Найти в Дзене
Фонтан искусства

Джованни Баттиста Виотти. Экстраординарный скрипач-виртуоз эпохи классицизма.

Джованни Баттиста Виотти (1755-1824) - крупнейший представитель эпохи классицизма. Итальянский композитор, директор итальянской и французской оперы в Париже и Лондоне. Блестящий скрипач-виртуоз, самый влиятельный скрипач после Джузеппе Тартини, предшественник Никколо Паганини и последний представитель итальянской традиции, происходящей от Корелли. Завершил развитие скрипичного искусства "века Просвещения". 1755 - родился 12 мая в местечке Фонтанетто провинции Верчелли (Италия), в семье простого кузнеца. С детства был окружен музыкой - отец играл на валторне и вскоре купил сыну маленькую скрипку. Первые уроки скрипки у лютниста Джованини. Быстрые успехи. Покровительство принца. Получает уроки у профессора Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни — итальянского композитора и скрипача. 1775-1780 Принят в оркестр Туринской придворной капеллы. Весна 1780 - совершил совместную концертную поездку с Г.Пуньяни по европейским странам. Приезжал в Петербург, где был представлен Екатерине II и давал концер
Оглавление

Джованни Баттиста Виотти (1755-1824) - крупнейший представитель эпохи классицизма. Итальянский композитор, директор итальянской и французской оперы в Париже и Лондоне. Блестящий скрипач-виртуоз, самый влиятельный скрипач после Джузеппе Тартини, предшественник Никколо Паганини и последний представитель итальянской традиции, происходящей от Корелли. Завершил развитие скрипичного искусства "века Просвещения".

Джованни Баттиста Виотти. Период с 1819 по 1830 год. Гравировка И. Трофсарелли.      
Художник; Х. Мейер,
Джованни Баттиста Виотти. Период с 1819 по 1830 год. Гравировка И. Трофсарелли. Художник; Х. Мейер,

Биография в датах

1755 - родился 12 мая в местечке Фонтанетто провинции Верчелли (Италия), в семье простого кузнеца. С детства был окружен музыкой - отец играл на валторне и вскоре купил сыну маленькую скрипку. Первые уроки скрипки у лютниста Джованини. Быстрые успехи. Покровительство принца. Получает уроки у профессора Джулио Гаэтано Джероламо Пуньяни — итальянского композитора и скрипача.

Портрет Гаэтано Пуньяни (1731-1798). Создано: около 1755-1770. Художник неизвестен.
Портрет Гаэтано Пуньяни (1731-1798). Создано: около 1755-1770. Художник неизвестен.

1775-1780 Принят в оркестр Туринской придворной капеллы.

Весна 1780 - совершил совместную концертную поездку с Г.Пуньяни по европейским странам. Приезжал в Петербург, где был представлен Екатерине II и давал концерт при дворе, но не перед широкой публикой.

1781-1791 - приехал в Париж. С большим успехом выступил с сольными концертами. Получает должность аккомпаниатора Марии-Антуанетты Австрийской - королевы Франции и Наварры, супруги короля Франции Людовика XVI и должность капельмейстера у герцога Субиза.

Мария-Антуанетта Австрийская с розой. Создано: 1783. Художница Элизабет Виже-Лебрен
Мария-Антуанетта Австрийская с розой. Создано: 1783. Художница Элизабет Виже-Лебрен

1792- 1798 - после Великой Французской революции эмигрировал в Англию. Давал концерты в Opera Concerts вместе с немецким скрипачом и импресарио Иоганном Петером Саломоном, композитором Йозефом Гайдном, Доменико Драгонетти — первым итальянским контрабасистом, высоко поднявшим престиж своего инструмента. Затем Виотти занялся организаторской деятельностью в управлении Королевского театра.

Иоганн Петер Саломон. 1790–1792 гг. Художник Томас Харди.                                                                   Интересные факты из жизни имперсарио: Иоганн Саломон считал Пятую Симфонию Бетховена «кучей хлама».

Й. Гайдн назвал свою Симфонию № 104 в честь Иоганна Петера Саломона - «Саломон, или Лондонец» .

Считается, что именно И. Саломон дал 41-й симфонии Моцарта название «Симфония Юпитера».
Иоганн Петер Саломон. 1790–1792 гг. Художник Томас Харди. Интересные факты из жизни имперсарио: Иоганн Саломон считал Пятую Симфонию Бетховена «кучей хлама». Й. Гайдн назвал свою Симфонию № 104 в честь Иоганна Петера Саломона - «Саломон, или Лондонец» . Считается, что именно И. Саломон дал 41-й симфонии Моцарта название «Симфония Юпитера».
Франц Йозеф Гайдн. Портрет в период с 1791 по 1792 гг. Художник Джон Хоппнер (1758–1810). Источник: Королевская коллекция.
Франц Йозеф Гайдн. Портрет в период с 1791 по 1792 гг. Художник Джон Хоппнер (1758–1810). Источник: Королевская коллекция.
Доменико Драгонетти со своим контрабасом «Гаспаро да Сало».
Гравюра Франческо Бартолоцци (1728–1815). Источник: фотограф http://www.portraitindex.de/documents/obj/oai:baa.onb.at:9246927                                                   
Был знаком, совместно работал и дружил с Й.Гайдном, Л.Бетховеном, Дж.Россини, Н.Паганини.
Доменико Драгонетти со своим контрабасом «Гаспаро да Сало». Гравюра Франческо Бартолоцци (1728–1815). Источник: фотограф http://www.portraitindex.de/documents/obj/oai:baa.onb.at:9246927 Был знаком, совместно работал и дружил с Й.Гайдном, Л.Бетховеном, Дж.Россини, Н.Паганини.

