Найти в Дзене
Вечерка56

Небесное счастье

Из архива сайта "Вечерка56" Женщины за штурвалом самолета сегодня не редкость. В советские времена из Оренбурга в разные уголки России пассажиры летали на Ан-2 и Ан-24, управляла которыми женщина-летчик Назия Манасыпова. Вторым пилотом, а затем командиром воздушного судна она провела в небе более 12 тысяч часов безаварийного налета и миллионы километров воздушных дорог. Ею были освоены многие типы самолетов: Як-12, Як-18, Ан-2, Ан-24, Ту-134. О первом и последнем полете, о поселившемся в сердце чувстве небесного счастья и вере, что самолеты будут ассоциироваться только с хорошими новостями, Назия Тазыевна рассказала корреспонденту «ВО». Назия Тазыевна родилась в столице восточного Оренбуржья, в городе Орске. Ее детство пришлось на военные годы, сама она из многодетной семьи, была одиннадцатым ребенком в семье. – Семья у нас была простая, при этом большая. Я родилась в Орске, а вот родители переселились туда из Казани. Там же, в Орске, окончила среднюю школу № 19 и после 10-го класса у
Оглавление

Из архива сайта "Вечерка56"

Женщины за штурвалом самолета сегодня не редкость. В советские времена из Оренбурга в разные уголки России пассажиры летали на Ан-2 и Ан-24, управляла которыми женщина-летчик Назия Манасыпова. Вторым пилотом, а затем командиром воздушного судна она провела в небе более 12 тысяч часов безаварийного налета и миллионы километров воздушных дорог. Ею были освоены многие типы самолетов: Як-12, Як-18, Ан-2, Ан-24, Ту-134. О первом и последнем полете, о поселившемся в сердце чувстве небесного счастья и вере, что самолеты будут ассоциироваться только с хорошими новостями, Назия Тазыевна рассказала корреспонденту «ВО».

Грезила полетами

Назия Тазыевна родилась в столице восточного Оренбуржья, в городе Орске. Ее детство пришлось на военные годы, сама она из многодетной семьи, была одиннадцатым ребенком в семье.

– Семья у нас была простая, при этом большая. Я родилась в Орске, а вот родители переселились туда из Казани. Там же, в Орске, окончила среднюю школу № 19 и после 10-го класса устроилась на швейную фабрику швеей-мотористкой. Не скажу, что это была моя мечта, но надо было зарабатывать, да и хотелось красиво приодеться, – рассказывает Назия Манасыпова.

У многих людей судьбу решает случай, такое событие в жизни нашей героини стало определяющим на всю ее последующую жизнь. Однажды у фабричной проходной она увидела объявление, приглашающее заниматься парашютным и планерным спортом. Назия решила испытать свои силы в планерном спорте, тем более что там нужно было прыгать с парашютом.

– Меня всегда тянуло к активным занятиям, где требовалось много энергии, а прыгать с парашютом как раз отвечало моим желаниям. В итоге пришла в аэроклуб, там меня встретил инструктор, он был летчиком-планеристом. И он мне говорит: «Девушка, а почему вы хотите только прыгать с парашютом, а давайте учиться летать». Меня его предложение поначалу удивило, ведь я думала, что девушкам летать на самолетах разрешалось только во время войны. Что касается прыжков с парашютом, то инструктор сказал, что они будут в любом случае, ведь планеристам обязательно надо было их выполнять раз в год. Получилось. Но было нелегко. «Полеты каждый день, работали в две смены. Вставать нужно было в три утра, родители прятали будильник. Засыпала на кожаном диване. Просыпалась от холода и спешила на полеты. В выходные помогала родителям по дому, чтобы они не ругались», – вспоминает Назия Тазыевна.

По словам нашей героини, из 15 девушек к концу обучения остались только три. Летом 1960 года состоялся ее первый самостоятельный полет на планере, который запомнился на всю жизнь.

