Выпускник программы «Время героев» уже год трудится мэром крошечного городка Сосновка. Рубящий правду-матку с плеча, он стал проклятием областных чиновников.
Наталия Казакова
Молодой и уверенный в себе мужчина, которому едва перевалило за 30, сумел завоевать доверие горожан. Он отрицает личные связи с бизнесом, не планирует идти в политику, называет себя хозяйственником и «борцом за справедливость».
За плечами Никиты Горелова два года службы в зоне специальной военной операции, обучение в Высшей школе государственного управления «Время героев» и первые, сложные шаги в статусе главы поселения. Увольнение доставшейся в наследство команды и введение в городе чрезвычайного самоуправления.
Кажется, что первое лицо Сосновки – не человек, а тренд, идеальный образ современного российского руководителя, одновременно соответствующий и лекалам, спущенным с самого верха, и чаяниям жителей, настрадавшихся от прошлых администраций. Так ли это? Корреспондент «НИ» побеседовала с мэром-фронтовиком.
- Никита Васильевич, я подписана на ваш ТГ-канал. Он не похож на канал чиновника. Скажите честно, часто прилетает от начальства за стиль коммуникации?
- Никаких прилетов от начальства нет. Во-первых, потому что начальником здесь являюсь я. А, во-вторых, пишу именно то, что считаю правильным, то, что нужно. Есть вещи, которые можно донести только определенным способом: через шутки, афоризмы, где-то может быть жестко. Это не какой-то чиновничий язык, это именно общение.
С передовой – в элиту!
Инаугурация нового мэра Сосновки состоялась 15 октября 2024 года, за его кандидатуру проголосовали все муниципальные депутаты. Решение двинуть фронтовика во власть оказалось в духе самых современных веяний из федерального центра. Ведь идею подал сам президент РФ Владимир Путин. Люди подобные Горелову – не просто высвободившийся кадровый резерв, а гордость страны, ее защита и потенциал.
- Я благодарен тому, что существует такая президентская программа «Время героев». Колоссальный опыт. Думаю, что тем чиновникам и управленцам, которые сейчас работают на местах, не только фронтовикам, было бы не плохо ее пройти: ознакомиться с темами и преподавателями. Сразу же возникает понимание, для чего мы, собственно говоря, работаем.
По данным пресс-службы «Времени героев», на сегодняшний день должности в системе государственной гражданской службы занимает 51 ее участник. 51 фронтовик на огромную армию чиновников.
Еще 41 участник СВО занял место в региональных парламентах после сентябрьских выборов. Больше всего – семь человек – в Новосибирской области. В Челябинской – шесть, в Рязанской – пять и далее по ниспадающей. 41 из 479 вакантных – это 8,5%. 19 из них прошли по округам, 22 – по партийным спискам.
- 51 участник «Времени героев» трудоустроен. Не думаете ли вы, что очень мало для столь масштабной программы?
- Конечно, мало. Но ведь не каждый фронтовик сразу готов стать мэром или губернатором. Его нужно подготовить, интегрировать – не просто привести во власть, но и донести, что от него требуется, научить принимать самостоятельные решения, рассказать, как устроена система. Вода камень точит. Изменения должны происходить постепенно.
Очень надеюсь, что в дальнейшем во власть будут приходить не отдельные личности, а сложившиеся коллективы ребят, которые вместе прошли огонь и воду. Регионы и малые города России будут получать готовые слаженные команды управленцев.
Сосновку часто называют депрессивным городком на восемь тысяч жителей. При обращении в поисковики за сведениями о городке высвечивается: массовый отток населения, скандальная фотосессия дочери бывшего мэра Наиля Саитова, драка того же мэра с руководителем МУП «Сосновское» и привлечение к уголовной ответственности еще двух градоначальников. В этой череде выборы мэром Никиты Горелова – безусловно, событие областного масштаба.
- Как вы оцениваете состояние городского хозяйства год назад и сейчас: что удалось сделать?
- На момент моего вступления в должность,все находилось в плачевном состоянии. Я потребовал ревизию бухгалтерии, чтобы разобраться, куда деньги уходят. Для понимания, как дальше бюджет выстраивать, как и что планировать. Отказ проводить аудит от администрации Вятскополянского района и ее главы Виктории Пелевиной стал первым тревожным звоночком.
Одно из главных достижений за год: полностью поменял команду. Девять человек ушло, их место заняли новые люди, к ним у меня больше доверия. Доверие соответственно транслируется и от населения. В первую очередь, конечно же, поменялась бухгалтерия. Теперь я абсолютно уверен, что все операции, все программы, которые мы исполняем, обязательства, которые несем – они все проверяются и перепроверяются. Мы действуем строго в рамках 44 ФЗ.
