Материал от приглашенного автора
В XVIII веке в Казанской губернии давались театральные представления. В XIXвеке при антрепризе П.Медведева функционировала группа балетных артистов, которая выступала в танцевальных сценах в оперных спектаклях, и демонстрировала казанскому зрителю балетные спектакли и отрывки из крупных произведений. В начале 20 века хореографическое искусство начинает развиваться более динамично. В 1910-1920-е годы в Казань на гастроли приезжали артисты и балетные труппы. Афиши пестрели разнообразием жанров, от классического танца до экспериментальной пластики. После закрытия городского театра, казанская балетная труппа была расформирована и ряд артистов покинули город. Оставшиеся в Казани танцовщики – С.Глинская, Н.Леонтьева, Ю.Муко, З.Чарушина давали концерты на эстраде. Ю.Муко начал сотрудничать с Татарским государственным драматическим театром - ставил танцевальные номера в драматических спектаклях. В эти же год появляется «музыкально-драматическая пьеса» - спектакль, объединивший национальную пьесу и музыку. Юлий Адольфович Муко осуществлял постановку хореографических сцен в спектаклях «Тагир и Зухра» Ф. Бурнаша, «Галиябану» М.Файзи и ряде других постановок. В спектаклях «Голубая шаль», «Жаворонок», «Соколы», «Наемщик», «На Кандре», «Галиябану» танцевальную часть спектакля ставил Г.Тагиров, выпускник Казанского театрального техникума и хореографической студии. Гай Хаджиевич Тагиров стремился на сцене воплотить национальный колорит татарских народных танцев, а хореографический текст органично вплести в ткань спектакля.
В 1920-1950-е годы в союзных и автономных национальных республиках активно создавались балетные труппы. Коллективы перенимали репертуар ведущих балетных трупп – Большого театра и театра им. Кирова. Параллельно осуществляли поиски форм национального балетного спектакля, в котором либретто опиралось на легенды, сказки, мифы.
В 1939 году в Казани открылся Татарский государственный оперный театр. Руководителем балетной труппы был назначен Гай Хаджиевич Тагиров, который продолжил на балетной сцене работу и поиски, начатые хореографами еще на драматической сцене. Адаптировав народный танец к профессиональной сцене, в 1945 году осуществил совместно с Л.Жуковым постановку первого татарского балета «Шурале» Ф.Яруллина.
Размышляя о балете «Шурале», необходимо обратить внимание на ряд архивных документов (Государственный архив РТ), относящихся к 1930-1940 годам. До появления первого балета, опирающегося на татарский фольклор, до появления первого национального балета, администрация Татарского государственного оперного театра рассматривала ряд потенциальных сюжетов. К 1939 году относятся сведения о том, что балетмейстер театра Г.Тагиров написал либретто балета «Хаджи женится», и получил гонорар в размере 4000 тысячи рублей. В этом же году состоялось прослушивание музыки Ф.Яруллина – концертмейстеры Татарского государственного оперного театра Э.Шнеерсон и Е.Домбаева«провели серьезную подготовительную работу для наилучшего показа на общественном просмотре первого татарского балета “Шурале”», за что получили благодарность от дирекции и художественного руководства театра.
Следующий документ, датируемый 10 мая 1939 года содержт информацию, о решении творческой группы в лице Г.Литинского, Ф.Яруллина и А.Файзи приступить к созданию балета “Шурале” по мотивам произведений Тукая. И так как прослушивание отрывков сочинений Яруллина вызвали положительные отклики, руководство театра выразило надежду, что балет станет значимым и ярким событием. Тем не мение решение ставить именно балет “Шурале” не было окончательным.
В 1940 году 11 декабря состоялось заседение творческой комиссии, где проходило обсуждение балета «Тагир и Зюгра». Присутствовали балетмейстеры (главный балетмейстер декады П.Гусев, В.Варковицкий, Г.Тагиров) дирижеры, композиторы, педагоги (С.Бергольц, С.Ходес, Г.Литинский, Н.Жиганов, А.Ключарев, Д.Садрижиганов) , художественное руководство театра, заместитель начальника Управления по делам искусств при СНК ТАССР Р.Ишмуратов, писатели А.Файзи, Н.Исанбет, представители научно-исследовательского института (В).Хазиев, (?)Яфаров, (?)Залялетдинов.
Сюжет для будущего первого татарского балета выбирался скрупулезно и тщательно. Было запланировано продемонстрировать первый национальный балет во время Декады татарского искусства и литературы в Москве, которая была запланирована на август 1941 года. К литературному источнику существовал ряд требований, которые прозвучали на заседании. Он должен был отражать культуру татарского народа, быть «типичным для татарского фольклора», а череда событий произведения – позволить хореографу воплотить спектакль по законам балетной сцены.
После окончательного утверждения постановки балета «Шурале» началась активная работа – в августе 1941 года спектакль должен был предстать перед столичной публикой. К рабочей группе присоединились профессионалы из Москвы и Ленинграда. Для постановки балета в Казань пригласили ленинградского хореографа Л. Якобсона, который корректирует либретто А.Файзи. Казанская балетная труппа, состоявшая из 25 штатных единиц, была доукомплектована: для исполнения главных партий из Ленинграда пригласили солистов Н. Балтачееву и А. Кумысникова. Из Москвы в Казань прибыл хореографический коллектив «Остров танца» под руководством А. Шатина. Премьера балета в 1941 году не состоялась – началась Великая Отечественная война.
Петрова Л.Р.