("Мир Джона Уика", Wick Is Pain, 2025, США)
Это старик-рыбак в сказке Пушкина смог поймать золотую рыбку лишь с третьей попытки. Мне, в отличие от него, везёт больше. И каждый раз, когда я закидываю свой невод в море документального кино "про кино", то достаю оттуда золото 999 пробы.
Так было когда-то с "В поисках последних героев боевиков". Так было недавно с "Брюсом Ли: Выходом клонов". И так случилось сегодня, с "Миром Джона Уика" Джеффри Доу - шикарной историей о том, как создавалась одна из крутых боевиковых франшиз нашего времени.
Честно говоря, российское переименование "Wick Is Pain" ("Уик - это боль") в протокольный "Мир Джона Уика" убило весь авторский смысл оригинального названия. Потому что 2 с лишним часа здесь нам только и будут рассказывать про боль. И физическую, и эмоциональную, через которую прошли создатели этой киноэпопеи за годы работы над нею (сериал-приквел "Континенталь" и вбоквел "Балерина" Доу не рассматривает). Начиная от режиссёров Чада Стахелски с Дэвидом Литчем и заканчивая актёрами и каскадёрами, "пахавшими", считайте, на износ. Сам Киану Ривз, бывало, выходил на площадку и выполнял трюки - те, что ему разрешались, - даже больным и травмированным. И когда, по его словам, Джон Уик морщится, кряхтит и хромает, это не притворство - Ривзу в такие моменты взаправду больно.
А уж каких страданий натерпелся его дублёр-каскадёр Джексон Спиделл, однажды вовсе чуть не свернувший себе шею, и говорить нечего. Это всё нам тоже в подробностях покажут.
Заводит Доу своё документальное повествование, однако, издалека. С начала 90-х, когда спортивный единоборец Чад Стахельски только начал свою тогда ещё каскадёрскую карьеру. Как он снимался с Дэниэлом Бернхардом в сиквеле и триквеле "Кровавого спорта"; как ему пришлось в итоге заменить Брэндона Ли после трагедии на съёмках "Ворона"; как Чад и Дэвид Литч открыли свою каскадёрскую студию, специализирующуюся на постановке боевых сцен; как Стахельски женился на каскадёрке, а потом развелся с нею... Как в конце концов он стал дублёром Киану Ривза в "Матрице", после чего начались их дружба и сотрудничество.
Собственно, их воспоминания на пару с Ривзом перед киноэкраном - главная линия всего фильма, а уж ностальгический видеоархив у них богатейший.
Желание самим переквалифицироваться в режиссёры возникло у Стахелски и Литча давно. А лишний раз оно было подстёгнуто, когда их "прогрессивные" экшен-идеи были забракованы на съёмках "Защитника" со Стэйтемом.
В результате всё то, чего зритель был лишён в 2012-м в исполнении Джейсона, он увидел спустя два года в "Джоне Уике". Которого, правда, сценарист Дерек Колстад представлял изначально совсем не таким, и герой задумывался Дереком гораздо старше. Ну да кто этих сценаристов спрашивает, особенно начинающих? Приказали "Исправить!" - беги и исправляй. А иначе это вместо тебя сделают - все ведь гораздо лучше тебя разбираются в вопросе.
Рождался "Джон Уик" тоже в муках. Не иначе, всех, что только рискуют обрушиться на режиссёров-дебютантов - кроме торнадо и цунами разве что. Зато включая личные проблемы режиссёров, недостаток финансов и нежелание прокатчиков крутить ленту в кинотеатрах. Никому не верилось, что после провала предыдущих боевиков с Ривзом, на сей раз Киану Самуилович выгонит толпы зрителей к кассам. А тем более с бородой, как опять же поначалу задумывалось авторами.
Но деньги в итоге нашлись, фильм хоть зигзагами, но до кинотеатров добрался. И лишь от ривзовой бороды осталась длинная щетина - компромисс, на который пошли создатели "Джона Уика" с не желавшими бородатого Ривза продюсерами.
А потом на них на всех свалился успех, о чём после всех производственных нервотрёпок уже почти не мечталось...
Работе Стахелски, Ривза и их команды (Литч от них вскоре отпочковался, оставшись лишь в числе продюсеров) над вторым, третьим и четвёртым "Уиками" Доу посвящает меньше времени. Но всё равно делает это столь же захватывающе, с россыпью интереснейших деталей и фактов. И попутно отвечает на многие вопросы, что зрителю явно хотелось задать творцам Уикиады на её просмотре. А также на вопросы, что, вероятно, вам на ум не приходили. Например, как решалась проблема со случайными "кошачьими" помехами на съемках "собачьих" сцен, или сколько бросков через бедро нон-стоп может проделать Киану Ривз по приказу режиссёра?
Разве что никакой конкретики насчёт "Джона Уика 5" не было озвучено, но с этим и так всё ясно. Предварительная работа над ним начата давно, а такую дойную корову её создатели так легко на убой не отправят.
***
В общем, "Мир Джона Уика" или "Уик - это боль" (что гораздо точнее и красноречивее) - прекрасная документальная экскурсия в самое горнило современной индустрии боевиков. Вся их закулисная суета, изучать которую здесь не менее любопытно, чем следить за приключениями самого Джона. Тем более рассказчики Джеффри Доу подобрались все как один словоохотливые и интересные. Не только Стахелски, Ривз и Колстад, но и ещё десятка два продюсеров, актёров, каскадёров и других знатоков всей их грохочущей кухни.
Жаль, правда, что из-за ряда видеоцитат, - жестоких сцен из всех частей "Джона Уика", - "Мир..." тоже получил у нас в онлайн-прокате рейтинг 18+. А ведь, кроме этого, тут есть кладезь полезной информации и для более молодого зрителя. Особенно, если он мечтает, когда вырастет, профессионально сниматься в кино либо снимать его. И по факту перед нами не романтический, но всё же гимн профессии каскадёра, постановщика и героя боевиков. Даже при том, что "...это боль".
Иными словами, с радостью и наилучшими пожеланиями рекомендую ленту Доу всем, кому такое любопытно. И в обязательном порядке - поклонникам "Джона Уика" и Киану Ривза. Для них это отныне программная картина, незнание которой надо приравнивать к моветону.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):