, это Green Meanie (его модифицированная Charvel/Jackson).
Ещё интересный инструмент Вая, это Green Meanie (его модифицированная Charvel/Jackson).

УСИЛИТЕЛИ

В середине 90-х Вай ушёл от классических Marshall в сторону Carvin, позже превратившихся в его фирменные усилители.

ЭФФЕКТЫ И РЭК

У Вая всегда огромный рэк, но в те годы он был особенно богатым.
Eventide H3000 / DSP4000 его главный «магический» блок: питч-шифтеры, гармонизаторы, реверберации, знаменитые «космические» пресеты Вая.
Lexicon PCM70 / PCM80 «Люкс-реверб» Вая — используются до сих пор.

В период работы с Оззи Вай тестировал прототипы своей будущей фирменной педали - Morley Bad Horsie Wah.

Также Вай использовал разные октавные разделители, синт-текстуры, странные фильтры чтобы разнообразить свой саунд.

***

Спасибо дорогой читатель, что дочитал до конца эту статью, буду благодарен за лайк или комментарий. Следующая статья будет последней в исследованиях Ozzmosis, и посвящена записи и продюсированию альбома.