Найти в Дзене

Постановка "Вика" в Семейном театре "Лапша"

29 сентября 2025 года в славном городе Новокузнецке в Семейном театре "Лапша" состоялась премьера спектакля по моей пьесе. Я не знаю, сколько ещё раз спектакль покажут, людям "культура и искусств" во все времена было непросто. Но сам факт постановки, да ещё именно 29 сентября тронул меня до слёз.

Я очень благодарна актёру Новокузнецкого театра драмы Евгению Лапшину. Именно он организовал молодёжно-подростковый театр и является его худруком.

Евгений Лапшин, актёр, режиссёр, фото -- соцсети Евгения, открытый источник
Евгений Лапшин, актёр, режиссёр, фото -- соцсети Евгения, открытый источник

Пьеса написана очень давно, в 2008 году. Меньше всего здесь на дзене хочется писать о причинах написания. Тогда я поступила в Литинститут на ВЛК и на первое обсуждение на семинаре прозы представила этот монолог. На обсуждение тогда пришли люди и не из нашей группы, я удивилась, что много людей. Но по большому счёту почти ничего дельного не сказали. Да и автор сам должен расти и до всего доходить своей головой. Но обсуждение было интересное.

Был такой конкурс "Свободный театр", и я на следующий год, разбив монолог на сцены, отправила пьесу в номинацию" экспериментальный текст для театра". В лонг не вошла, но удостоилась в обзоре маленькой рецензии в три строчки от ныне покойного Дайниса Гринвалдса, председателя жюри. Видно, что-то в тексте его зацепило.

Потом я выложила текст в сеть и в 2010 случайно узнала, мне кинули ссылку, что в Перми на фестивале "Большая перемена" пьесу прочитали и, вроде бы, мне сказали, что критиковали.

Когда мне весной написал Евгений, я была так тронута. Стала гуглить сеть. Оказалось, что этот монолог ставят для конкурса, например этой весной в ДК Мамоново:

Елизавета Чубарь, источник - соцсети ДК Мамоново
Елизавета Чубарь, источник - соцсети ДК Мамоново

А, например, Молодёжный ресурсный центр Владивосток изменил название на "Мама, я уже взрослая", получил поддержку и возил два года интерактивный спектакль на основе моей пьесы по школам, колледжам, вузам.

Я думаю, что ещё были постановки - как-то Евгений же нашёл этот текст, а может просто нашёл в сети, не знаю.

Почему я так благодарна Евгению? Потому что он мне написал и сообщил о своих планах - это очень важно для меня. На этот сюжет я писала и пьесу "Музо-Изо" в 2008, её сразу поставили в Татарстане и привезли на конкурс любительских театров, и вошли в финал из ста показанных спектаклей, в финале современная пьеса была только моя, остальные - классика драматургии. Но я узнала об этом только потому что в сети на сайте Минкульта Татарстана написали финалистов...

А Евгений сообщил. Я перечитала текст и выправила его. Там конечно был кошмар в первоначальном варианте, да и кое-что устарело. Но не устарело главное - отношения в среде подростков и сама драматическая ситуация. Непроходящие темы почти во все времена одинаковые. Это тема дружбы, любви, и компашек, которые так нужны большинству молодых людей даже сейчас, в период обособления, ухода в онлайн и так далее. Желание дружбы и общения у детей, подростков и молодых людей будет всегда. Да даже взрослые страдают от одиночества и ничего не могут с этим поделать. Когда в семье схлёстываются сильные характеры и никто не уступает, подросток прячется в компании своих сверстников и друзей, а иногда "друзей", не подозревая, что в критической ситуации его могут все бросить, сбежать, подставить, обмануть... В молодости все дружат, с возрастом люди, бывшие лучшие друзья, наученные горьким жизненным опытом, предательством, ложью и потерями часто при встрече делают вид, что не знают друг друга. Подростку не объяснить, что иногда лучше посидеть дома со злобными родителями и поделать уроки, чтобы не попасть в передрягу. Всегда будет выбор в пользу компании и общения.

Подростковая среда всегда была жёсткой. В ней побеждают сильные в моральном плане. Человек с тонкой душевной организацией, тактичный и ранимый как правило будет бит (не в прямом смысле), повержен, а иногда и уничтожен...

