Найти в Дзене

Жорж Сёра и его уникальный метод. Наука на службе искусства!

Жорж-Пьер Сёра — французский живописец, создатель пуантилизма, фигура уникальная, стоящая особняком даже среди импрессионистов. Революционный для художественного мира метод, названный автором “дивизионизмом” (“division” — деление, разделение) или “пуантилизмом” (“point” — точка), был не просто техникой, а целой философией живописи. Художник родился в 1859 году в Париже в богатой буржуазной семье. Обучался в Школе изящных искусств у одного из учеников Энгра. Это дало ему крепкую академическую основу, классическое понимание рисунка и композиции. А финансовое благополучие позволило не зависеть от продаж картин и полностью сосредоточиться на исследованиях. С 1880 года Сёра начинает интенсивно разбирать научные труды по теории цвета в поисках собственного метода живописи, который смог бы дать развитие прогрессу, но при этом преодолеть спонтанность импрессионизма. Его "библиями" стали работы искусствоведа Шарля Блана, французского химика Мишеля Эжена Шеврёля и американского физика и художник
Жорж Сёра, 1888 год
Жорж Сёра, 1888 год

Жорж-Пьер Сёра — французский живописец, создатель пуантилизма, фигура уникальная, стоящая особняком даже среди импрессионистов. Революционный для художественного мира метод, названный автором “дивизионизмом” (“division” — деление, разделение) или “пуантилизмом” (“point” — точка), был не просто техникой, а целой философией живописи.

Художник родился в 1859 году в Париже в богатой буржуазной семье. Обучался в Школе изящных искусств у одного из учеников Энгра. Это дало ему крепкую академическую основу, классическое понимание рисунка и композиции. А финансовое благополучие позволило не зависеть от продаж картин и полностью сосредоточиться на исследованиях.

С 1880 года Сёра начинает интенсивно разбирать научные труды по теории цвета в поисках собственного метода живописи, который смог бы дать развитие прогрессу, но при этом преодолеть спонтанность импрессионизма. Его "библиями" стали работы искусствоведа Шарля Блана, французского химика Мишеля Эжена Шеврёля и американского физика и художника Огдена Руда. Используя научную точность, Сёра стремился превратить интуитивное искусство импрессионизма в строгую, предсказуемую систему.

Суть пуантилизма в том, что это не просто "точки", а техника нанесения на холст небольших мазков (точек или запятых) чистых, несмешанных цветов.

Художник при этом опирался на несколько ключевых законов теории цвета:

1. Закон одновременного контраста. Цвет влияет на цвет, находящийся рядом с ним. Рядом положенные дополнительные цвета (красный/зеленый, синий/оранжевый, желтый/фиолетовый) усиливают друг друга, создавая максимальную яркость и вибрацию.

Красное поле маков заставляет соседнее небо казаться зеленоватым, потому что глаз ищет контраст. Белый рядом с зеленым кажется розовым — следствие того же закона. Сёра любил демонстрировать своим друзьям эти эффекты.

2. Закон оптического смешения. Два цвета, расположенные рядом, на расстоянии сливаются в третий. Желтые и синие точки вместе дают ощущение зеленого.

Целью мастера был отказ от смешивания красок на палитре. Вместо этого цвета "смешиваются" прямо на сетчатке глаза зрителя, когда тот отходит от картины на некоторое расстояние. Этот эффект называется оптическим смешением.

Преимущество своего метода Сёра видел в том, что цвета, полученные оптическим путем, должны быть более насыщенными и светящимися, чем их пигментные аналоги, которые при смешивании на палитре теряют интенсивность и становятся "грязными".

3. Закон дополнительных цветов. Главная находка Сёра — он создавал тень, используя точки, противоположные по цвету к освещенному участку.

Если солнце освещает песок, делая его оранжевым, то тень на песке будет состоять из точек синего и его оттенков. Это делало тень не просто отсутствием света, а активным, цветным, "дышащим" пространством.

В отличие от импрессионистов, ловивших мимолетное впечатление, Сёра строго подходил и к композиции. Перед созданием большой картины он делал десятки, а то и сотни подготовительных работ: карандашные наброски, небольшие этюды маслом на дереве. Композиции Сёра геометрически выверены. Он использовал золотые сечения, диагонали, тщательно продумывал ритм и расположение фигур, создавая ощущение вечной, остановившейся гармонии, похожей на античный фриз.

Жорж Сёра. "Купание в Аньере" ("Купальщики в Аньере"), 1883-1884. Национальная галерея, Лондон
Жорж Сёра. "Купание в Аньере" ("Купальщики в Аньере"), 1883-1884. Национальная галерея, Лондон

В 1883 году Сёра представляет свое монументальное полотно «Купание в Аньере» на суд жюри одной из самых престижных выставок Франции, Парижского Салона. Но консервативно настроенный Салон отвергает картину, и это приводит Сёра к основанию в 1884 году Общества Независимых художников (Салона Независимых). Вместе с ним во главе объединения стали единомышленники: Поль Синьяк, Альбер Дюбуа-Пиле и Одилон Редон.

«Ни жюри, ни наград» — был их главный лозунг. Молодые художники отвергали саму идею жюри, которое решало, что достойно искусства, а что — нет. Свобода выставляться была радикальным демократичным шагом, который открывал двери для новаторов, аутсайдеров и всех, чье творчество не вписывалось в академические каноны.

Общество быстро стало платформой для самых передовых течений в искусстве, прежде всего для неоимпрессионизма (пуантилизма), а позже для фовизма и других авангардных направлений. Интересно, что оно существует до сих пор и продолжает свою деятельность, оставаясь важной вехой в истории искусства.

Будучи вдохновителем «Независимых», в 1884 году Сёра начал работу над своим главным шедевром — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». С этой картиной он появился на последней восьмой выставке импрессионистов в 1886 году, вызвав одновременно и насмешки, и восхищение. Данное полотно стало манифестом техники пуантилизма.

Жорж Сёра. "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", 1884—1886. Институт искусств, Чикаго
Жорж Сёра. "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", 1884—1886. Институт искусств, Чикаго

19 сентября 1886 года в бельгийском журнале "L'Art Moderne" французский художественный критик Феликс Фенеон опубликовал статью, посвященную этой выставке. Именно тогда для нового течения в живописи был использован термин «неоимпрессионизм» (néo-impressionnisme). Фенеон был сторонником авангарда и хорошо разбирался в современных ему научных теориях цвета. Он понял, что метод Сёра и его последователей — это не просто вариация импрессионизма, а нечто качественно новое, более научное и систематическое.

С 1886 по 1891 год Сёра активно работает, пишет в своем стиле большие полотна ("Натурщицы", "Цирк", "Канкан"), а также множество морских пейзажей побережья Нормандии.

Но неожиданная смертельная болезнь оборвала жизнь гения. Сёра скончался в Париже, предположительно от дифтерии, в возрасте 31 года. Его творческий путь был трагически коротким, но невероятно насыщенным.

Сёра создал не просто технику, а целое направление — неоимпрессионизм. Его последователи (Поль Синьяк, Анри Кросс, Шарль Ангран и др.) подхватили и развили его идеи. Синьяк, в частности, стал главным теоретиком и популяризатором метода после смерти Сёра.

Влияние пуантилизма можно проследить в работах раннего Ван Гога, Матисса и даже в мозаичной структуре полотен раннего кубизма.

Жорж Сёра был не просто "художником, который рисует точками". Он был уникальным мыслителем, который попытался объединить холодный расчет науки с поэзией живописи, создав один из самых узнаваемых и интеллектуальных стилей в истории искусства.