Найти в Дзене
Auto People

Небесный дракон расправляет крылья: как китайские летающие автомобили покоряют мир

Оглавление

Еще вчера они были атрибутом фантастических фильмов, а сегодня уже совершают пилотируемые полеты над водами Персидского залива. Летающие автомобили, или eVTOL (электрические летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой), стремительно перестают быть футуристической концепцией и превращаются в реальный сектор новой экономики. И в этой гонке за небо Китай делает заявку на мировое лидерство. Недавнее событие в Дубае, где китайская компания Xpeng Huitian произвела настоящий фурор, стало не просто демонстрацией технологий, а мощным сигналом о начале глобальной экспансии.

Land Carrier, пролетающий над искусственным островом Палм-Джумейра (Palm Jumeirah) в Дубаи
Land Carrier, пролетающий над искусственным островом Палм-Джумейра (Palm Jumeirah) в Дубаи

Дубайский прорыв: больше, чем просто полет

12 октября 2024 года в Дубае произошло событие, которое можно без преувеличения назвать историческим. Крупнейший в Азии разработчик летающих автомобилей, Xpeng Huitian, провел свой первый международный показ. В центре внимания оказалась модель последнего поколения – модульный летающий автомобиль «Land Aircraft Carrier» («Сухопутный авианосец»). Под взглядами сотен гостей, включая членов правящей семьи ОАЭ, дипломатов и мировых СМИ, пилотируемый аппарат совершил свой первый зарубежный полет.

Презентация Land Aircraft Carrier в ОАЭ
Презентация Land Aircraft Carrier в ОАЭ

Это был не просто тестовый подъем в воздух. Пилот взлетел с площадки, направил машину к Персидскому заливу, совершил круг над лазурной водой и плавно приземлился. Весь процесс, от взлета до посадки, демонстрировал стабильность, безопасность и простоту управления, доступную благодаря интеллектуальной кабине с ручным и автоматическим режимами. Этот полет, одобренный Управлением гражданской авиации ОАЭ, стал яркой кульминацией многолетней работы и символом того, что эра персональных полетов наступает на наших глазах.

Демонстрация кабины Land Aircraft Carrier
Демонстрация кабины Land Aircraft Carrier

Как отметила в своей речи г-жа Оу Боцянь, генеральный консул Китая в Дубае, этот успех – «не только гордость Xpeng Huitian, но и яркая сноска на мировой арене для бренда «Сделано в Китае». И это не пустые слова. Мероприятие завершилось подписанием контрактов на первую партию из 600 летающих автомобилей с крупными конгломератами из ОАЭ, Катара и Кувейта. Это крупнейший единовременный зарубежный заказ в истории молодой индустрии, который превратил эффектную демонстрацию в серьезную коммерческую сделку.

Вид из кабины летящего Land Aircraft Carrier
Вид из кабины летящего Land Aircraft Carrier

Анатомия «Сухопутного авианосца»: революция в мобильности

Что же представляет собой «Land Aircraft Carrier»? Это не просто автомобиль с крыльями, а гениальная двухкомпонентная система, решающая главные проблемы современных eVTOL.

  1. Наземный модуль («материнский корабль»): Это полнофункциональный шестиколесный электромобиль-внедорожник с гибридной силовой установкой, предназначенный для передвижения по дорогам общего пользования. В его задней части, как в футуристическом гараже, находится второй компонент.
  2. Воздушный модуль (летательный аппарат): Легкий, полностью электрический двухместный eVTOL, способный к вертикальному взлету и посадке.
Наземный модуль
Наземный модуль
Воздушный модуль
Воздушный модуль

Уникальность системы заключается в их автоматизированном взаимодействии. Наземный модуль может автоматически «выпустить» летательный аппарат для полета и так же легко принять его обратно на борт для подзарядки и транспортировки. Эта концепция элегантно решает три ключевые проблемы:

  • Хранение: Не нужен специальный ангар, летательный аппарат всегда «дома».
  • Перемещение: Его можно доставить к любой удобной взлетной площадке.
  • Энергоснабжение: Наземный модуль выступает в роли мобильной зарядной станции.

Таким образом, Xpeng Huitian предлагает не просто полет из точки А в точку Б, а комплексное решение для «бесшовного» передвижения по земле и по воздуху.

AERIDGE: новое имя для новой эры

Для выхода на мировую арену компания провела ребрендинг, представив международное имя – AERIDGE. Это название, образованное от слияния слов «Air» (воздух) и «Bridge» (мост), идеально отражает миссию компании: стать мостом, соединяющим небо и землю. Новый логотип, вдохновленный геометрической деконструкцией китайского иероглифа «飞» (летать), символизирует технологический прорыв в трехмерном пространстве.

