"Декабристка XX века" - общественная награда, учрежденная в России в 2017 году. Идея названия возникла из дискуссии Анны Ахматовой и Фаины Раневской о том, кто из русских женщин XX века повторил подвиг жен декабристов XIX века, оказав большое влияние на судьбу и деятельность своих супругов. Титул присуждается известным женщинам, которые на пике собственной карьеры отдали все силы, чтобы супруг смог реализовать свой творческий потенциал, став знаменитым поэтом, композитором, писателем, художником или артистом.
В сентябре 2017 года этот титул был присвоен французской актрисе ((русской по происхождению) Марине Влади. Ей вручили позолоченную бронзовую статуэтку весом около 12 кг, сделанную уральскими мастерами.
Премию учредили в Челябинске в начале 2017 года по инициативе директора физико-математического лицея №31 Александра Попова. В проекте, посвященном женщинам, благодаря любви и стойкости которых весь мир увидел великие литературные произведения, номинантками были Анна Ахматова, Елена Булгакова, Надежда Мандельштам. Но первой лауреаткой стала русская француженка, третья жена Владимира Высоцкого МАРИНА ВЛАДИ.
А теперь вернемся в прошлое, в 1969 год.
Знаменитый советский режиссер Сергей Юткевич снимает советско-французский фильм с названием СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА. Это история создания пьесы ЧАЙКА, ее первого показа и провала на сцене Александринского театра, а также о сложных личных взаимоотношениях Чехова с Ликой Мизиновой и Игнатием Потапенко. На роль Лики приглашена французская звезда с русскими корнями Марина Влади (Настоящее имя Марина Владимировна Полякова). В это время в Москве пользуется бешеным успехом новый театр, созданный Юрием Любимовым -ТЕАТР НА ТАГАНКЕ.
В театрально-киношных квартирниках Москвы Владимир Высоцкий был известен и популярен, да что говорить, его знало уже полстраны, а то и больше., хотя официально его песни не выпускались, известные поэты не признавали его поэтом, а композиторы - композитором. Эти двое уже были знакомы еще с 1967 года, но судьба дала им второй шанс. На одном из квартирников они сидели рядом и как говорится "влюбились со второго взгляда". Высоцкий был покорен женским обаянием Марины, а она была под впечатление от его ХЛОПУШИ в ПУГАЧЕВЕ. У обоих были семьи и дети, они были подданными разных государств, но кого и когда это останавливало?
Они поженились 1 декабря 1970 года в Грибоедовском ЗАГСе. Со стороны невесты свидетелем был журналист французской коммунистической газеты ЮМАНИТЕ Макс Леон, со стороны жениха - лучший друг Всеволод Абдулов. Больше людей в зале не было. После обмена кольцами и дежурного поцелуя буднично отправились домой. Скромную свадьбу в узком кругу в Москве отметили через две недели, потом по предложению гостя Зураба Церетели продолжили в Грузии. Вот где было настоящее застолье, молодожены были счастливы. Зураб вспоминал позже два эпизода, которые счел плохими приметами: один из разгулявшихся гостей сильно ударил по столу и разбил фамильную посуду ( примета,что семейная жизнь не сложится); когда Высоцкий взял гитару, чтобы спеть, лопнула струна. Для музыканта это тоже плохая примета. Но это заметили только Зураб и его жена.
Женившийся на знаменитой актрисе - русской иностранке, но с правильным свидетелем - французским коммунистом, артист Высоцкий смог, наконец, приобрести приличную кооперативную квартиру на Малой Грузинской. В ней они прожили счастливо и не очень почти десять лет. Через шесть лет после свадьбы Высоцкий наконец стал выездным, в чем была большая заслуга Марины. Она лично обратилась к Брежневу, чтобы тот разрешил ее мужу выезжать за границу. Она создавала ему "паблисити" во Франции, организовала выпуск первой большой качественной пластинки с его песнями. Появились хорошие деньги, они начали путешествовать по миру, были счастливы, свободны и казалось- беззаботны.
