Найти в Дзене

Майя Плисецкая. К 100-летию со дня рождения

Выдающаяся русская балерина, танцовщица, режиссер, мемуаристка и общественный деятель, символ русской школы классического танца, а также создатель собственного уникального стиля исполнения, отличающегося редким чувством ритма, пластичностью движений и глубокими эмоциональными переживаниями, выраженными в каждом жесте. Уверена, в памяти многих навсегда останутся безупречная осанка, изящные линии фигуры, выразительные глаза, утонченность и грациозность, которыми обладала каждая поза и движение. Харизматичность, сила воли и внутренний огонь сделали ее непревзойденной примой Большого театра на протяжении 42 лет (1948—1990 гг). Активная и яркая не только на сцене, но и в социуме - в окружении и общении с интеллигенцией своего времени: музыканты и певцы, художники и архитекторы, писатели и поэты, ученые. Предлагаю вспомнить наиболее известные цитаты Майи Плисецкой, отражающих ее жизненный опыт и взгляды на искусство, красоту и человеческие отношения. Одним словом жизнь... 🔺Про искусство В
Оглавление

Выдающаяся русская балерина, танцовщица, режиссер, мемуаристка и общественный деятель, символ русской школы классического танца, а также создатель собственного уникального стиля исполнения, отличающегося редким чувством ритма, пластичностью движений и глубокими эмоциональными переживаниями, выраженными в каждом жесте.

Уверена, в памяти многих навсегда останутся безупречная осанка, изящные линии фигуры, выразительные глаза, утонченность и грациозность, которыми обладала каждая поза и движение. Харизматичность, сила воли и внутренний огонь сделали ее непревзойденной примой Большого театра на протяжении 42 лет (1948—1990 гг).

Активная и яркая не только на сцене, но и в социуме - в окружении и общении с интеллигенцией своего времени: музыканты и певцы, художники и архитекторы, писатели и поэты, ученые.

Предлагаю вспомнить наиболее известные цитаты Майи Плисецкой, отражающих ее жизненный опыт и взгляды на искусство, красоту и человеческие отношения. Одним словом жизнь...

🔺Про искусство

В искусстве не важно «что». Самое важное – «как». Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало – тогда это настоящее, иначе никак

Я помню себя девочкой лет 10-ти, застывшей у экрана телевизора, услышав пронзительную музыку, а главное увидев невероятную пластику рук балерины. Танец не рук, а крыльев... Номер, поставленный для начинающей балерины в 1941 году в эвакуации в Свердловске Суламифью Мессерер (прим. родной тетей и приемной матерью в связи с трагическими обстоятельствами семьи), стал одним из популярнейшим в исполнении Плисецкой (вплоть до 1996 года). Известно, что на гастролях в Токио, Нью-Йорке, Париже и Лиссабоне "на бис" он исполнялся до четырёх раз подряд. Выигрышной составляющей номера являлось появление исполнительницы спиной к публике, Плисецкая в буквальном смысле слова вплывала на сцену... Обязательно найдите видео в интернете, посмотрите...

Майя Плисецкая в хореографической миниатюре "Умирающий лебедь", поставленной в 1907 году Михаилом Фокиным для балерины Анны Павловой на музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», фото из открытых источников
Майя Плисецкая в хореографической миниатюре "Умирающий лебедь", поставленной в 1907 году Михаилом Фокиным для балерины Анны Павловой на музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», фото из открытых источников

🔺Про фигуру и способ ее сохранения

Не жрать! Более действенного способа быть в форме еще не придумали.

Плисецкая признавалась, что не использует никаких специальных диет, а просто не переедает. И добавляла:

Это больше в теории, а в жизни можно всё, но понемногу

Рацион был достаточно минималистичен и самое главное (для фигуры, конечно) однообразен: отсутствие завтра; телятина или курица - запеченное или отварное мясо на обед; никаких десертов и сладостей, а также сладких фруктов, алкоголь - да, редко и только сухое красное вино. А не равнодушна была..., казалось бы, к селедке...

При росте 167 см вес Майи Плисецкой колебался от 49 до 58 кг.

Майя Плисецкая в образе Одиллии - черного лебедя в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро», фото из открытых источников
Майя Плисецкая в образе Одиллии - черного лебедя в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро», фото из открытых источников

🔺Про элегантность

Элегантность давалась кровью

Рассматривая многочисленные сохранившиеся фотографии (и повседневной жизни, и сценических костюмов) можно смело отметить, что Майя Михайловна обладала безупречным чувством стиля. И стиля элегантного...

Фотосессия 1960-х, фото из открытых источников
Фотосессия 1960-х, фото из открытых источников

Сама Плисецкая отдавала предпочтение работам Пьера Кардена, на протяжении 45 лет они были дружны, а Карден и вовсе считал Плисецкую своей музой. Именно парижским кутюрье были придуманы и исполнены костюмы ко многим балетным спектаклям, музыку к которым была создана Родионом Щедриным, например, таким как "Дама с собачкой", "Чайка".

Фотосессия 1970-х, фото из открытых источников
Фотосессия 1970-х, фото из открытых источников

🔺О партнерах по сцене

Я люблю это выражение о руках своих партнеров: умные руки. С глупыми руками не потанцуешь. Обязательно завалят, передержат, поторопятся.

-5

  1. Влюбляйся в момент, не мешкай.
  2. Любящие люди воспаряют над обыденностью, мелочностью жизни. Влюбленные всегда живут в другом измерении.
  3. И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!
  4. Не уверена, что высшее проявление ума – это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками.
  5. Время все по местам расставит. Ждать только долго.

  1. Жизнь бывает несправедлива к таланту. Но поэт, композитор, художник пробьются через века. Если у них термоядерный заряд, конечно.
  2. Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Саму простую. Простую – как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, намного больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.