Найти в Дзене

Айвазовский успешный менеджер или выдающийся художник

В Феодосии я посетила галерею Айвазовского в Крыму, узнала много новых фактов из его жизни, заинтересовалась и изучила все, что нашла в интернете, прочитала книжку и меня бомбануло. Ведь он стал мало того, что известным живописцем, он стал олигархом на продаже собственных картин. В Феодосии шагу нельзя ступить, чтобы не услышать об этом месте, что оно как-то связано с Айвазовским. И первый публичный музей он открыл, и железную дорогу проложил и порт построили при его содействии. В этой статье я хочу разобрать, а как же ему все это удалось. Если вы впервые на этом блоге, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Шикова. Я живу в Санкт-Петербурге, родилась в Ленинграде. Я веду Блог о самостоятельных путешествиях на своем сайте с 2013 года. За эти годы я посетила 28 стран Европы и многие города и села России. Будущий великий маринист родился в 1817 году в Феодосии в армянской семье и был записан в церковных книгах под именем именем Ованнеса, сына Геворка Айвазяна, метрическая запись сохран
Оглавление

В Феодосии я посетила галерею Айвазовского в Крыму, узнала много новых фактов из его жизни, заинтересовалась и изучила все, что нашла в интернете, прочитала книжку и меня бомбануло. Ведь он стал мало того, что известным живописцем, он стал олигархом на продаже собственных картин.

В Феодосии шагу нельзя ступить, чтобы не услышать об этом месте, что оно как-то связано с Айвазовским. И первый публичный музей он открыл, и железную дорогу проложил и порт построили при его содействии. В этой статье я хочу разобрать, а как же ему все это удалось.

Если вы впервые на этом блоге, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Шикова. Я живу в Санкт-Петербурге, родилась в Ленинграде. Я веду Блог о самостоятельных путешествиях на своем сайте с 2013 года. За эти годы я посетила 28 стран Европы и многие города и села России.

Автор блога
Автор блога

Иван Айвазовский не русский художник

Будущий великий маринист родился в 1817 году в Феодосии в армянской семье и был записан в церковных книгах под именем именем Ованнеса, сына Геворка Айвазяна, метрическая запись сохранилась до наших дней. Она сделана на армянском языке в армянской церкви Сурб Саркис.

Церковь сурб Саркис в Феодосии, 2025 год
Церковь сурб Саркис в Феодосии, 2025 год

Отец Ованнеса был из обедневших купцов, чума в 1812 году подкосила его дела. Как власти боролись с чумой: запрет на любую торговую деятельность и реквизиция продуктов питания у купцов для прокорма населения. Однако, отец художника не смотря на якобы бедность занимал должность старейшины феодосийского рынка, директор рынка в наши времена навряд ли бы считался бедным человеком.

Дальше следует позднейший рассказ Айвазовского о своем нищем детстве. Ребенок рисовал углем на выбеленных стенах домов и бумаги у него не было и карандашей и т.д. Подобную историю любят рассказывать все претендующие на self made люди. Припомним историю Аяза Шабудинова. В каждом интервью блогер рассказывал, как жил в доме без пола в деревне, тяжело работал, а потом оказалось, что у его родителей было три заводика в этом поселке, где они жили и квартира в Уфе. Это не единственный пример, таких много. Просто подобные истории вызывают нужные чувства у аудитории, поэтому мы все это слушаем.

Вернемся же к тому, кого мы знаем под именем Ивана Айвазовского. Официальные биографы умалчивают об обширной армянской диаспоре, проживавшей в Феодосии чуть ли не с XIII века. К XIX веку армянская община, как и все население Феодосии сильно уменьшилась в связи с присоединением Крыма к Российской империи. Имело место выселение армян и греков с полуострова в район Ростова-на-Дону. Но такую многовековую историю одним переселением не стереть.

Ованнес Айвазян был сыном своего времени

В XIX веке, чтобы устроить свою судьбу, поступить на учебу или на работу пользовались протекцией. Т.е. нужно было найти уважаемого человека при должности, который порекомендует тебя в качестве учащегося или работника или жениха на возмездной или безвозмездной основе. И будущий художник такими протекциями пользовался. В детстве, очевидно, не он сам за себя просил, этим занимался или его отец, или кто-то из армянской диаспоры.

Нужно заметить, что отец или диаспора не только весьма успешно устроили судьбу Ованнеса Айвазяна, известного нам под именем Ивана Айвазовского, но и его старших братьев Габриэла и Григория. Так же в семье родились три девочки, сестры Айвазовского, но об их судьбе ничего не известно, очевидно они вышли замуж и приняли другие фамилии.