За десять лет им удалось побывать в Польше, Франции, Канаде, США, Германии, Испании, Таити и Папуа-Новой Гвинее. Отовсюду Марина старалась посылать открытки Нине Максимовне, маме Высоцкого. В Москве Высоцкий разъезжал на МЕРСЕДЕСЕ,что было большой редкостью. Увы, счастье было недолгим. Не стану повторяться, их супружескую жизнь прекрасно описала Марина Влади в своей книге ВЛАДИМИР ИЛИ ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ. Гостевой брак вообще сложная штука, тем более для публичных людей. Возвращаясь в Москву и оставаясь один на один с проблемами, Высоцкий старался уйти от них с помощью алкоголя и других, более серьезных средств. Иногда этим средством были романы с другими женщинами. Марина, узнавая о них страдала, ревновала, но была связана и семейными (сыновья) и финансовыми (контракты) обстоятельствами дома, в Париже. Она стала отчетливо понимать, в какую бездну он тянет себя сам. Развязка наступила 25 июля 1980 года. Незнакомая женщина позвонила утром и сказала всего два слова: ВОЛОДЯ УМЕР
После похорон, оставшись в одиночестве в квартире, где прошли их лучшие дни и часы, она стала разбирать письма, бумаги, фотографии. Оставлять все это в России, зная о бешеной популярности, но и неоднозначной репутации мужа "в верхах", она не хотела. Его дети были еще малы для серьезных и ответственных действий, а родители уже не в силах были заниматься его делами. Она постаралась вывести все, что смогла, чтобы сберечь память не только о любимом человеке, но и о знаменитом певце и поэте.
Одиночество, тоска, невостребованность, проблемы детей - все свалилось сразу, жизнь становилась тяжелой ношей. Марина попробовала хоть что-то исправить в четвертом браке с врачом-онкологом Леоном Шварценбергом . Этот брак был спокойным, достойным и закончился в 2003 году со смертью Леона.
Идея создания музея Высоцкого появилась сразу после его смерти. Количество людей, пришедших на его похороны во время Олимпиады было веским аргументом для властей. Но, как обычно, все зависало и застревало в жерновах бюрократии. Фактически музей ДОМ ВЫСОЦКОГО НА ТАГАНКЕ открылся в 1992 году под эгидой Советского фонда культуры. Марина вспоминала унижения и мелкие пакости, через которые пришлось пройти во время организации похорон: заметка о смерти появилась только в ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЕ, как обычно на последней странице внизу. А что? Ну умер рядовой артист, не народный, даже не заслуженный. Место на Ваганьковском кладбище было получено только благодаря опыту и находчивости Иосифа Кобзона, который не раздумывая, "занес" куда надо и сколько надо. СЕ ЛЯ ВИ, как говорят французы. Желания поделиться материалами для музея у вдовы не было. В 1996 году директором музея был назначен сын Высоцкого Никита. Постоянная экспозиция была открыта только в 2000 году и приурочена к 20 летию со дня смерти.
Но мир был бы слишком скучным, если бы в нем не случались порой чудеса. Есть такой человек на Урале - Андрей Гавриловский. Состоятельный бизнесмен, который заботится не только о своем кармане, но и о том,что оставит после себя. Этот большой поклонник, фанат Высоцкого сначала построил небоскреб в центре Екатеринбурга с пафосным, но ласкающим слух фанатов названием ВЫСОЦКИЙ. Здание вошло в книгу рекордов Гиннеса как самый северный небоскреб в мире.
В 2012 году на двух этажах музея был создан мемориальный музей, посвященный творчеству Высоцкого, открытие состоялось в январе 2013 года. Поддержку в создании и открытии музея оказал Никита Высоцкий, передав некоторые личные вещи отца. В январе 2016 года экспозиция музея в Екатеринбурге пополнилась уникальными вещами с аукциона в Париже, организованного Мариной Влади. Андрей Гавриловский выкупил 37 лотов, в том числе посмертную маску и слепок руки барда.
Самым ценным экспонатом стало последнее стихотворение Высоцкого: И СНИЗУ ЛЕД, И СВЕРХУ. МАЮСЬ МЕЖДУ. Этому документу присвоена категория культурной ценности РФ и обошлась она покупателю в 200 тыс. евро. Большинство вещей, представленных в музее, Марина передала, по словам Гавриловского, безвозмездно. Это некоторые предметы интерьера их квартиры на Малой Грузинской, советская сберкнижка Марины, ее кинонаграда "золотая пальмовая ветвь", некоторые ее украшения и личные вещи. А самое главное это полные нежности письма и фотографии со всех концов света, записки с признаниями в любви, которые поэт оставлял, уезжая, в самых неожиданных местах - в карманах, на полочках и даже в пудренице. Такие сакральные вещи Марина смогла передать, наконец, в надежные руки.
Так что напрасно стараются злопыхатели обвинить вдову Высоцкого в корысти и расчетливости. На мой взгляд, она поступила правильно. Вспомните Пушкина: НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ, НО МОЖНО РУКОПИСЬ ПРОДАТЬ. Отдать все в разные места и бесплатно, это заведомо угробить бесценные экспонаты. Сейчас ее сокровища находятся в надежных уральских руках людей, любящих и помнящих Владимира Высоцкого.
А вы как считаете? С чем согласны, а что не приемлемо для вас? Мы давно не общались, обсудим. Буду ждать.
#россия#20век#высоцкий#музеи#любовь и семья