Если возникают проблемы с подрядчиками, стараемся оперативно решать: иногда кнутом, иногда пряником. Интересует результат!
Едва вступив в должность, Горелов не только потребовал полный аудит бухгалтерии, но и инициировал проверку деятельности спешно уволившегося юриста по представлению прокуратуры. Попутно устроил тотальную ревизию муниципальной собственности и того, как ее использовали предыдущие градоначальники.
- Какая самая сложная отрасль городского хозяйства?
- Дорожная. Наш район вообще славится плохими, пришедшими в негодность дорогами. Однако в этом году мы для себя открыли интересный факт. Когда приехали с делегацией в министерство транспорта Кировской области, нам министр прямо сказал: а что вы просите, на что деньги, если у вас дорог нет по документам.Я опешил, как такое вообще могло произойти. Выяснилось – действительно, нужно получать паспорта на дороги. Паспорта заказали на сколько финансы позволили, 13 штук. В первую очередь на главные асфальтированные. В следующем году запросим средства на их ремонт и содержание. Но паспорта будут появляться и на другие – со щебеночным покрытием.
Еще одна проблема нашего поселения – судебные решения. С 2017 года накопилось. И никакой работы в этом направлении не велось. Например, передача бесхозных электросетей. Как в анекдоте, вопрос решился буквально за полчаса. Я просто сделал звонок в электросетевую компанию, спросил, как можно им передать бесхозное имущество, по судебному решению должны передать. Не мы, конечно, а предыдущие администрации, тем не менее. Мне ответили: все просто – приезжайте, заключайте договор. Приехали и заключили.
По газовым сетям точно такая же история. В местном «Газпроме» очень удивились, где мы раньше были.
- И где же?
- Дело в том, что у предыдущей администрации был интерес, скажем так,в этих сетях. Конкретные личности хотели их прибрать в свои руки. Я вижу в этом преступный умысел. А узнал случайно, когда приехал на судебное заседание. Судья задал вопрос: «Никита Васильевич, я правильно понимаю, что вы не собираетесь создавать частную организацию, которая будет заниматься газовыми сетями?». (Из-за временного отсутствия юриста в команде Горелову приходилось самому отстаивать позицию новой администрации в суде. – Прим. ред.)
Точно так же хотели сделать и с Водоканалом. Вы же читаете мой ТГ-канал, значит, знаете, что губернатор Кировской области Александр Соколов проиграл суд с ООО «Сосновский Водоканал» уже окончательно.
На протяжении четырех лет шли суды и предпринимались попытки рейдерских захватов со стороны нынешнего председателя городской думы, его подручных, которые сидели в администрации. Но суд, посмотрев на эту ситуацию, изучив доводы, не прогнулся ни под одну из «ветвей власти».
В планах передать на баланс района дорогу, проходящую по городским улицам и связывающую сразу четыре региона: Пермский край, Удмуртию, Татарстан и Кировскую область. Фактически это межрегиональная трасса, я об этом неоднократно говорил в разных кабинетах. Но проходит она через город. По Советской улице, больше похожей на деревенскую, чем на городскую. И по Заводской, на которой находится одно единственное предприятие.Это огромное бремя для города – содержать такую трассу. Надеюсь, что до конца года получится ее передать. Предварительное согласие получено. Главу района, скажем так, не раз уже ловили за язык.
- Никита Васильевич, а вы себя считаете конфликтным человеком? Я к чему спрашиваю, вам пришлось принимать достаточно жесткие решения, менять команду, вступать в конфронтацию с районными и областными властями...
- Я давал присягу, во-первых, своей стране, во-вторых, своему городу. Кому присягал, тому и служу. Не думайте, что я сам по себе человек конфликтный. Я тот, кто выступает за справедливость.
Отношения по-разному складываются. Например, с министерством строительства Кировской области изначально были терки – притирались друг к другу. А сейчас про министра могу только хорошее сказать. Он лично несколько раз приезжал, помогал с организацией, сам выезжал на объекты и звал на совещания к себе. Человек нацелен помогать! И отношение к нему соответствующее, уважительное, рабочее. А если кто-то пришел во власть свои личные интересы отстаивать или местные олигархические, у меня нет цели и желания договариваться с ним. Я никому в друзья не набиваюсь.
- Сосновка – маленький городок. Вы родились в нем, учились в школе, практически в каждом дворе друзья, знакомые. Часто приходят с просьбами по-дружески?
- Ни разу никто не подходил. Я готов говорить с любым, кто приходит. Но есть те, кто заслуживает жесткого «нет» сходу в силу своего воспитания, культуры, непонимания ситуации или неуместности вопроса.
Самоуправление в отдельно взятом городке – не блажь мэра, а необходимость
- Вы представитель одной из самых мирных профессий. Дизайнер. И вдруг служба на передовой. Сложно ли было адаптироваться сначала к фронтовой, а затем снова к гражданской жизни?