Первым благодетелем будущего художника стал феодосийский градоначальник А.И.Казначеев. Он продвинул талантливого мальчика в 1831 году из феодосийского уездного училища в симферопольскую гимназию. На момент поступления в гимназию юному Ованнесу было 13 лет. Ради учебы ему пришлось покинуть отчий дом и встать на путь самостоятельности. Его старший брат так же покинул отчий дом в 13 лет и отправился учиться на священника.

Портрет А.И.Казначеева кисти Айвазовского, 1847 год (Айвазовскому было 30 лет на момент написания картины)
Портрет А.И.Казначеева кисти Айвазовского, 1847 год (Айвазовскому было 30 лет на момент написания картины)

И.К. Айвазовский всю жизнь поддерживал связь со своим первым благодетелем и даже построил впоследствии фонтан в Феодосии имени А.И. Казначеева в благодарность за содействие и с надеждой на дальнейшее сотрудничество. И это был не последний памятник в честь благодетеля. Так раньше делались дела. Сейчас в России это уже не в моде, а Казахстан все еще поддерживает подобные традиции.

Бесплатно или за мзду А.И. Казначеев принимал участие в судьбе будущего гения, мы никогда не узнаем. В Википедии же сказано, что в деле получения взяток горячее участие принимала супруга А.И. Казначеева, а сам градоначальник был в ее руках жалкой игрушкой. Ну да, конечно, все рискованные операции лучше перевесить на жену, её же на каторгу за мздоимство не отправят.

Так же маленький Ованнес во время учебы в Феодосии подрабатывал в кофейне скрипачом. Кофейня это, то место, где собирается весь народ и там можно было наработать то, что сейчас называется soft skills. Слушая разговоры посетителей между собой, легко понять, как делаются дела.

Поступление в Академию Художеств

Следующей ступенькой по лестнице успеха стало поступление в Академию художеств в Санкт-Петербурге на казенное обеспечение, это как сейчас поступить на бюджет и даже лучше, тогда проживание и прокорм так же оплачивались. На содержание студента Академии тогда выделялось 600 рублей в год.

Хлопотала о поступлении Наталья Нарышкина, жена губернатора Таврической губернии Дмитрия Васильевича Нарышкина. Она написала письмо Президенту Академии художеств Оленину и приложила рисунок. В честь Натальи Нарышкиной фонтанов не воздвигалось, потому что ее муж вскоре умер, и господин А.И.Казначеев впоследствии занял его пост.

Важно, что в 1833 году русская светская живопись переживала процесс своего становления. Богатых людей в империи уже было достаточно, все они желали иметь свои портреты, портреты жен, детей, родственников, а затем и пейзажи своих имений.

Государственные деятели желали запечатлеть виды завоеванных земель и знаменитых сражений. Фотографии еще не сосуществовало. Изобразительное искусство было единственным способом все это получить. Поэтому живописцы были востребованы, их не хватало. Пробиться в таких обстоятельствах было намного легче, чем сейчас.

В Академии Художеств Ованнес сын Геворка Айвазяна принял русифицированное имя Иван Константинович Гайвазовский. Иван поступил в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева, а затем учился у французского мариниста Филиппа Таннера.

Первый урок француза мариниста

Филипп Таннер использовал ученика в качестве подмастерья или мальчика на побегушках, заставляя его выполнять много черновой работы и запрещая писать картины самостоятельно. Я думаю, что это был один из очень полезных уроков, усвоенных Айвазовским. Использование бесплатной рабочей силы учеников значительно ускоряет процесс производства живописных полотен.

Айвазовский станет самым производительным художником своего века. За свою творческую жизнь с 17 до 82 лет (65 лет) художник напишет около 6000 полотен по его же словам. Это 92 картины в год или по картине в четыре дня без учета выходных, праздников, дней, которые он возможно болел или занимался семьей и дней, которые он провел в путешествиях. А он много путешествовал и вел активную светскую жизнь. Светская жизнь тогда была чем-то похожим на рекламу и PR сегодня.

Любой нормальный художник подтвердит, что это не возможно. Да Айвазовский мог написать картину за два часа, знаменитый 9-й вал был написан всего за 11 дней при размере полотна 221х332 см. Разовые акции реальны, но по картине раз в четыре дня, на протяжении 65 лет - это производительность робота, а не живого человека.