Презентация нового бренда
Презентация нового бренда

Компания не ограничивается одной моделью. На презентации был анонсирован гибридный летающий автомобиль дальнего радиуса действия A868, способный преодолевать более 500 км со скоростью свыше 360 км/ч. Этот аппарат ориентирован на междугородние перелеты и бизнес-чартеры.

Таким образом, стратегия Xpeng Huitian полностью соответствует прогнозам Boston Consulting Group (BCG). В своем отчете аналитики выделили два основных сегмента рынка eVTOL:

  • Персональные полеты: Легкие аппараты для коротких дистанций, туристических полетов и обучения («Land Aircraft Carrier»).
  • Воздушное такси: Аппараты для дальних перелетов между городами («A868»).

Наличие продуктов для обеих ниш демонстрирует комплексный и дальновидный подход китайского производителя.

От прототипа к конвейеру: китайский масштаб в действии

Громкие анонсы и успешные полеты не имели бы веса без производственной базы. И здесь Xpeng Huitian снова впечатляет. В конце сентября 2024 года было завершено строительство «интеллектуального» завода по производству летающих автомобилей в Гуанчжоу. Это первый в мире завод, спроектированный для крупносерийного выпуска подобной техники.

Новый завод
Новый завод

Заявленная годовая мощность – 10 000 единиц. После выхода на полную мощность с конвейера сможет сходить один летающий автомобиль каждые 30 минут. Это стало возможным благодаря синергии авиационных стандартов точности и автомобильных технологий массового производства. Запуск производства и первые поставки запланированы на 2026 год, что превращает амбициозные планы в конкретный и обозримый результат.

Роботизированная сборочная линия
Роботизированная сборочная линия

Ближневосточный плацдарм: глобальные амбиции и твердые контракты

Выбор Ближнего Востока в качестве стартовой площадки для глобализации не случаен. Регион, и в частности ОАЭ, активно инвестирует в технологии будущего, обладает дальновидной регуляторной политикой и открыт для инноваций в сфере транспорта. Сотрудничество Xpeng Huitian с регионом началось еще в 2022 году с первого публичного полета предыдущей модели X2.

Сегодня это партнерство выходит на новый уровень. Контракт на 600 единиц с Ali & Sons Group (ОАЭ), Almana Group (Катар) и AlSayer Group (Кувейт) – это не просто продажа, а создание целой экосистемы. Соглашения включают совместную работу по сертификации, маркетингу, продажам и разработке сценариев применения летающих автомобилей. С учетом этого заказа и предыдущих предзаказов, портфель компании насчитывает уже около 7000 единиц.

Подписания контракта на приобретение 600 летающих автомобилей
Подписания контракта на приобретение 600 летающих автомобилей

По оценкам BCG, к 2040 году рынок пилотируемых eVTOL на Ближнем Востоке достигнет $11,7 млрд, причем 85% придется именно на сегмент персональных полетов. Xpeng Huitian планирует начать коммерческую деятельность в регионе уже в 2027 году, идеально попадая в волну растущего спроса.

Гонка за небо: конкуренты и вызовы

Xpeng Huitian – не единственный игрок на этом поле. Другая китайская компания, EHang, уже добилась значительных успехов, получив полную сертификацию типа для своего беспилотного пассажирского дрона в Китае и активно проводя демонстрационные полеты в ОАЭ. В мире за лидерство борются американские Joby Aviation и Archer Aviation, а также немецкая Volocopter.

Демонстрация «дальнобойной» модели Aridge A868
Демонстрация «дальнобойной» модели Aridge A868

Однако подход Xpeng Huitian с его модульной системой «автомобиль + летательный аппарат» выделяет его на фоне конкурентов, которые в основном фокусируются на чистых «аэротакси». Это уникальное торговое предложение может стать решающим фактором в борьбе за массового потребителя.

Будущее с личным воздушным транспортом уже наступило – и не только для южных стран
Будущее с личным воздушным транспортом уже наступило – и не только для южных стран

Главными вызовами на пути к массовому внедрению остаются сертификация в разных странах, создание системы управления низковысотным воздушным движением (UAM), развитие инфраструктуры и, конечно, формирование общественного доверия. Однако решительные шаги, которые предпринимает Китай, и открытость таких рынков, как Ближний Восток, показывают, что эти барьеры преодолимы.

Заключение

События в Дубае – это не просто история успеха одной компании. Это мощная демонстрация того, как Китай из «мировой фабрики» превращается в глобального инноватора, задающего тренды в технологиях будущего. Стратегия Xpeng Huitian, сочетающая передовые разработки, уникальную концепцию, производственные мощности и грамотный выход на международный рынок, может стать образцом для всей отрасли. Будущее, в котором личный транспорт сможет передвигаться не только по дорогам, но и по воздуху, наступило. И, судя по всему, оно будет иметь сильный китайский акцент.