Найти в Дзене

О магистратуре «IT-Геофизика»

1. Что такое IT-геофизика?

Это направление на стыке физики, математики и IT. Студенты работают с данными, полученными из геофизических измерений, и применяют методы анализа сигналов, машинного обучения и численного моделирования физических полей для понимания структуры и процессов в Земле, включая решение прикладных задач — геологоразведка месторождений полезных ископаемых, мониторинг сейсмичности и безопасности производственных процессов.

2. ЦТНИ (Цифровые технологии нефтегазового инжиниринга) — это то же самое, что и IT-Геофизика? У них одинаковые программы?

Да, учебные программы совпадают, и большинство занятий проводится совместно.

Только ЦТНИ реализуется на ММФ, и вступительные испытания не требуют базовой геологической подготовки, обсуждаются только вопросы по математике.

3. Я не из геофизики. Смогу ли адаптироваться? Какие требования на входе? Нужно ли знать геофизику заранее?

Нет, знания по геофизике можно получить в процессе. Главное — хорошая мотивация, техническая база (особенно по математике и программированию) и желание разобраться в прикладных задачах. Магистратура рассчитана на бакалавров из смежных областей (физика, математика, IT, робототехника). Важно иметь математическую базу, т.к. дипломный проект будет связан не только с IT-разработкой, но и с математическими алгоритмами. Есть студенты с IT-факультетов, которые успешно учатся в магистратуре IT-геофизики.В программе запланированы вводные лекции в предметную область.

4. Какие направления в магистратуре есть, кром геофизики?

Основное ядро магистратуры — это геологоразведка и изучение структуры геологических объектов на основе геофизических данных. Но есть и другие ответвления:

– фокус на автоматизации анализа данных: машинное обучение в геофизике;

– фокус на математических алгоритмах анализа сигналов: высокопроизводительные алгоритмы обработки геоданных;

– фокус на программной реализации вычислительных алгоритмов: разработка программных модулей;

– фокус на новых технологиях полевых измерений: разработка и программирование новых приборов.

5. Как проходит поступление в магистратуру?

Один из этапов — собеседование, чтобы понять вашу мотивацию и интерес к прикладной работе. В рамках собеседования также математические знания, чтобы оценить возможность успешного обучения на программе.

6. Какие математические знания мне нужно повторить к собеседованию?

Преобразование Фурье, цифровая обработка:

– свойства преобразования Фурье,

– дискретизация сигнала, теорема Котельникова-Найквиста,

– явление алиасинга (наложения частот).

Дифференциальные уравнения и численные методы:

– численное дифференцирование и интегрирование,

– уравнения математической физики (волновое уравнение, уравнение теплопроводности)

Линейная алгебра:

– система линейных алгебраических уравнений (СЛАУ),

– обусловленность матрицы, разрешимость СЛАУ,

– переопределенная, недоопределенная СЛАУ

Подробный список тем: Вопросы по математике

-2

7. Мне интересны нейросети. Есть ли возможность заниматься ИИ в рамках магистратуры?

Да, нейросети активно используются для обработки и интерпретации геофизических данных. Примеры:

– обработка изображений с беспилотников,

– анализ данных мониторинга состояния окружающей среды в реальном времени,

– автоматическая классификация геологических данных.

ИИ помогает автоматизировать и ускорить анализ больших объемов геолого-геофизических данных. Используется для решения прикладных задач изучения природных объектов, контроля устойчивости больших объектов инфраструктуры и т.д.

8. Что означает «прикладная значимость» проекта?

Это значит, что есть ожидаемый результат для пользователя, т.е. организация-постановщика задачи.На защите диплома важно показать, кто будет использовать результаты и в чём практическая польза от использования результата.

9. Магистратура включает прикладной проект? Это обязательно?

Это предпочтительный формат.  Возможны варианты (развитие теоретической базы составляет основу для дальнейшего развития и прикладных исследований), но они требуют индивидуального обсуждения.

-3

10. Что значит «готовность поработать над реальным проектом»?

Студенты участвуют в практических проектах, часто совместно с реальными компаниями или лабораториями.

Это значит, что нужно не просто получить какой-то результат к моменту формальной защиты диплома, но быть готовым:

1) к проектной работе - регулярное выполнение отдельных задач в срок с требуемым качеством для того (их используют другие члены проектной команды)

2) понимать практическую значимость результата (уметь обоснованно отвечать на такой вопрос во время промежуточных отчетов и защиты).

11. Что входит в дипломный проект по IT-геофизике?

Обычно он объединяет три компонента:

– Прикладная задача — из области геофизики,

– Математический аппарат — формулы, расчёты, теоретическая часть.

– Разработка ПО или алгоритмов — IT-компонент,

Такой подход позволяет проекту быть и научным, и прикладным, с возможностью публикации и практического применения.

12. Какие компании сотрудничают с программой?

Большинство партнёров — это компании, работающие в сфере цифровых решений для геологоразведки, включая

– собственно, нефтегазовые компании (например Газпромнефть)

- сервисные компании, которые разрабатывают ПО и  –выполняют работы для нефтегазовых компаний (ПетроГМ, Бурсервис, Недра Диджитал и т.д.).

-4

13. Какие проекты были у студентов?

Частые направления исследований:

– автоматизация процедур обработки геофизических данных, включая использование ML,

– вычислительные алгоритмы и программы для анализа геофизических данных.

Примеры конкретных тем:

– Моделирование времен пробега сейсмических волн с использованием физически-информированной нейронной сети (PINN).

– Увеличение точности измерений вектора магнитной индукции при БПЛА-съемке.

– Подавление кратных отраженных волн с помощью сверточных нейронных сетей.

– Алгоритм сейсмической инверсии с автоподбором параметров

– Численное моделирование  сигналов электро-электромагнитного каротажа в задачах геонавигации.

– Программно-алгоритмическое обеспечение интерпретации данных индукционного каротажа.

14. Можно ли объединить интересы в физике и нейросетях в рамках магистратуры?

Да, например:

– анализ физических экспериментов с помощью нейронных сетей,

– обработка визуальных данных с физ. датчиков (PIV, тепловизоры, датчики сейсмических колебаний и т.п.),

– геофизические измерительные приборы с обработкой сигналов «на борту»

15. Какие типы оборудования используются в проектах?

– беспилотники с геофизическими датчиками,

– мультиспектральные и тепловизионные камеры,

– полевое геофизическое оборудование (сейсмостанции, магнитометры, электроразведочное оборудование).

– лабораторные установки для изучения физических свойств образцов горных пород.

-5

16. Какие типы данных студенты анализируют?

– данные площадных съемок - канрты (магнитное поле, гравитационное поле и т.д.),

– данные измерений в скважинах (каротаж),

– данные площадной сейсморазведки (несколько Тб) и результаты их обработки (3Д кубы данных),

– результаты физ. экспериментов с образцами горных пород (например, аустические свойства, проницаемость, плотность и т.д.).

Также часто работают с синтетическими данными (численное моделирование для моделей геологических объектов).

17. Какие языки программирования востребованы в магистратуре? Можно ли использовать навыки в низкоуровневом или аппаратно-зависимом программировании?

В рамках образовательных курсов используются:

– Python (анализа данных и машинное обучение),

– C++, OpenCL (параллельное программирование).

Дальше зависит от конкретного дипломного проекта. Это может быть ускорение алгоритмов анализа данных на GPU, одним из частей проекта может быть разработка веб-интерфейсов,  программирование микропроцессоров для разработки геофизической аппаратуры и т.д.

18. Где узнать больше?

Переходите на наш сайт!

До встречи в магистратуре, друзья!