Для сравнения посмотрим сколько картин написали известные художники современники Айвазовского:

  1. Карл Брюллов (1799 −1852г) прожил всего 52 года и создал за это время 130 полотен.
  2. Максим Никифорович Воробьев (1787−1856), учитель Айвазовского, прожил 69 лет и оставил после себя 37 работ, возможно не все работы учтены, но порядок понятен.
  3. Илья Репин (1844 −1930) прожил 86 лет и оставил после себя около 1000 живописных полотен, но расхождения возможны из-за учета или не учета эскизов и рисунков.
  4. Валентин Серов (1865− 1911) прожил 46 лет и оставил 219 полотен, общее количество может варьироваться в зависимости от учета эскизов и рисунков

Я думаю, что ни у кого вопросов нет, количество полотен отличается в десять и более раз.

Второй урок в Академии Художеств

Второй усвоенный урок от мариниста Филиппа Таннера был про соблюдение субординации. Тогда для участия ученика в выставке Академии Художеств нужна была рекомендация от непосредственного учителя. Иван Гайвазовский пренебрег этим правилом и представил свои работы на выставке Академии Художеств в 1836 году в обход Филиппа Таннера.

Большой рейд в Кронштадте, 1836 год, картина Айвазовского с той выставки, Русский музей.
Большой рейд в Кронштадте, 1836 год, картина Айвазовского с той выставки, Русский музей.

Филипп Таннер нажаловался Николаю I на своего ученика. Картины Ивана Гайвазовского были сняты с выставки, а сам студент был подвергнут опале, его карьера была под угрозой. Под руководством Филиппа Таннера Гайвазовскому ничего не светило, а сменить учителя он не мог.

В ход пошли привычные методы: за Ивана просили баснописец Крылов, стихотворец Жуковский, президент Академии Художеств Оленин, но успеха добился преподаватель детей императора, художник-баталист Александр Зауервейд. Насколько бескорыстными были все эти люди история умалчивает. Оленин мог просить бесплатно, видя перспективного студента, который возможно в будущем прославит свое заведение, а остальным зачем это было нужно?

Студент Гайвазовский был прощен. Николай I даже купил его работу за 2000 рублей ассигнациями и отправил его в компании со своим 9-летним сыном Константином в путешествие по Балтийскому морю на три месяца с целью знакомства с парусным флотом. 2000 рублей по тем временам были огромными деньгами, напоминаю, что на содержание студента в год выделялось 600 рублей. Затем Гайвазовский поступил в класс Зауервейда и приобщился к батальной живописи.

Блестящее окончание Академии художеств

Всего через несколько месяцев после обретения нового учителя Иван Гайвазовский получил Золотую медаль Академии за картины "Штиль на Финском заливе" и "Большой рейд в Кронштадте". После чего его на два года ранее, чем обычных студентов отправили на два лета в Крым на натуру, а затем и на 4 года в поездку по Европе за казенный счет.

Очевидно, просители достигли успеха, да и сам факт покупки картины императором - лучшая реклама. В дальнейшем Николай I будет покупать картины Айвазовского в количестве и щедро за них платить.

Штиль, 1837 год, Айвазовский, по версии сайта Kibaart, где хранится не известно
Штиль, 1837 год, Айвазовский, по версии сайта Kibaart, где хранится не известно

Перед поездкой в Европу Айвазовский познакомился адмиралом Михаилом Лазаревым. Армянское происхождение именно Михаила Лазарева считается не доказанным, но род Лазоревых армянского происхождения в Российской империи был.

По приглашению адмирала Михаила Петровича Лазарева Иван Гайвазовский принял участие в Кавказских войнах в качестве художника. Такой запрос на изображение побед русского оружия в государстве существовал, чем собственно художник и занимался, справедливо полагая, что подобные картины будут угодны императору.

Особенно ценна его картина "Десант Николая Раевского у Субаши" 1839 года, поскольку он являлся свидетелем события, которое изобразил. Позже художник написал множество сцен из морских сражений XVIII века, но одно дело писать, то что хотя бы видел и совсем другое то, о чем тебе рассказывали даже не очевидцы событий.

Десант Николая Раевского у Субаши, 1837 год
Десант Николая Раевского у Субаши, 1837 год

Картины "Десант Николая Раевского у Субаши" и "Вид Севастопольского рейда с военными судами" были куплены императором за 5000 рублей, тогда как годовое содержание пенсионера Академии художеств в Риме стоило 3000 рублей.