1798 - из-за политической смуты и обвинений покинул Англию и на три года уехал в поселение Шенфельдц близ Гамбурга. Занимался преподавательской деятельностью.

1801 - возвращается в Англию. Занялся виноторговлей и вконец разорился. Возвратился к музыкальной деятельности. Концертировал и снова отдался композиции. С 1803 по 1813 гг. - мало известно о жизни Виотти. Принял участие в организации Лондонского филармонического общества: играл на концерте в оркестре на Открытие Общества в 1813 году.

1819-1822 - приехал в Париж. Возглавил "Гранд Опера".

1824 - умер 3 марта в Лондоне. Имущество Виотти, которое осталось после него: две скрипки — Клотц и Страдивариус, две рукописи концертов, две золотых табакерки и золотые часы.

Виотти - скрипач-виртуоз

Портрет скрипача и композитора Джованни Баттиста Виотти. Автор неизвестен. Источник: Яндекс-поиск. Сайт belcanto.ru
Портрет скрипача и композитора Джованни Баттиста Виотти. Автор неизвестен. Источник: Яндекс-поиск. Сайт belcanto.ru

Блестящий исполнитель, ярчайшая фигура. Он был эталоном: обладал красотой звука, техническим блеском. Его игра отличалась благородностью и в тоже время, большой огненной энергией. Остался отзыв Миеля об игре Виотти:

"В его исполнении было нечто до такой степени величавое, вдохновенное, что даже самые искусные артисты стушёвывались перед ним и казались посредственными."

Из статьи о состоявшемся концерте Виотти в газете "Лондонская Утренняя Хроника" от 10 марта 1794 г.:

"Виотти … удивляет слушателя; но он делает что-то бесконечно лучше — он пробуждает эмоцию, дает душу, чтобы звучать и побеждает пленника страстей."

Виотти усовершенствовал скрипичный смычок вместе с Франсуа Туртом (французский мастером смычков). Появился стандарт длины и веса смычка, прикреплять волос стали в виде плоской ленты, а не в виде пучка, как делали раньше. Также Виотти придумал покрывать колодочку перламутром.

Портрет мастера смычков Франсуа Ксавье Турта, Гравюра Ж. Фрей, 1818
Портрет мастера смычков Франсуа Ксавье Турта, Гравюра Ж. Фрей, 1818

Виотти - композитор

Соединил в своём творчестве традиции Италии и Франции. Автор многих инструментальных сочинений - около 200. Это и скрипичные концерты, струнные квартеты, трио, дуэты, сонаты и пьесы для скрипки.

Виотти изменил скрипичный концерт: освободил его от церковного стиля, увеличил состав оркестра, утвердил форму (Первая часть приобрела форму сонатного аллегро), расширил сольную партию скрипки. Создал образы героического классицизма, ведь композитор жил в эпоху французской революции.

Скрипичные концерты имели большое влияние на последующие поколения композиторов. Людвиг Ван Бетховен ориентировался на на 20-й концерт Виотти, когда сочинял свой скрипичный концерт.

Самый известный концерт Виотти для скрипки с оркестров a-moll № 22. Этот концерт высоко ценил Иоганнес Брамс — немецкий композитор и пианист, один из центральных представителей эпохи романтизма.

Виотти - учитель

Виотти по праву считается основателем современной (XIX век) французской школы игры на скрипке. Соединил итальянские традиции с достижениями французской скрипичной школы XVIII века.

Ученики Виотти: Пьер Роде - впоследствии выдающийся педагог, композитор и скрипач-виртуоз конца XVIII – начала XIX века, Ф.Пиксис, М.Огинский и другие.

Пьер Роде в 1827 г.. Портрет работы Анри Гревдона.
Пьер Роде в 1827 г.. Портрет работы Анри Гревдона.

Пьера Байо и Родольфа Крейцера считают учениками Виотти, несмотря на то, что они не брали у него уроков. Они были последователями стиля главы французской классической скрипичной школы.

Виотти: внешность, личность и характер

По воспоминаниям современников, Виотти был мощным человеком. Идеалист, искусный рассказчик, дружил со многими талантливыми и влиятельными людьми. Его увлекали идеи энциклопедистов и Жан-Жака Руссо.

Герон-Аллен в воспоминаниях так описал внешность Виотти:

«Природа щедро наградила Виотти как в физическом, так и в духовном отношении. Величавая, мужественная голова, лицо, хотя и не обладавшее совершенной правильностью черт, было выразительно, приятно, излучало свет. Фигура его была очень пропорциональна и изящна, манеры — отличные, разговор оживленный и утонченный; он был искусным рассказчиком и в его передаче событие как бы вновь оживало. Несмотря на атмосферу разложения, в которой жил Виотти при французском дворе, он никогда не утрачивал своей ясной доброты и честной неустрашимости.»

Рекомендую сочинения Виотти к прослушиванию:

Giovanni Battista Viotti, Violin Concerto No. 22 In A Minor

Viotti: Musiche per Arpa

Кеннет Маккензи, Первый граф Сифорт, дома в Неаполе: званый вечер с концертом. 1770. Художник Пьетро Фабрис.
Кеннет Маккензи, Первый граф Сифорт, дома в Неаполе: званый вечер с концертом. 1770. Художник Пьетро Фабрис.

Благодарю за прочтение!

Если статья понравилась, ставьте 👍😉

Комментируйте! Напишите слова поддержки каналу! 📝

Подписывайтесь!