Найти в Дзене

Ч.7. В поисках сюжета (из истории создания первого татарского балетного спектакля).

Материал от приглашенного автора В XVIII веке в Казанской губернии давались театральные представления. В XIXвеке при антрепризе П.Медведева функционировала группа балетных артистов, которая выступала в танцевальных сценах в оперных спектаклях, и демонстрировала казанскому зрителю балетные спектакли и отрывки из крупных произведений. В начале 20 века хореографическое искусство начинает развиваться более динамично. В 1910-1920-е годы в Казань на гастроли приезжали артисты и балетные труппы. Афиши пестрели разнообразием жанров, от классического танца до экспериментальной пластики. После закрытия городского театра, казанская балетная труппа была расформирована и ряд артистов покинули город. Оставшиеся в Казани танцовщики – С.Глинская, Н.Леонтьева, Ю.Муко, З.Чарушина давали концерты на эстраде. Ю.Муко начал сотрудничать с Татарским государственным драматическим театром - ставил танцевальные номера в драматических спектаклях. В эти же год появляется «музыкально-драматическая пьеса» - спектак

Материал от приглашенного автора

В XVIII веке в Казанской губернии давались театральные представления. В XIXвеке при антрепризе П.Медведева функционировала группа балетных артистов, которая выступала в танцевальных сценах в оперных спектаклях, и демонстрировала казанскому зрителю балетные спектакли и отрывки из крупных произведений. В начале 20 века хореографическое искусство начинает развиваться более динамично. В 1910-1920-е годы в Казань на гастроли приезжали артисты и балетные труппы. Афиши пестрели разнообразием жанров, от классического танца до экспериментальной пластики. После закрытия городского театра, казанская балетная труппа была расформирована и ряд артистов покинули город. Оставшиеся в Казани танцовщики – С.Глинская, Н.Леонтьева, Ю.Муко, З.Чарушина давали концерты на эстраде. Ю.Муко начал сотрудничать с Татарским государственным драматическим театром - ставил танцевальные номера в драматических спектаклях. В эти же год появляется «музыкально-драматическая пьеса» - спектакль, объединивший национальную пьесу и музыку. Юлий Адольфович Муко осуществлял постановку хореографических сцен в спектаклях «Тагир и Зухра» Ф. Бурнаша, «Галиябану» М.Файзи и ряде других постановок. В спектаклях «Голубая шаль», «Жаворонок», «Соколы», «Наемщик», «На Кандре», «Галиябану» танцевальную часть спектакля ставил Г.Тагиров, выпускник Казанского театрального техникума и хореографической студии. Гай Хаджиевич Тагиров стремился на сцене воплотить национальный колорит татарских народных танцев, а хореографический текст органично вплести в ткань спектакля.

"Шурале" Ф. Яруллина. Постановщики Г. Тагиров, Л. Жуков. 1945 г. Из фонда письменного наследия Мирасханэ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова
"Шурале" Ф. Яруллина. Постановщики Г. Тагиров, Л. Жуков. 1945 г. Из фонда письменного наследия Мирасханэ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова

В 1920-1950-е годы в союзных и автономных национальных республиках активно создавались балетные труппы. Коллективы перенимали репертуар ведущих балетных трупп – Большого театра и театра им. Кирова. Параллельно осуществляли поиски форм национального балетного спектакля, в котором либретто опиралось на легенды, сказки, мифы.

В 1939 году в Казани открылся Татарский государственный оперный театр. Руководителем балетной труппы был назначен Гай Хаджиевич Тагиров, который продолжил на балетной сцене работу и поиски, начатые хореографами еще на драматической сцене. Адаптировав народный танец к профессиональной сцене, в 1945 году осуществил совместно с Л.Жуковым постановку первого татарского балета «Шурале» Ф.Яруллина.

Размышляя о балете «Шурале», необходимо обратить внимание на ряд архивных документов (Государственный архив РТ), относящихся к 1930-1940 годам. До появления первого балета, опирающегося на татарский фольклор, до появления первого национального балета, администрация Татарского государственного оперного театра рассматривала ряд потенциальных сюжетов. К 1939 году относятся сведения о том, что балетмейстер театра Г.Тагиров написал либретто балета «Хаджи женится», и получил гонорар в размере 4000 тысячи рублей. В этом же году состоялось прослушивание музыки Ф.Яруллина – концертмейстеры Татарского государственного оперного театра Э.Шнеерсон и Е.Домбаева«провели серьезную подготовительную работу для наилучшего показа на общественном просмотре первого татарского балета “Шурале”», за что получили благодарность от дирекции и художественного руководства театра.

Следующий документ, датируемый 10 мая 1939 года содержт информацию, о решении творческой группы в лице Г.Литинского, Ф.Яруллина и А.Файзи приступить к созданию балета “Шурале” по мотивам произведений Тукая. И так как прослушивание отрывков сочинений Яруллина вызвали положительные отклики, руководство театра выразило надежду, что балет станет значимым и ярким событием. Тем не мение решение ставить именно балет “Шурале” не было окончательным.

"Шурале" Ф. Яруллина. Постановщики Г. Тагиров, Л. Жуков. 1945 г. Из фонда письменного наследия Мирасханэ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова
"Шурале" Ф. Яруллина. Постановщики Г. Тагиров, Л. Жуков. 1945 г. Из фонда письменного наследия Мирасханэ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова

В 1940 году 11 декабря состоялось заседение творческой комиссии, где проходило обсуждение балета «Тагир и Зюгра». Присутствовали балетмейстеры (главный балетмейстер декады П.Гусев, В.Варковицкий, Г.Тагиров) дирижеры, композиторы, педагоги (С.Бергольц, С.Ходес, Г.Литинский, Н.Жиганов, А.Ключарев, Д.Садрижиганов) , художественное руководство театра, заместитель начальника Управления по делам искусств при СНК ТАССР Р.Ишмуратов, писатели А.Файзи, Н.Исанбет, представители научно-исследовательского института (В).Хазиев, (?)Яфаров, (?)Залялетдинов.

Сюжет для будущего первого татарского балета выбирался скрупулезно и тщательно. Было запланировано продемонстрировать первый национальный балет во время Декады татарского искусства и литературы в Москве, которая была запланирована на август 1941 года. К литературному источнику существовал ряд требований, которые прозвучали на заседании. Он должен был отражать культуру татарского народа, быть «типичным для татарского фольклора», а череда событий произведения – позволить хореографу воплотить спектакль по законам балетной сцены.

"Шурале" Ф. Яруллина. Постановщики Г. Тагиров, Л. Жуков. 1945 г. Из фонда письменного наследия Мирасханэ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова
"Шурале" Ф. Яруллина. Постановщики Г. Тагиров, Л. Жуков. 1945 г. Из фонда письменного наследия Мирасханэ ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова

После окончательного утверждения постановки балета «Шурале» началась активная работа – в августе 1941 года спектакль должен был предстать перед столичной публикой. К рабочей группе присоединились профессионалы из Москвы и Ленинграда. Для постановки балета в Казань пригласили ленинградского хореографа Л. Якобсона, который корректирует либретто А.Файзи. Казанская балетная труппа, состоявшая из 25 штатных единиц, была доукомплектована: для исполнения главных партий из Ленинграда пригласили солистов Н. Балтачееву и А. Кумысникова. Из Москвы в Казань прибыл хореографический коллектив «Остров танца» под руководством А. Шатина. Премьера балета в 1941 году не состоялась – началась Великая Отечественная война.

Петрова Л.Р.