В дальнейшем Иван Айвазовский и Михаил Лазорев поддерживали дружеское общение. Художник даже изобразил портрет Михаила Лазорева, хотя известно, что он писал портреты только близких ему людей, т.к. портретная живопись не была его коньком. Изображения людей ему не удавались, что заметно не вооруженным взглядом даже не специалисту.

Портрет адмирала Михаила Петровича Лазарева, 1839 год, Айвазовский
Портрет адмирала Михаила Петровича Лазарева, 1839 год, Айвазовский

Поездка в Европу на 4 года

По сути великим художником Иван Айвазовский стал именно в Европе.

Первым делом Айвазовский остановился в Венеции на острове Святого Лазаря у своего родного брата Габриэла. Остров Святого Лазаря был отдан в бессрочное пользование армянскому католическому ордену мхитаристов. Габриэл в этот момент имел сан архимандрита, занимал пост секретаря Конгрегации. Ему было 28 лет и он на 5 лет старше Ивана. Т.е. он был уже специалистом при звании и очевидно имел связи в Римской католической церкви.

В Италии Иван Гайвазовский участвовал в выставках и смотрел, на что лучше реагирует публика, какие картины нравятся, на какие не обращают внимания. Т.е. делал все то, что сейчас делают блогеры, если хотят достичь успеха.

В то время художественные выставки были намного популярнее, чем сейчас. Искусство фотографии еще не было сформировано и делало первые робкие шаги. Люди в то время имели гораздо меньше возможностей к путешествиям, чем сейчас. И единственной возможностью увидеть пейзажи далеких стан или просто удаленных уголков своей страны было посещение выставки картин. О проведении выставок писали газеты и журналы, это было важным событием.

Художник много работал в Южной Италии, оттачивал свой индивидуальный стиль. В результате Иван Гайвазовский понял, что письмо пейзажей с натуры отнимает слишком много времени, а результат приносит посредственный. И научился писать пейзажи по памяти. Условно, если пейзаж с натуры он писал 10 дней, то такой же пейзаж по памяти у него получался за три дня. Художник тщательно выписывал основную доминанту картины, а деталям на периферии уделял меньше времени. Его много критиковали за подобный подход.

Известность почет и уважение к картинам Гайвазовского пришла внезапно, когда сам Папа Римский высказал желание приобрести для Ватикана его полотно "Хаос. Сотворение мира". Насколько брат художника способствовал этому событию история опять умалчивает.

Хаос. Сотворение мира, 1841 год, Айвазовский
Хаос. Сотворение мира, 1841 год, Айвазовский

Художник подарил свою картину Ватикану и сам этот факт вывел его творчество на новый уровень. Теперь все хотели купить его картины. Кроме того, Папа Римский наградил его золотой медалью за успехи в творчестве.

И в этот момент скорость производства новых картин вышла на передний план. Надо признать, что не все картины художник продавал, многие он дарил. Подарить картину известному человеку на самом деле выгодно. Ведь картину повесят в салоне, и все гости и прочие посетители её увидят и будут спрашивать о художнике. Это такая рекламная акция. Вместе с признанием у Ивана Гайвазовского появились деньги , и он смог много путешествовать и принимать участие в выставках.

Иван Айвазовский, 1841 год, портрет работы художника Тыранова
Иван Айвазовский, 1841 год, портрет работы художника Тыранова

Все выставки в Европе были успешны, он завоевал золотую медаль Парижской Академии Художеств. Иван Гайвазовский посетил Швейцарию, долину Рейна, Нидерланды, Францию, Великобританию и Португалию. За три года в Европе художник написал около 50 картин, да не все из них учтены, но порядок понятен - 16 картин в год, а не 92, как получилось после открытия школы художеств в Феодосии.

Иван Гайвазовский начал подписываться фамилией Айвазовский только в 1842 году в возрасте 25 лет. Безусловно он был талантливым художником для своего времени, но без опоры на армянскую диаспору и людей оказывавших ему услуги протекции, без понимания конъюнктуры рынка художественных полотен с его стороны, мы бы никогда не узнали о его сосуществовании.

Мало быть просто талантливым в какой либо области, нужно иметь мотивацию, связи, энергию, чтобы донести свое искусство до масс. И у Айвазовского все это было.

На этом я закончу свое повествование, если хотите, чтобы я разобрала и вторую часть жизни художника, ставьте лайк и пишите комментарий.

Про личную жизнь живописца вы можете почитать в следующей статье, ее подробности вас точно шокируют.