Интересное занятие я себе нашёл — почитываю блог директора «Спаса», в котором делается неуклюжая попытка доказать преимущество монархизма над социализмом. В частности недавно прочитал его статью «Царские железные дороги, по которым мы ездим до сих», которая начинается с пафоса:
За неполных 24 года своего правления Николай Второй построил железных дорог больше, чем в СССР построили за почти следующие полвека.
Просто цифры:
При Николае II (23 года с 1894-1917) - 46,5 тыс. км. железных дорог
1917-1940 (23 года) - 24,9 тыс. км. ж/дорог
1940-1963 (23 года) - 22,5 тыс. км. ж/дорог
1963-1986 (23 года) - 17 тыс. км. ж/дорог
А заканчивается не менее пафосно:
Во всех отраслях, но в железнодорожной индустрии особенно - мы и теперь черпаем из потенциала и наследства царских достижений.
Только представьте: до сих пор почти 80% наших железных дорог – это дороги, построенные до революции!
Нет, безусловно, Транссиб — прорыв мирового масштаба, и никто не умаляет это достижение дореволюционной России, особенно заслуг С.Ю. Витте — одного из основных инициаторов и руководителей строительства Транссибирской магистрали, которого, кстати, директор «Спаса» даже не упомянул. А между тем...
«Николай чувствовал себя сторонним наблюдателем спектакля, в котором Витте был режиссером и исполнителем, особенно на Дальнем Востоке, где мощное присутствие министра мешало собственным амбициям Николая. Витте превосходил всех, и в Николае росли зависть и возмущение».
К. Волмар «Транссибирская магистраль. История создания железнодорожного скелета империи».
Но Транссиб лишь пятая часть построенного при Николае II, а посему на время оставим его за скобками, в качестве бонуса в копилке поклонников царизма, и непосредственно перейдём к придуманному ими мифу.
Во-первых, справедливости ради, отсчёт развития железнодорожного транспорта СССР надо начинать не с 1917 года, так как...
Масштабы разрушений железнодорожной инфраструктуры в годы Гражданской войны и иностранной интервенции имели угрожающие последствия: было разрушено и повреждено свыше 4000 мостов, среди 86 ряд больших, имевших особо важное значение; выведено из строя около 80% железнодорожной сети, около 70% паровозов и 15 тысяч вагонов; разрушено свыше 400 паровозных депо и мастерских, около 3000 стрелочных переводов, более 5000 гражданских сооружений. Сильно пострадала связь, без которой немыслимо функционирование путей сообщения: расхищено 186 тыс. км телефонных проводов, свыше 5000 телеграфных и телефонных аппаратов.
А где-то с 1920-го, ибо за эти три года шло лишь восстановление разрушенного. И посему давайте посмотрим, сколько было построено железных дорог в СССР даже не за полвека, а за 40 лет, с 1920 по 1960 г. Заглянем в Статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР в 1960 году» в раздел ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тысяч километров). Поскольку там нет данных на конец царствования Николая II, обратимся сначала к другому источнику:
К концу 1916 года протяжённость железнодорожной сети России достигла 72 279 вёрст, из них 45 518 — казённых железных дорог и 26 761 — частных.
Источник: Краткие сведения о развитии о развитии отечественных железных дорог 1838 по 2000 г. Сост. Афонина Г.М.-М; МПС. 2002.- 232 с.
Или 77 338 километров. Согласно ежегоднику «Народное хозяйство СССР в 1960 году» на конец 1960 года длина железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения составила 125,8 тыс. км. Отнимаем два этих значение друг из друга и получаем 48 420 км. Чуть больше, чем за время правления Николая II, но ведь это за 40 лет, а не за 23 года. Казалось бы это шах и мат, браво директор «Спаса»? Всё это было бы так, если не несколько нюансов.
Первое, в статистическом сборнике внизу есть маленькая сносочка:
Кроме указанной эксплуатационной длины железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения, имеются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий и организаций; протяжение этих путей необщего пользования составило на начало 1961 г. 102,4 тыс. км.
И это немудрено, так как только В 1941–1945 годах в СССР возвели 3,5 тыс. заводов, а сколько их возвели до и после! И ко многим были нужны подъездные железнодорожные пути. А значит, получается, что за 40 лет было построено 150 840 км. железнодорожных путей, то есть прокладывалось по 3770,5 километров в год, тогда как при Николае II по (46 500/23) — 2021,7 километров в год. Темпы строительства выше дореволюционных в 1,8 раза. Но и это еще не всё.
Великая Отечественная война нанесла транспортной инфраструктуре СССР огромный ущерб. Было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей, взорвано 13 тыс. мостов общей протяженностью около 300 км, полностью или частично разрушено 4,1 тыс. железнодорожных станций. В период 1941–1945 годов строители ввели 9 тыс. км новых железнодорожных путей и восстановили около 63 тыс. км железнодорожных линий.
За четыре года, в сложнейших условиях, социалистический Советский Союз восстановил и построил столько железных дорог, сколько построил царизм начиная даже не с Николая II, а с периода царствования Николая I. Словом вот оно мнимое преимущество монархизма, куда нас так усиленно тащат, над социализмом, который так усиленно чернят...
Ещё больше интересных фактов в статье;