Найти в Дзене
Bearna | Гид по России

Знакомство с Байкалом - Кругобайкальская железная дорога

Оглавление

Очень красивая ветвь железнодорожного полотна, которая не входит в маршрут обычных поездов.

Паравоз классно дополняет атмосферу дороги (Фото: Nixe (Bearna Team))
Паравоз классно дополняет атмосферу дороги (Фото: Nixe (Bearna Team))

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - это исторический участок Транссиба, его смело можно назвать музеем под открытым небом. Уникальные инженерные сооружения, живописнейшие виды на Байкал и особая атмосфера - вот что ждет вас здесь.

КБЖД часто называют «Золотой пряжкой стального пояса России». И это не просто красивые слова. Свое название она получила потому, что в свое время соединила разорванные Байкалом ветки Транссибирской магистрали, замкнув великий стальной путь в единое целое. А «золотой» ее прозвали из-за невероятной стоимости строительства - это самый дорогой километр пути во всей истории российских железных дорог.

История и строительство: дорога, пробитая в скалах

Проектирование этого участка Транссиба началось в конце XIX века. Инженеры ломали голову, как проложить путь от Иркутска до Култука, рассматривали даже варианты через отдаленные хребты. Но в итоге выбрали, казалось бы, самый сложный - вдоль скалистого берега Байкала. Как оказалось, это был самый экономичный путь, хоть и потребовал титанических усилий.

Строительство галереи у тоннеля №5 (Фото из архивов ВСЖД)
Строительство галереи у тоннеля №5 (Фото из архивов ВСЖД)

Строительство, которое велось с 1902 по 1905 год, было настоящим подвигом. Работы велись практически вручную, в тяжелейших условиях. На каждый километр пути уходило около вагона взрывчатки! Здесь трудились вольнонаемные, каторжане и даже иностранные специалисты - особенно отличились мастера-тоннельщики из итальянской области Фриули. В память об их работе одну из красивейших подпорных стенок назвали - Итальянской.

А до того, как дорогу достроили, через Байкал работала настоящая железнодорожная переправа. По озеру ходили паромы-ледоколы, а зимой вагоны по одному перетаскивали по льду на конной тяге.

Уникальность и инженерные сооружения

КБЖД — это памятник инженерного искусства, не имеющий аналогов в России. По насыщенности техническими сооружениями она занимает одно из первых мест в мире. Сегодня историческим участком считается путь от станции Байкал до Слюдянки длиной 89 километров. И вот что вы на нем увидите:

  • Тоннели: 38 шт., многие сохранили свой первоначальный, «авторский» вид. Самый длинный - через мыс Половинный (778 метров).
  • Мосты и виадуки: 248 сооружений.
  • Каменные галереи и подпорные стенки: Более 200 стенок, которые и сегодня выглядят монументально.

Отдельного внимания заслуживает станция Слюдянка. Ее здание - единственный в России вокзал, полностью облицованный белым и розовым мрамором. Только эта станция на маршруте КБЖД пересекается с основной железной дорогой, поэтому ее можно увидеть и проезжая на обычном поезде, правда он останавливается всего на 2 минуты.

Ж/д вокзал Слюдянка (Фото: Nixe (Bearna Team))
Ж/д вокзал Слюдянка (Фото: Nixe (Bearna Team))

Мифы и легенды

Самая известная легенда гласит, что итальянский инженер Джузеппе, руководивший прокладкой тоннелей, застрелился от позора, когда две бригады, пробивавшие тоннель навстречу друг другу, не встретились. И якобы его призрак до сих пор бродит по темным галереям. Однако историки, например, Александр Хобта, уверяют, что это всего лишь красивая сказка. Никто из инженеров не сводил счеты с жизнью, а тоннели сходились с удивительной точностью.

Зато совершенно точно известно, что рабочие проявляли недюжинную смекалку, чтобы обойти сухой закон на строительстве. Они прятали спирт в багаже или... бросали бочонки в Байкал, чтобы потом выловить их сетями ниже по течению. Вот такие хитрые и находчивые люди строили эту удивительную дорогу — настоящее чудо инженерной мысли и человеческого труда.

Упадок и современное состояние

К сожалению, у дороги была серьезная проблема - постоянные обвалы. В некоторые годы их счет шел на сотни. Это и стало главной причиной, по которой от КБЖД как от главной магистрали отказались.