- На самом деле сложно. Из двух лет, проведенных на СВО, примерно полгода ушло на привыкание к тому, что я уже не гражданский человек и нахожусь на фронте. Профессия дизайнера достаточно фривольная: можно выбирать, с кем работать, общаться, где жить. Там же я вынужден был жить с незнакомыми людьми, которые могли быть мне неприятны. Слушать тех, кто выше по званию, но, скажем так, недалекого ума. А когда вернулся возникли сложности с принятием мирной жизни. Люди что-то празднуют, веселятся, забивают на свою работу и ведут себя так, как будто ничего не происходит. Война далеко и их не касается.
Схожие проблемы с восприятием, наверное, испытывает каждый участник боевых действий. Тут воду подают в дома, она течет из крана, а там нужно было утром встать и достать воду. Любую, пригодную для питья. 80% сложностей – это тяжелый быт солдата. Здесь же ты видишь изнеженное население, привыкшее к тому, что кто-то за них все сделает, достаточно потребовать. Не надо требовать! Надо встать и сделать что-то конкретное самому, чтобы на твоей улице стало чище. Собраться с другими людьми, организовать субботник, привести двор в порядок. Самое главное – это дело, а не языком балакать и в интернете пасквили писать.
- Так вы пришли к идее создания народного самоуправления в отдельно взятом городке Сосновка? Честно говоря, я долго копалась в истории вопроса, дошла до средневековой Вятской республики...
- Нужно же на кого-то опираться в первую очередь! Я не могу знать, что в каждом доме происходит. Представьте, работал первый месяц, еще толком с людьми не познакомился, и тут начали приходить друг за другом с одним и тем же вопросом. Говорю, так я же только что уже вашим соседям на этот вопрос отвечал. Бесполезная трата времени! Поэтому выстроил систему.
А параллелей с историей, честно скажу, не вижу. Во-первых, потому что мы самая южная окраина Кировской области, нас с исконно Вятскими землями объединяет лишь административная граница. Живем обособленно на левом берегу. Привыкли свои вопросы решать самостоятельно, никакой указки из района или области никто никогда не дожидался: это ж пока придет, пока переплывет через реку... Мост не так давно построили. Долгое время Вятскополянский район в принципе в нашу деятельность не вмешивался. И даже ментальность сильно отличается по разным берегам Вятки. Мы больше тяготеем к Татарстану или Удмуртии. До областной столицы Кирова из Сосновки пять часов езды, два с половиной – до Казани и три – до Ижевска. А с учетом нынешнего развития Татарстана, который сильно опережает Кировскую область, есть, на кого равняться.
Это, скорее, попытка возродить старую советскую систему уличкомов, которая действовала у нас в городе в то время. Многие вопросы благодаря новым системам коммуникации и чатам в мессенджерах решаются оперативно. Что-то случилось на улице? Люди сообщают уличкому, он – мне. В дальнейшем хочу перенять опыт Татарстана, лидера по самообложению.(Самообложение граждан – разовые добровольные платежи, направленные на финансирование и решение конкретных вопросов местного значения. – Прим. ред.)Хочу, чтобы жители брали на себя ответственность. Это намного эффективнее, чем сидеть и ждать, когда у властей руки дойдут. Ведь в чем плюсы самообложения? Горожане между собой общаются, учатся решать возникающие конфликты, вместе хозяйствовать. Когда человек вкладывается рублем в то место, где живет, он по-другому относится, начинает спрашивать нарушителя: «А ты почему здесь мусоришь? Мы вот здесь мусорные контейнеры поставили на площадку, мы в это вложились».
- Сосновка – это медвежий угол?
- Не хотел бы, чтобы так называли то место, в котором я родился и живу. Только наша улица дала миру замечательных людей: ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, военного медика, служившего в Афганистане. Рядом со мной живет заслуженный учитель, через дорогу – два выпускника судостроительного техникума.Я этими ребятами по-настоящему горжусь, потому что мужики на самом деле работают на нашу оборонку, укрепляют морскую державу. Не медийные персоны, не знаменитости, а просто очень правильные люди.
Отток населения могут предотвратить дроны
- А молодежь уезжает из Сосновки?
- Отток населения, особенно молодежи, крайне актуальный для нас вопрос. Большинство из тех, с кем я учился в школе, уже уехали. У нас нет работы. Нечего предложить. Мы фактически стали донорами для крупных городов. Уезжает молодое активное население,они станут рядовыми жителями Казани, Ижевска, Москвы или Петербурга.
Уже говорил о соседях-вахтовиках, они вынуждены всю жизнь ездить на работу в центры судостроения: в Крым, Петербург, Астрахань, на Дальний Восток. Насколько я помню, в Ярославле есть судостроительный завод.А ведь таким же центром могла бы стать и Сосновка.
