Найти в Дзене
ОСК | «Вымпел»

Вехи истории: 40 лет назад началось строительство эллинга

Эллинг – это самое большое здание на предприятии. При его строительстве были использованы уникальные для своего времени технологии, на заводе работали лучшие строительные организации Рыбинска и Ярославской области. По документам эллинг был введён в эксплуатацию в 1991 году, и в нём были заложены головной пожарный катер «Марс» проекта 14613 и первый ракетный катер «Молния». По другим данным строительство нового судосборочного цеха было завершено в 1993 году. В архиве предприятия сохранилось много фотографий строительства цеха. Тогда эти работы называли возведением первого пролёта эллинга, планировался и второй. Строительство нового судосборочного цеха-эллинга было начато в 1985 году. Заводская газета «За трудовую доблесть» следила за ходом стройки и рассказывала читателям об этапах и сложностях строительства. 9 октября 1985 года газета писала: «На месте старого посёлка, где совсем недавно жили семьи судостроителей, возводится новый эллинг. О масштабах работ и размерах сооружаемого объ

Эллинг – это самое большое здание на предприятии. При его строительстве были использованы уникальные для своего времени технологии, на заводе работали лучшие строительные организации Рыбинска и Ярославской области.

По документам эллинг был введён в эксплуатацию в 1991 году, и в нём были заложены головной пожарный катер «Марс» проекта 14613 и первый ракетный катер «Молния». По другим данным строительство нового судосборочного цеха было завершено в 1993 году.

В архиве предприятия сохранилось много фотографий строительства цеха. Тогда эти работы называли возведением первого пролёта эллинга, планировался и второй.

Строительство нового судосборочного цеха-эллинга было начато в 1985 году.

Заводская газета «За трудовую доблесть» следила за ходом стройки и рассказывала читателям об этапах и сложностях строительства. 9 октября 1985 года газета писала: «На месте старого посёлка, где совсем недавно жили семьи судостроителей, возводится новый эллинг. О масштабах работ и размерах сооружаемого объекта говорят его габариты. Высота колонн эллинга – 25 метров. Размеры самого корпуса: 216 на 36 метров, высота- 30 м. Он будет оснащён четырьмя 50-тонными кранами».

Конструктивно эллинг представляет из себя стальной каркас, зашитый стеновыми панелями, опирающийся на мощную стапельную плиту. Были сделаны две стапельные линии для поточно-позиционной сборки катеров. Но сначала нужно было провести дренажные работы - этого требовал высокий уровень грунтовых вод.

При строительстве эллинга многое было впервые. Например, монтаж покрытия блоками. Проект, разработанный проектным институтом, предусматривал, что блок покрытия, размером 36 на 12 метров, будет собираться на земле до полной готовности, а затем при помощи крана подаваться на проектную отметку. Бетонирование днища подвала выполняли по самой передовой для тех времён технологии с применением механизированного комплекса, состоявшего из бетоноукладчика и трёх бетоновозов на базе автомашины «КамАЗ» с вращающимися бункерами объёмом 8 кубометров. Использование уникальной для того времени техники позволило полностью механизировать бетонирование.

-2

Эллинг строили всем заводом. Коллектив ремонтно-механического цеха изготовил около 60 тонн арматурных каркасов. Цех №2 сделал все закладные детали фундамента. Цех 1 производил окраску колонн и других конструкций. Работники этого же цеха помогали собирать кран, при помощи которого монтировали корпус. Сварочные работы помогали выполнять работники отдела труда и заработной платы. К работам привлекались сотрудники бухгалтерии, отдела автоматизированных систем управления производством, отраслевого научно-исследовательского отдела и других.

Заводская газета от 6 августа 1986 года написала: «Строительство эллинга на судостроительном заводе с 1 июня возглавило управление №1 треста №16. С этого же времени на объекте появился основной субподрядчик – Ярославское специализированное строительно-монтажное управление треста «Стальконструкция». Строительно-монтажный трест №16 в Рыбинске был настоящей фабрикой по производству зданий. Дома культуры, порядка 70% жилых домов, множество цехов предприятий и котельных – результат многолетнего труда этой организации.

Со строительством эллинга завод получил возможности, которых не имел раньше. Постройка больших катеров была организована в новом цехе. Перед зданием была сооружена площадка с судовозными путями для перемещения судов из цеха на спусковое устройство, которое тоже было модернизировано, его грузоподъёмность была увеличена до 1500 тонн.

-4

В эллинге уже вовсю шло строительство кораблей, а возведение административно-бытового корпуса цеха продолжалось. Технологи цеха №1 переехали в эллинг 13 февраля 1995 года. Заводское руководство планировало строительство второй очереди эллинга. Но тяжёлые для всей промышленности страны 90-е помешали реализации этих планов.