А в 1956 году, после строительства Иркутской ГЭС и затопления части путей, участок КБЖД Слюдянка - Порт Байкал стал тупиковым. Сейчас это больше не стратегический объект, а памятник федерального значения и архитектурно-ландшафтный заповедник. Но жизнь здесь не замерла. По дороге до сих пор курсирует скромный поезд — тепловоз с двумя вагонами. Местные жители ласково зовут его «Передача» (он привозит им продукты и товары) или «Мотаня».

Туризм и экскурсии по КБЖД

Сегодня КБЖД — это в первую очередь классный туристический маршрут. Проехать по нему — значит совершить путешествие во времени.

Обычно предлагаются два варианта однодневного кругового тура:

1. Классический: Утром выезд из Иркутска на поезде, а в Слюдянке поворачивают на экскурсионный маршрут, который неспешно везет вас с остановками вдоль Байкала до Порта Байкал. Далее - водная переправа до Листвянки и автобус обратно в Иркутск.

2. Зеркальный: Сначала автобус до Листвянки, потом паром, а затем поезд по КБЖД, вечером привозят на ж/д вокзал Иркутска.

Во время поездки вас ждут несколько длительных остановок в самых живописных местах, например:

  • у Итальянской стенки,
  • у самого длинного тоннеля на станции Половинной,
  • у истока Ангары в Порту Байкал, откуда виден знаменитый Шаман-камень.

Недавно еще появился вариант экскурсии на 2 дня.

Станция Порт Байкал (Фото: Nixe (Bearna Team))
Станция Порт Байкал (Фото: Nixe (Bearna Team))

Наше мнение

Все говорят, что лучшее время для поездки - с мая по октябрь, но мы ездили по КБЖД в феврале, и это было очень здорово: теплый поезд, голубой Байкальский лед и короткие вылазки на станции, комфортно, интересно и очень красиво. А потому, наше мнение: лучшее время для поездки – круглый год.

Обязательно наденьте удобную обувь — гиды проводят интересные пешеходные экскурсии к тоннелям и смотровым площадкам на остановках. Питание можно заказать в рамках тура за отдельную плату, кормили вкусно, но это удорожание стоимости, поэтому при желании питание берите с собой сами.

Еще перед экскурсией предлагают оплатить место со стороны Байкала, и мы это сделали. Но не очень хорошо было видно подпорные стенки, горы и некоторые тоннели, так как они были с другой стороны. Поэтому нет смысла тратить на это деньги, там со всех сторон красиво, а если это не единственная ваша встреча с Байкалом, то вы еще на него насмотритесь, и тогда со стороны гор вам даже интереснее будет.

Конечно, можно проехать по КБЖД на регулярной электричке «Мотаня», это будет в разы дешевле, но если задача не просто доехать до конкретного места, а погулять на остановках, рассмотреть сооружения и спуститься в разных точках к Байкалу, то лучше взять экскурсию.

Еще есть экскурсии на КБЖД на катере. Привозят на станцию Половинную, где находится самый короткий и самый длинный тоннель (778 метров), и по обоим можно пройти насквозь, а потом погулять по берегу - однодневная экскурсия на поезде этого не предполагает. Это хороший вариант краткого знакомства с КБЖД, но он не заменит поезда, это все же особая атмосфера.

К слову, если у вас запланирован тур или самостоятельная поездка к Байкалу, советуем брать экскурсию по КБЖД перед основной поездкой, потому что в туре вы уже насмотритесь на Байкал и виды на озеро с КБЖД будут не так интересны. Однако мы ездили уже после тура, и это была очень приятная и ностальгическая точка в нашем путешествии.

Экскурсия по КБЖД - дело совсем не дешевое, но это самый лучший способ познакомиться с Байкалом, много видов озера и хребтов с разных точек маршрута и классные тоннели, проделанные прямо внутри гор. Где еще такое увидишь.

Месторасположение: Иркутская область.
Доступность: на поезде, на катере
Сезонность: круглогодично, но не проводят в ноябре, декабре и апреле.
Рейтинг Bearna: 5 из 5

Интересные туры от туроператоров. Реклама. ООО «Большая Страна». ИНН 5908078160. Актуальные промокоды на Яндекс Путешествия.

💖Подписывайтесь на канал, у нас много интересного о путешествиях.

Понравилась статья? Поделись мнением 👍👍👍