– Но знакомство с высотой началось раньше, когда я прыгала с парашютом более двух десятков раз. У нас были замечательные инструкторы: Щербаков, Бондарев, Троян. Они оберегали нас на первых порах и запрещали выполнять штопор в зоне. Я всегда летала первой, не желая выглядеть трусихой. Однажды выполнила штопор, и меня хотели отчислить. Но начальник аэроклуба, узнав об этом, сказал: «Отчаянные нам нужны». Хотя я училась на «отлично», высоту освоила не сразу. Однажды, думая, что у меня в запасе 500–600 метров (так показывал высотомер), а их оказалось не более 100–200, на развороте коснулась земли консолью и повредила планер. Меня вновь отстранили от полетов, и я пролила много слез. Но меня, как всегда, поддержал наш техник Смолянинов. На соревнованиях занимала высокие места. Я хотела заниматься только любимым делом, а не отбывать время на фабрике. Вскоре поставила перед собой новую цель: стать инструктором-планеристом. Первые две попытки поступить в Калужское летное училище оказались неудачными: то не подходила по возрасту, то не хватало летных часов, да еще был большой конкурс. Но постепенно накопила опыт и стала общественным инструктором. В 1963 году я все-таки поступила в ЦОЛТШ
(Центральная объединенная летно-техническая школа ДОСААФ СССР, г. Калуга, п. Грабцево. – Прим. авт.). Через два года окончила летную школу с отличием и начала работать в Тамбовском авиаспортклубе. Это был замечательный коллектив – ходили по грибы, ездили на рыбалку, – рассказывает Назия Манасыпова.

-2

Несмотря на то что в Тамбове, по словам Назии Тазыевны, ей нравилось, но судьба распорядилась по-другому. В ее родном городе вскоре освободилось место инструктора, и руководство стало уговаривать вернуться в Орск, тем более им в коллектив требовалась женщина-спортсменка. Определяющим для нее в этом выборе стали, конечно, родители, которым в силу возраста требовались внимание и забота.

– Поработала год в Орске, поступила в гидрометеорологический институт. Дома меня встретили тепло, окружили вниманием и заботой. Владимир Павлович Журавель делился опытом и помогал во всем. Однажды, готовясь к посадке на планере Як-12 с 50-метровой фалой, я отцепила ее над стартом и чуть не зацепила гражданский самолет. На соревнованиях мне не повезло: неудачно отцепили, я потеряла высоту и не смогла стартовать. Но я все равно нашла поток, поднялась на 1 500 метров и выполнила все упражнения, хотя мне приказали садиться. К сожалению, планерное звено решили сократить, и мне пришлось перейти в гражданскую авиацию, не успев получить звание мастера спорта, – говорит Назия Тазыевна.

Гражданская авиация

-3

Стремление осваивать новую технику привело нашу героиню в Оренбург. Сначала она летала вторым пилотом на Ан-2, затем стала командиром. Освоив Ан-24, Назия Манасыпова стала первой женщиной-пилотом транспортной авиации в Оренбуржье. Но вот дальше пробиться по службе и стать командиром самолета для нее было непростым делом. Всему виной были стереотипы и установки того времени, которые были распространены в гражданской авиации.

– Пилотирование сложной техники требует высокого уровня профессионализма, и я стремилась поддерживать это качество наравне с коллегами-мужчинами. Один за другим они получали звание командиров, что побудило меня поступить на заочное обучение в Академию гражданской авиации. Моя цель была стать командиром воздушного судна Ан-24. Подготовка заняла много времени. Необходимо было полностью увериться в своих возможностях. В 1981 году я стала командиром самолета Ан-24. На протяжении многих лет летала вместе со вторым пилотом Леонидом Морозовым, пока он не перешел на летную работу на Украину. Однажды я прилетела в Арабские Эмираты. Гуляя по Дубаю, где температура достигала +50 градусов, услышала крик по-русски: «Назиля!» Обернувшись, увидела Леонида Морозова, который спешил ко мне. Такие встречи всегда радостные! После окончания академии я получила диплом инженера-пилота и сдала на первый класс, – отмечает Назия Тазыевна.

Получив признание в профессиональной сфере, наша героиня стала активным общественным деятелем. Она четыре раза избиралась депутатом Оренбургского городского Совета народных депутатов, возглавляла депутатскую группу в авиапредприятии. Всего авиации она посвятила 28 лет. В канун 60-летия «Аэрофлота» Назия Манасыпова была награждена медалью «За трудовую доблесть».

– После завершения летной карьеры семь лет работала диспетчером старта. Моя работа всегда мне нравилась, спешила на нее всегда с большим удовольствием. В Международный день пожилых людей хотела бы пожелать оренбуржцам никогда не унывать, стараться сохранять активность и быть всегда в позитивном настроении и обязательно мечтать, – поздравила в заключение Назия Тазыевна.

Найти человека с такой насыщенной и непростой биографией, которая стала результатом упорства и целеустремленности, – задача не из легких. Эта неунывающая, энергичная женщина – человек исключительный. На ее пути было много испытаний, которые под силу преодолеть только человеку с сильным характером и железной волей.

Автор: Константин Копылов

Фото: Александра Чердинцева и из личного архива Манасыповой Т. Н.

12+