Джованни Баттиста Виотти (1755-1824) - крупнейший представитель эпохи классицизма. Итальянский композитор, директор итальянской и французской оперы в Париже и Лондоне. Блестящий скрипач-виртуоз, самый влиятельный скрипач после Джузеппе Тартини, предшественник Никколо Паганини и последний представитель итальянской традиции, происходящей от Корелли. Завершил развитие скрипичного искусства "века Просвещения".
Биография в датах
1755 - родился 12 мая в местечке Фонтанетто провинции Верчелли (Италия), в семье простого кузнеца. С детства был окружен музыкой - отец играл на валторне и вскоре купил сыну маленькую скрипку. Первые уроки скрипки у лютниста Джованини. Быстрые успехи. Покровительство принца. Получает уроки у профессора Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни — итальянского композитора и скрипача.
1775-1780 Принят в оркестр Туринской придворной капеллы.
Весна 1780 - совершил совместную концертную поездку с Г.Пуньяни по европейским странам. Приезжал в Петербург, где был представлен Екатерине II и давал концерт при дворе, но не перед широкой публикой.
1781-1791 - приехал в Париж. С большим успехом выступил с сольными концертами. Получает должность аккомпаниатора Марии-Антуанетты Австрийской - королевы Франции и Наварры, супруги короля Франции Людовика XVI и должность капельмейстера у герцога Субиза.
1792- 1798 - после Великой Французской революции эмигрировал в Англию. Давал концерты в Opera Concerts вместе с немецким скрипачом и импресарио Иоганном Петером Саломоном, композитором Йозефом Гайдном, Доменико Драгонетти — первым итальянским контрабасистом, высоко поднявшим престиж своего инструмента. Затем Виотти занялся организаторской деятельностью в управлении Королевского театра.
1798 - из-за политической смуты и обвинений покинул Англию и на три года уехал в поселение Шенфельдц близ Гамбурга. Занимался преподавательской деятельностью.
1801 - возвращается в Англию. Занялся виноторговлей и вконец разорился. Возвратился к музыкальной деятельности. Концертировал и снова отдался композиции. С 1803 по 1813 гг. - мало известно о жизни Виотти. Принял участие в организации Лондонского филармонического общества: играл на концерте в оркестре на Открытие Общества в 1813 году.
1819-1822 - приехал в Париж. Возглавил "Гранд Опера".
1824 - умер 3 марта в Лондоне. Имущество Виотти, которое осталось после него: две скрипки — Клотц и Страдивариус, две рукописи концертов, две золотых табакерки и золотые часы.
Виотти - скрипач-виртуоз
Блестящий исполнитель, ярчайшая фигура. Он был эталоном: обладал красотой звука, техническим блеском. Его игра отличалась благородностью и в тоже время, большой огненной энергией. Остался отзыв Миеля об игре Виотти:
"В его исполнении было нечто до такой степени величавое, вдохновенное, что даже самые искусные артисты стушёвывались перед ним и казались посредственными."
Из статьи о состоявшемся концерте Виотти в газете "Лондонская Утренняя Хроника" от 10 марта 1794 г.:
"Виотти … удивляет слушателя; но он делает что-то бесконечно лучше — он пробуждает эмоцию, дает душу, чтобы звучать и побеждает пленника страстей."
Виотти усовершенствовал скрипичный смычок вместе с Франсуа Туртом (французский мастером смычков). Появился стандарт длины и веса смычка, прикреплять волос стали в виде плоской ленты, а не в виде пучка, как делали раньше. Также Виотти придумал покрывать колодочку перламутром.
Виотти - композитор
Соединил в своём творчестве традиции Италии и Франции. Автор многих инструментальных сочинений - около 200. Это и скрипичные концерты, струнные квартеты, трио, дуэты, сонаты и пьесы для скрипки.
Виотти изменил скрипичный концерт: освободил его от церковного стиля, увеличил состав оркестра, утвердил форму (Первая часть приобрела форму сонатного аллегро), расширил сольную партию скрипки. Создал образы героического классицизма, ведь композитор жил в эпоху французской революции.
Скрипичные концерты имели большое влияние на последующие поколения композиторов. Людвиг Ван Бетховен ориентировался на на 20-й концерт Виотти, когда сочинял свой скрипичный концерт.
Самый известный концерт Виотти для скрипки с оркестров a-moll № 22. Этот концерт высоко ценил Иоганнес Брамс — немецкий композитор и пианист, один из центральных представителей эпохи романтизма.
Виотти - учитель
Виотти по праву считается основателем современной (XIX век) французской школы игры на скрипке. Соединил итальянские традиции с достижениями французской скрипичной школы XVIII века.
Ученики Виотти: Пьер Роде - впоследствии выдающийся педагог, композитор и скрипач-виртуоз конца XVIII – начала XIX века, Ф.Пиксис, М.Огинский и другие.
Пьера Байо и Родольфа Крейцера считают учениками Виотти, несмотря на то, что они не брали у него уроков. Они были последователями стиля главы французской классической скрипичной школы.
Виотти: внешность, личность и характер
По воспоминаниям современников, Виотти был мощным человеком. Идеалист, искусный рассказчик, дружил со многими талантливыми и влиятельными людьми. Его увлекали идеи энциклопедистов и Жан-Жака Руссо.
Герон-Аллен в воспоминаниях так описал внешность Виотти:
«Природа щедро наградила Виотти как в физическом, так и в духовном отношении. Величавая, мужественная голова, лицо, хотя и не обладавшее совершенной правильностью черт, было выразительно, приятно, излучало свет. Фигура его была очень пропорциональна и изящна, манеры — отличные, разговор оживленный и утонченный; он был искусным рассказчиком и в его передаче событие как бы вновь оживало. Несмотря на атмосферу разложения, в которой жил Виотти при французском дворе, он никогда не утрачивал своей ясной доброты и честной неустрашимости.»
Рекомендую сочинения Виотти к прослушиванию:
Giovanni Battista Viotti, Violin Concerto No. 22 In A Minor
Благодарю за прочтение!
Если статья понравилась, ставьте 👍😉
Комментируйте! Напишите слова поддержки каналу! 📝
Подписывайтесь!