Сейчас стране нужны дроны. Очевидно, что следующие войны и конфликты будут вестись ими. Где только не делают сухопутных «птичек». Но Россия-то морская держава! У нас самая большая протяженность морских границ в мире. Пора задуматься о серьезном производстве морских дронов. Ребята, когда с вахты возвращаются, рассказывают, что корабли, которые только что построили или достраивают уже морально устарели. В реальных боевых условиях проживут несколько часов или дней. Нужно менять стратегию! А значит, производить и использовать принципиально новое вооружение.
И было бы очень хорошо для Сосновки в эту тему зайти. Стабильный заказ от «оборонки» – это рабочие места и конкурентные зарплаты. Это концентрация инженерных кадров. Согласитесь, когда в городе появляется целое сообщество таких людей, сам город меняется в лучшую сторону, повышается общий культурный уровень.
- Я правильно понимаю, что вы сейчас делаете конкретное предложение инвесторам запустить новое производство?
- Если будет благословение власти свыше, да. Одно поселение не справится. Это вопрос не выживания Сосновки, это вопрос развития – и города, и отрасли.
Возьмите, к примеру, как работают власти Татарстана. Они же целый кластер запустили в Елабуге – Алабугу. Вкладывают туда инвестиции, привлекают федеральные средства! Что мешает Кировской области двигаться в том же направлении? Создайте под нас экономическую зону, тогда и отток молодежи остановим! Чтобы здесь задерживаться, нужно две вещи – жилье и работа. У нас же сейчас только маленькое лодочное производство, бюджетники и пенсионеры. И женщины с детьми, потому что мужчины на вахтах.
- Ваша основная задача – остановить упадок? Что реально можно сделать в рамках вашей компетенции?
- Вопрос философский. Если нет работы, да, идет определенная деградация. Поиском инвесторов должна заниматься в первую очередь областная администрация. Это вопрос губернатора. На своем уровне мы можем предоставить землю, недвижимость, подключить предприятия к инженерным сетям и коммуникациям. Но когда видишь, что все просьбы и чаяния никто не берет во внимание, руки опускаются. Ну, хорошо, не нужны мы, так отпустите! Давайте мы уйдем в другую республику. В Татарстане поддерживают местное самоуправление, выстроена вертикаль власти от раиса Республики до самого низа. А наши областные чиновники все чаще озабочены тем, чтобы решать свои мелкие интересы, да вынести очередные сто, двести, пятьсот тысяч рублей из нашего скромного бюджета.
- Вы видите свою карьеру дальше на государственной службе?
- Сейчас такое турбулентное время, что не знаешь, как следующий-то день пройдет. И загадывать, что будет происходить через пять, десять, пятнадцать лет не совсем корректно. Я, вот, никогда не думал, что меня призовут, что придется оставить привычный образ жизни дизайнера на фрилансе, что попаду на фронт. Надо в первую очередь оправдать доверие людей, двух с половиной тысяч человек, которые поддержали меня на сходе. Думаю, в первую очередь для них надо поработать, а дальше видно будет.
В декабре прошлого года в Сосновке состоялся настоящий народный сход. В местный ДК «Судостроитель» поддержать избранного мэра пришли сотни горожан. Причина – желание областной администрации вернуть, начавшего тотальную антикоррупционную кампанию Горелова на фронт. История попала в СМИ и дошла до Кремля. Губернатор Кировской области Александр Соколов вынужден был пообещать поддержку мэру. После встречи с жителями в ТГ-канале «Глава Сосновки» появился пост:
«Дорогие земляки! Мы победили!»
- Самое сложное решение, которое вам приходилось принимать на посту мэра?
- Самое сложное – его не принять. Есть ежедневная рутина из тех вопросов, которые никак не могут разрешиться. Просто потому, что в бюджете не запланировано. Стараешься, выкручиваешься где-то через судебное решение, где-то область деньги выделит. Но это не системное решение вопроса, а латание дыр.И вроде проблема была создана не мной, а предыдущей администрацией, но отвечать-то перед людьми мне: здесь и сейчас.
- А самое сложное решение в жизни?
- Взять повестку, когда началась мобилизация в 2022 году. Можно было уехать, спрятаться, отсидеться дома.
Еще прошлым летом я и подумать не мог, что стану главой, что мне придется решать вопросы целого города. Собирался купить амуницию на осень, в отпуск съездить, с родными увидеться. Сама жизнь иногда так обстоятельства закручивает, оказываешься там, где должен находиться. Как будто Бог назначил.
Редакция «Новых Известий» от всей души поздравляет Никиту Горелова с предстоящей свадьбой! Желаем ему семейного счастья и крепкого тыла на долгие годы!
---