Музыку для балета написал Юрий Красавин специально по заказу Большого театра. Идея постановки принадлежит хореографу Юрию Посохову, многие сюжетные спектакли которого основаны на русской литературе или на тех сюжетах, что в ней мифологизированы из общемировой культуры.
По мнению Юрия Посохова, русская классика наиболее переводима на язык пластики и жестов. В его «Пиковой даме» переплелись сюжетные перипетии литературного первоисточника и канонического оперного либретто, тем более что и музыку Юрий Красавин писал по мотивам сочинения Петра Чайковского. Получилась некая третья, собирательная история, рассказать которую хореографу хотелось ещё и потому, что он приберёг очень важное для него высказывание. Посохов приводит Германа к раскаянию и ждёт от зрителей сочувствия своему герою и прощения.
«У нашей истории нет привязки к конкретному историческому времени. Наверное, по отдельным деталям можно отнести её к XIX веку. Но мы стремились к такому состоянию, чтобы время не нужно было опред