с использованием ТСО интерактивного курса «Стань школьником с Робобориком» для образовательных организаций дошкольного образования
Авторы: Ю. А. Гавриленко — старший воспитатель, музыкальный руководитель; О. А. Кропова — учитель-логопед, МБДОУ д/с №12 МО Каневской р-он Краснодарский край, ст. Каневская
Цели и задачи
Коррекционно-образовательные
- Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Транспорт», знания детей о назначении транспорта.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, их взаимосвязи.
- Обучать детей разгадыванию загадок.
- Совершенствовать навык звукобуквенного анализа (определение места звука [и] в словах).
Коррекционно-развивающие
- Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса.
- Развивать речь, зрительное внимание, речевой слух, фонематическое восприятие, память, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные
- Формировать творческую активность, эмоционально-волевую сферу детей.
- Воспитывать навык сотрудничества в игре, самостоятельность.
Методы: наглядные, словесные, практические, игровой.
Материалы
- Проектор с белым экраном (или интерактивная доска), электронные задания для детей по теме «Транспорт» 10-й недели курса «Стань школьником с Робобориком»:
— раздел «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте». Неделя 10. Буква И. Задания № 7, № 9, № 10, раздаточный материал;
— раздел «Познавательное. Социально-коммуникативное. Физическое развитие». Неделя 10. Тема «Транспорт» Задание № 6. - Магнитная доска, игровое поле с предметными картинками (на магнитах); карточки с наложенными друг на друга изображениями предметов, логопедические пузырьки для дыхательной гимнастики, морские камешки с декупажем предметов, схемы для слов, значки (ламинированные картинки на креплении из двухстороннего скотча).
- Ритуал приветствия «Хорошо, что все пришли»: Матвиенко Е.Ю. Сборник мелодекламаций и ритмодекломаций «Услышать музыку в стихах».
- Упражнение «Пилоты» (ноты): Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» Учебно-метод. пособие. –СПб.: Детство-Пресс», 2018.
- Валеологические распевки для слогов, общее музыкальное оформление.
Ход проведения занятия
Организационный момент
Занятие организуется в музыкальном зале. Дети проходят в зал, проводится музыкальный ритуал приветствия форме в диалога педагога и детей.
Ритуал приветствия «Хорошо, что все пришли». (Е.Ю. Матвиенко)
- Проходите, проходите, вы молодцы! Хорошо, что вы пришли!
— Ну, здравствуйте, ребята!
— Здрав-ствуй-те!
— Как ваше настроенье?
— Очень хорошо!
— Пора нам заниматься.
— Да-да-да!
— Мы будем все стараться
— Так же, как всегда.
— Будем мы играть
И песни распевать.
Прошу, ребята, вас
За мною повторять.
- Посмотрите, в гости к нам машинки (самолёты, трактора, ракеты и т.п.) пришли. Отвечайте как они.
— Ну здравствуйте, машинки!
— Би- би-би…
— Как ваше настроенье?
— Бииии-би-би-би-би-би-би!..
И так далее. Дети импровизируют под музыку, пропевая соответствующие звуки под мелодию.
Педагог обращает внимание на игрушки (машины, самолёты, яхты и т.п.), которые находятся в музыкальном зале, просит ребят перечислить их названия.
П е д а г о г. Ребята, все эти игрушки неспроста находятся в зале. Подумайте и скажите, как одним словом можно их назвать, и тогда вы узнаете тему нашего занятия сегодня.
Если дети не справляются, нужно помочь им наводящими вопросами.
П е д а г о г. Что такое транспорт? Для чего он нужен? Транспорт бывает разных видов.
Обучение разгадыванию загадок. [Развитие речевого слуха, мышления]
П е д а г о г. Я помню, что вы любите разгадывать загадки. Верно? Сегодня я нашла не обычные загадки. Хотите попробовать их разгадать? Отгадки спрятаны в карточках с наложенными друг на друга изображениями предметов.
Дым пускает над водой
Домик с белою трубой.
Он пыхтит почти, как чайник,
Капитан на нём начальник.
Пароход. Он ходит по морю, похож на паровоз. А как вы догадались? Каким цветом изображен на карточке пароход?
Дыхательная гимнастика «Пароходы». [Выработка направленной воздушной струи.]
