Найти в Дзене

Зачем читать и смотреть "Франкенштейна"

В ноябре выходит фильм "Франкенштейн", основанный на романе Мэри Шелли. Режиссёр новой экранизации — Гильермо дель Торо, известный своими мрачными сказками "Лабиринт Фавна", "Багровый пик" и "Форма воды", так что следует ждать красивого, но, вероятно, далёкого от оригинала кино. Впрочем, роману Мэри Шелли не привыкать: начиная с самых первых экранизаций, кинематограф переделывал оригинальную историю и её героев до неузнаваемости. Также поступила и самая знаковая экранизация — "Франкенштейн" Джеймса Уэйла 1931 года. Этот фильм так прочно вошёл в популярную культуру, что образы его героев стали каноническими наравне с образами из оригинального романа — эти две независимые интерпретации существуют параллельно друг другу, и каждая имеет своих последователей. Дело в том, что оригинальная книга — это драматичный, но очень задумчивый философский роман о создателе и его творении. "Чудовище Франкенштейна" здесь оказывается тонко чувствующей натурой, которая изъясняется языком поэтов и хочет тол
Кадр из фильма "Франкенштейн" Гильермо дель Торо, 2025
Кадр из фильма "Франкенштейн" Гильермо дель Торо, 2025

В ноябре выходит фильм "Франкенштейн", основанный на романе Мэри Шелли. Режиссёр новой экранизации — Гильермо дель Торо, известный своими мрачными сказками "Лабиринт Фавна", "Багровый пик" и "Форма воды", так что следует ждать красивого, но, вероятно, далёкого от оригинала кино.

Впрочем, роману Мэри Шелли не привыкать: начиная с самых первых экранизаций, кинематограф переделывал оригинальную историю и её героев до неузнаваемости. Также поступила и самая знаковая экранизация — "Франкенштейн" Джеймса Уэйла 1931 года. Этот фильм так прочно вошёл в популярную культуру, что образы его героев стали каноническими наравне с образами из оригинального романа — эти две независимые интерпретации существуют параллельно друг другу, и каждая имеет своих последователей.

Кадр из фильма "Франкенштейн" 1931 года
Кадр из фильма "Франкенштейн" 1931 года

Дело в том, что оригинальная книга — это драматичный, но очень задумчивый философский роман о создателе и его творении. "Чудовище Франкенштейна" здесь оказывается тонко чувствующей натурой, которая изъясняется языком поэтов и хочет только любви, но получая лишь отвращение даже от своего создателя, начинает уничтожать любовь и счастье других. Это трагический антигерой: типичный разочаровавшийся романтик, который от стремления к идеальной добродетели обращается к абсолютной жестокости. Он становится безжалостным монстром, но, выслушав его историю, невозможно не проникнуться сочувствием.

Кадр из фильма "Франкенштейн" 1931 года
Кадр из фильма "Франкенштейн" 1931 года

Совсем другой образ создаёт Джеймс Уэйл. Его чудовище не слишком интеллектуально, не умеет говорить и изначально предрасположено к насилию. Это классический бессловесный монстр из ужастика. Правда, изначально он прибегает к насилию скорее по незнанию, в нём есть даже детская наивность — но от этого он не становится менее опасным и пугающим. Этот монстр не имеет сложного характера и истории становления, но, как и в книге, он работает как символ — символ ужасной ошибки человека, возомнившего себя богом, и воздаяния за такое самомнение и попытку пойти против природы.

Борис Карлофф в роли монстра Франкенштейна
Борис Карлофф в роли монстра Франкенштейна

Эта мысль объединяет фильм и книгу, но в остальном это совершенно разные истории. Обе интерпретации продолжают жить в популярной культуре, но имеют очень разное наследие. Образ из фильма Уэйла по праву стал каноническим — именно так большинство людей внешне представляют себе монстра Франкенштейна, и это действительно яркий, характерный образ. Кадры из этого фильма и сейчас впечатляют и выглядят жутко. Именно в этот образ люди наряжаются на Хэллоуин; именно он используется во всевозможных пародиях как легко узнаваемая отсылка. Монстр Уэйла стал неотъемлемой частью общественного сознания — его узнают, даже если не смотрели ни одного фильма и не читали книгу.

Кадр из фильма "Франкенштейн" 1931 года
Кадр из фильма "Франкенштейн" 1931 года

И да, образ из оригинального романа гораздо глубже, и его влияние на культуру гораздо тоньше (об этом поговорим в другой раз), но именно благодаря киношному образу имя Франкенштейна и общая идея его истории известны каждому. "Франкенштейн" Джеймса Уэйла — это связующее звено между романтическим романом начала 19 века и публикой эпохи модерна уже 20 века. В свою очередь сам фильм стал бесспорной классикой фильмов ужасов, и так его образы дошли до нашего времени. И даже глупая бессловесная версия чудовища Франкенштейна хранит память об оригинальной истории и напоминает о ней всё новым и новым поколениям.

Я думаю, одновременное присутствие в культуре этих двух интерпретаций только обогащает культуру и делает разговор о Франкенштейне и его монстре ещё более многосторонним.

В другой раз поговорим про (порой неожиданные) влияния литературного образа монстра Франкенштейна — например, в образе Стича в мультике из детства "Лило и Стич". ☘️

***

Здесь я рассказывала про историю создания оригинального романа:

Как возник "Франкенштейн"?
куда-то с книжкой15 октября

А здесь — про сиквел "Невеста Франкенштейна" 1935 года:

"Невеста Франкенштейна"
куда-то с книжкой18 октября