Найти в Дзене
Oksana Smirnova

Выборгский замок. Башня святого Олафа. Выставка Николая Малыхина. Часть 3

В двух своих статьях «Выборг: что обязательно нужно увидеть и попробовать. Часть 1» и «Выборг: легенды и достопримечательности. Часть 2» я расскала о своих впечатлениях о Выборге. В данной статье — расскажу о самой главной достопримечательности, символе Выборга — Выборгском замке и о Башне Святого Олафа. Мне повезло, меня пригласила Анна Тведт, куратор выставки Николая Малыхина «Портрет – моя любовь по жизни». Выставка открылась «01» октября и будет работать до «16» ноября 2025 года в Главном музейном комплексе на 3 этаже. Приехать в Выборг, и не посетить Выборгский замок — неправильно. Расскажу вкратце историю замка и Башни святого Олафа. Выборгский замок основан в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Морское ополчение высадилось на побережье Финского залива, разорило поселение карел, карельский сторожевой пункт на небольшом острове. Шведы заложили на острове замок, назвали его Выборгом (в переводе со старошведского — «Святая крепость»). В центре острова возвели че

В двух своих статьях «Выборг: что обязательно нужно увидеть и попробовать. Часть 1» и «Выборг: легенды и достопримечательности. Часть 2» я расскала о своих впечатлениях о Выборге. В данной статье — расскажу о самой главной достопримечательности, символе Выборга — Выборгском замке и о Башне Святого Олафа.

Мне повезло, меня пригласила Анна Тведт, куратор выставки Николая Малыхина «Портрет – моя любовь по жизни». Выставка открылась «01» октября и будет работать до «16» ноября 2025 года в Главном музейном комплексе на 3 этаже.

Приехать в Выборг, и не посетить Выборгский замок — неправильно. Расскажу вкратце историю замка и Башни святого Олафа.

Выборгский замок основан в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Морское ополчение высадилось на побережье Финского залива, разорило поселение карел, карельский сторожевой пункт на небольшом острове. Шведы заложили на острове замок, назвали его Выборгом (в переводе со старошведского — «Святая крепость»). В центре острова возвели четырехугольную каменную башню-донжон (отдельно стоящая внутри крепостных стен). Шведы назвали её башней Святого Олафа в честь короля Олафа II Харальдссона, утвердившего христианство в Норвегии. Замок стал резиденцией наместника шведского короля. Кроме наместника и его свиты в замке жил фогт (управляющий), священнослужители, слуги, ремесленники и многочисленный воинский гарнизон для охраны. Долгие годы Выборгский замок был основной пограничной крепостью Швеции на востоке.
В 1555 году Выборгский замок посетил король Густав I Ваза, лично инспектировавший королевские замки Швеции. Недовольный состоянием укреплений и башен король приказал начать масштабную реконструкцию крепости, мало приспособленной к ведению артиллерийской обороны. Строительными работами в замке руководил немецкий мастер Иоганн де Порте; в 1570-х годах на службу в замок был принят архитектор Якоб ван Стендель (Стенгель). Башню Святого Олафа разобрали до уровня второго яруса, затем надстроили кирпичом: третий и четвертый ярусы — четырехгранные, три верхних получили восьмигранную форму. Высота башни (без кровли) составила 38 метров. На межэтажных перекрытиях перестелили полы, построили каменную винтовую лестницу. У бойниц верхних этажей установили пушки крупного калибра.
В 1710 году, в период осады Выборга войсками Петра I, стены и постройки крепости ощутимо пострадали от российской артиллерии. После завоевания Выборга замок находился в ведении российских военных властей.
На протяжении всего XVIII столетия замковые сооружения многократно ремонтировались и перестраивались. В годы, когда Выборг входил в состав независимой Финляндии (1918–1940, 1941–1944), в крепости располагался штаб 2-й финской дивизии. 20 июня 1944 года полковник А.Кемппи приказал спустить финский флаг над Выборгским замком. Вечером того же дня советские войска вошли в замок, и над башней Святого Олафа был поднят красный флаг. С 1944 по 1964 год Выборгский замок использовался советскими военными.
В 1964 году Министерство обороны СССР передало Выборгский замок Государственной инспекции по охране памятников. В 1970 году здесь открылись первые экспозиции Выборгского краеведческого музея.

В залах Главного музейного корпуса можно увидеть историю создания и реконструкции данного замка, историю самого Выборга и про жителей карельского перешейка, события во время Великой Отечественной войны, а также информация о природных ландшафтах, о флоре и фауне.

