Найти в Дзене
Новости наших

Ученик стал бойцом: Зачем Як-130 получает новое оружие и радар

Оглавление

Его называли «летающей партой» для российских летчиков. Но война изменила правила, и теперь учебный Як-130 получает зубы. Новейшая РЛС, ракеты класса «воздух-воздух» и «умные» бомбы превращают его в грозного бойца, идеально подходящего для реалий современного поля боя, где главную угрозу часто представляют не сверхзвуковые истребители, а рои дешевых беспилотников.

Ростех официально объявил о создании первого опытного образца Як-130М. Идет сборка еще двух машин. Главное — апгрейд направлен именно на усиление боевого потенциала, а не учебного.

Як-130М. Фото: Ростех
Як-130М. Фото: Ростех

Что получит «прокачанный» Як-130М?

  • «Умные глаза»: Новейшая радиолокационная станция БРЛС-130Р с активной фазированной решеткой (АФАР). Это значит, что самолет будет видеть противника дальше и четче.
  • Остроконечное зрение: Оптико-лазерная система СОЛТ-130К для обнаружения и подсветки наземных целей.
  • Стальные когти: Возможность применять высокоточное оружие «воздух-поверхность» и ракеты «воздух-воздух».

Фактически, это уже не просто учебный самолет, а легкий многоцелевой боевой комплекс.

Для сравнения инфографика Як-130
Для сравнения инфографика Як-130

Зачем это нужно?

Как пояснил генерал-майор Владимир Попов, война меняется. Дорогие истребители вроде Су-35 не всегда эффективны против массовых дронов — соотношение затрат и результата не в их пользу.

Як-130М идеально вписывается в эту новую реальность:

  • Охотник на дроны: Может эффективно бороться с беспилотниками.
  • Убийца «москитной авиации»: Способен противостоять легким штурмовикам.
  • Дешевый штурмовик: Обходится бюджету значительно дешевле, чем тяжелые машины.
-3

Это тренд?

Безусловно. Мир возвращается к концепции простых и дешевых ударных самолетов. Бразильский Super Tucano, украинские вооруженные Як-52 — всё это ответ на одни и те же вызовы.

Як-130М — наш, российский, причем уже готовый и опробованный ответ. У него есть уникальное преимущество: он остается великолепной «летающей партой». Это два в одном: учить пилотов на той же машине, на которой они потом будут воевать, — мечта любого командования.

Пока новая машина в первую очередь ориентирована на экспорт. Но, как считают эксперты, с таким потенциалом ей наверняка заинтересуются и отечественные ВКС.

А как вы думаете, за легкими и дешевыми штурмовиками вроде Як-130М — будущее борьбы с дронами, или эту задачу все же лучше доверять специализированным системам ПВО?