П е д а г о г. Кто знает, какой сигнал издает пароход? (Гудит, издаёт гудок.) Кто-нибудь желает научиться этому? Тогда возьмите для себя пузырёк. Приложите его к подбородку – вот так. Сделайте вдох и дуйте в него, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек, чтобы послышался протяжный гудок.
Упражнение выполняется 3—4 раза.
П е д а г о г. Послушайте еще одну загадку.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц.
Человек им управляет,
Смотрит с неба вниз. (Самолет).
Что помогло вам разгадать загадку? Каким цветом он изображен на карточке? А вы готовы отправиться в полёт?
Упражнение «Пилоты» (Н.В. Нищева)
Мы –не дети, мы –пилоты
Выполняют движения по тексту.
Быстро сели в самолёты.
Присаживаются, расправляя в стороны руки, встают.
Ты пилот, и я пилот —
Выполняют движения по тексту.
Отправляемся в полёт.
«Заводят мотор» руками, двигаются в разных направлениях.
Упражнение на восстановление дыхания
Педагог обращает внимание детей на экран, сообщая, что Робоборик предлагает им задания, за выполнения которых в конце занятия можно получить значок, соответствующий теме занятия.
Интерактивный курс. Неделя 10. Тема «Транспорт» Задание № 6
(«Четвёртый – лишний»)
Педагог обращает внимание детей на экран с заданием. Детям предлагается выбрать «лишнее» изображение, обосновать выбор. Затем, если все согласны, желающий ребёнок выбирает на экране ответ и сравниваем его с реакцией Робоборика (зелёный — верно, красный — неверно).
Педагог хвалит детей и предлагает следующую карточку-загадку.
Свет горит, мотор гудит,
На колёсах шины.
По дороге лихо мчит
Нас в себе… (машина).
Педагог сообщает ребятам, что Робоборик предлагает им выполнить следующие задания.
Интерактивный курс. Неделя 10. Буква И. Задание № 9
(Слова-действия. «Четвёртый – лишний»)
Дети воспроизводят задание. Рассматривают картинки, слушают слова. Дети выбирают среди слов лишнее, которое не является действием указанного предмета.
Взаимодействие с экраном осуществляется детьми.
Интерактивный курс. Неделя 10. Буква И. Задание №10
(Слова-действия, противоположные по значению)
Дети воспроизводят задание. Рассматривают картинки и слушают предложения. Соединяют картинки, которые говорят о противоположных действиях транспортных средств.
Педагоги вместе с детьми радуются общему успеху.
Гимнастика для глаз. (Можно заменить на гимнастику для глаз по системе В.Ф. Базарного. Используется схема и указатель, на конце которого прикреплено изображение транспорта.)
Детям предлагается расположится на ковре или матах.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки влево, глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
Взглядом быстро обведи.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
Отдохнули? Хорошо.
Поиграем мы еще.
Упражнение «Что привез грузовик?»
[Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа]
Педагог выкатывает на ковер грузовик с камешками, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук [и]. Предлагает детям сесть вокруг грузовика, взять камешек с предметом, назвать предмет, определить, в какой части слова находится звук [и] (в начале, в середине или в конце слова). Камешек нужно поставить на схему в соответствующее место.
Упражнение на распев гласного звука [и] в словах.
Детям предоставляется возможность индивидуально презентовать свою карточку перед ребятами: ребенок называет слово, показывает в какую часть поставил камешек и пропевает слово распевая звук [и].
Далее предлагается выполнить следующее задание от Робоборика.
Интерактивный курс. Неделя 10. Буква И. Задание № 7
(Ударение в словах)
Дети воспроизводят задание. Рассматривают рисунок, слушают слова и выбирают те, в которых последний слог ударный.
Игровая ситуация на магнитной доске
Педагог предлагает детям посмотреть на игровое поле, просит назвать то, что они видят на нем, и найти причинно–следственную связь. Дети распределяют виды транспорта (магниты) по месту их назначения до окончания звучащей музыки.
Рефлексия
П е д а г о г. Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? Расскажите, пожалуйста, с какими трудностями вам пришлось справляться на занятии, или все задания были легки? Что вам больше всего понравилось? Кого бы вам хотелось научить (кому рассказать)?
Домашнее задание
Педагог предлагает ребятам взять папки с раздаточным материалом (на каждого ребенка) «Транспорт» для самостоятельной работы дома и заслуженным значком от Робоборика. Проводится музыкальный ритуал прощания.