Мы нагулялись по булыжным мостовым Выборга (почти 20 тысяч шагов), плюс на посещение смотровой площадки на Башне Святого Олафа не было льгот, и тогда на смотровую площадку башни Олафа пошла моя отважная дочка с большим объективом. Именно её панорамные снимки я покажу в данной статье.

Башня стоит на самой высокой площадке Замкового острова — скалистом уступе. Лестница, ведущая со двора в башню, появилась в самом конце XIX века, зато сама нижняя часть башни (около 16 метров шириной) сохранилась практически в том же виде, в каком её возвели в 1293 году при основании замка. Это самое высокое строение в городе — её общая высота над уровнем моря со скалой на которой она стоит — 75 метров. Стены выложены из гранитных валунов и кирпича. Недавно закончили реставрация башни — её внутреннее пространство занято современным лифтом и обновлены лестницы-переходы, по которым посетители поднимаются наверх. Впечатляет таинственность внутреннего пространства.

Расскажу Вам о «виновнице» моего посещения в Выборг, которую я год ждала, это — выставка выборгского художника Николая Алексеевича Малыхина (1939-2020).

«Я всегда хотел быть художником» и именно так сложилась его судьба. В 2020 году художник покинул этот мир, а его до сих пор помнят, о нём говорят, его творчество ценят.

В прошлом году в Санкт-Петербургском Союзе художников состоялась выставка портретов Николая Малыхина, где я познакомилась с куратором Анной Тведт, которая рассказала о предстоящей выставки в Выборге. Я ждала возможности посетить этот славный год с многовековой историей. Выборгская экспозиция более полная, многогранная, здесь работы из частных коллекций и музейного фонда, портреты, пейзажи, натюрморты, деревянное зодчество, графика, наброски, воспоминания. В центре данной экспозиции написанное в 1973 году полотно «Рыбаки» из фондов Выборгского музея. Главный хранитель фондов Выборгского объединённого музея-заповедника Наталия Фёдорова рассказала, что одно время Николай Алексеевич здесь работал. В коллекции музея остались три его живописные работы, одна из которых находится в постоянной экспозиции, а также деревянные панно с изображениями персонажей карело-финского эпоса «Калевала» и вырезанные из карельской берёзы квасные кружки, их можно увидеть на выставке. Выставка стала возможной благодаря энтузиазму куратора Анны Тведт. Ещё в детстве, придя ученицей на уроки к Малыхину, со временем она стала другом и летописцем его творчества.

На выставке мы узнали, что Николай Малыхин любил экспериментировать, предпочитая писать крупным мазками, мастихином, а не кистью, а иногда и тряпочкой. В 1957 году в Выборге он пришёл заниматься в изостудию Николая Соколова. С тех пор, где бы ни работал Н.Малыхин, он всегда рисовал. Истинный художник, прекрасный педагог, научивший рисовать не одно поколение выборгских мальчишек и девчонок, он оставил после себя яркие разно-жанровые работы. Очень рекомендую посетить данную выставку, столь многогранную и интересную.

Несколько интересных и малоизвестных фактов о Н.А.Малыхине:

  • Николай Алексеевич несколько лет трудился на камнеобрабатывающем предприятии, умел работать с гранитом. Первые звёзды, появившиеся на «Аллее звезд» кинофестиваля «Окно в Европу» были изготовлены Малыхиным. Фестиваль проходит в Выборге.
  • Помимо рисования, он страстно любил рыбалку, прекрасно знал местную акваторию. Именно он нашёл гранитные колонны, затонувшие в Выборгском заливе двести лет назад предназначенные для Исаакиевского собора. Затем они были извлечены из воды и находятся сейчас рядом с центром «Эрмитаж Выборг».
  • Одним из любимых занятий были прогулки на свежем воздухе с фотоаппаратом. Он старался запечатлеть образы природы и городские виды, чтобы потом их написать.
  • Николай Малыхин не делал предварительные наброски для своих живописных работ и часто работал мастихином (тонкая упругая лопаточка, которой художник-живописец наносит грунт на полотно и удаляет лишнюю краску) по собственной методике – крупными мазками из центрального пятна. Эта техника и насыщенные цвета рождали то живописное волшебство, которое так притягивает зрителей.

О Выборге можно много и долго рассказывать. Впереди ещё Фестиваль кренделей «03» ноября 2025 года. У Вас есть возможность на него попасть. Город гостеприимный, всегда может удивить. Не забудьте попробовать крендели, пряники и карамель, которые производят только в Выборге.

Я Вас заинтересовала этим красивейшим городом со средневековой архитектурой, с новыми интереснейшими достопримечательностями, Вы дочитали статью до конца, поставьте, пожалуйста, 👍.