Я поймала себя на мысли, когда правила текст, что пишу о своём опыте, о своём детстве. По сути ничего не меняется в отношениях между людьми. Время влияет конечно, меняются атрибуты. Но коллизии не меняются. Мне дочь сказала, что все подростки сейчас в депрессии и любят понуарнее. Ну и хорошо, потому что с елеем и добротой в моих текстах всегда туго. И на это есть причины: чтобы там ни говорили на государственном уровне, жизнь простых людей, служащих, наёмных работников, остаётся сложной. Люди обложены кредитами, люди не могут ничего себе позволить и в то же время скрывают это, потому что у всех же вокруг "успешный успех". Бедный человек чувствует себя изгоем, не понимая, что большинство просто хорохорятся и пускают пыль в глаза... Но это я отвлеклась.

Весной Евгений показал эскиз. Над эскизом работали долго... На сайте "НК" появилась статья драматурга, критика и журналиста Инны Ким про театр и режиссёра. Там есть и про эскиз Евгения:

"Совсем другим получился эскиз «Вика» по довольно жёсткой пьесе Рахиль Гуревич. Однако это, скорее, заслуга режиссёра и дописавшей финал Евгении Евдокимовой. Благодаря им, опять же рандомная история из жизни подростков превратилась в полноценное сценическое произведение с развязкой-катарсисом и аркой главной героини. То, что доктор Чехов прописал!

Вообще «Вика» – практически готовый спектакль. Собственно, не хватает только репетиционных «подгонок», – и всё будет просто отлично. Уже сейчас у «Вики» замечательные рисунок и язык. Постановка вышла очень графичной и очень метафоричной. Можно сказать, что режиссёр изъясняется исключительно метафорами! Например, Викин школьный рюкзак трансформируется в одной из сцен в подростка Вику, которую бьёт мать, а в другой – в Викино тело, разорванное на куски электричкой (девочка идёт и медленно роняет на пол один рюкзак за другим, так что становится жутко). И таких ясно читаемых образов у Евгения Лапшина великое множество.

Отлично придумана и сценография спектакля, хотя предметов на сцене – раз-два и обчёлся. Однако их – стульев и ленты, какими обычно огораживают место трагедии, – хватает с избытком, чтобы красноречиво показать не только действие, но и чувства героев (зачастую противоречивые). Ну а с помощью стука колёс и трансовой музыки, света (Александр Истьяров) и видеопроекции (Алексей Фомяков) пространство окончательно оживает.

А какие получились герои – закачаешься! Пронзительные, живые – особенно девочки: красотка Вика (Алиса Дьякова), мажорка Марго (Настя Морозова), никому не нужная Катя. И хотя всех подростков, – в том числе Графа (Семён Боровиков), в которого счастливо влюблена Вика и несчастливо Марго, и Ботана (Никита Звягинцев), который нравится Кате, а спит с Марго, – объединяет неприкаянность, они очень разные. И это отлично читается в эскизе.

Вообще режиссёр превратил монопьесу в довольно тесно населённую постановку – и не прогадал. Во-первых, главная рассказчица и участница у него раздваивается на юную Катю из прошлого (Вика Евдокимова) и взрослую Катю из настоящего (Евгения Евдокимова), которая, собственно, и рассказывает, в общем-то, незамысловатую и тем более страшную историю про трёх подружек, одна из которых (Вика) по-дурацки погибла в 15 лет, а другая (Катя) винит в этом себя. И такой ход очень логичен – сам драматургический материал этого просит.

Впрочем, раздвоение героини – не единственное в постановке Лапшина. Так, в «Вике» есть персонажи, которые «распятиряются» и даже «раздесятиряются», если не «распятнадцатиряются». Таковы Проводницы (Елена Перкова, Александра Сабитова, Наталья Трипольская, Татьяна Зажитько, Элина Дьякова) – это некие ирреальные по своей природе существа в одинаковой одежде и с двуединым гримом, которые ведут зрителей
по страшноватому своей обыденностью миру трёх подружек, то выступая двойниками Вики и Кати, то играя роль Викиной мамы и школьной учительницы.

Остаётся только пожелать «Вике» хорошей сценической жизни! Браво, ребята! Браво, режиссёр!

Фото с эскиза прислал мне Евгений в личку, но они были и в группе вк Семейного театра "Лапша":

-3
-4
-5

И вот 29 сентября прошла Премьера.

Инна Ким снова написала статью. Я очень благодарна Инне за такую подробную и вдумчивую критику, вот выдержки из статьи:

"Семейный театр «Лапша» открыл новый сезон премьерой, которая не оставляет равнодушными. От сцены, где идёт спектакль «Вика», так и веет неотвратимостью судьбы. Кажется, атмосфера до предела сгущена с самых первых минут, но напряжение всё больше нарастает. Тебя изматывает тягостное предчувствие: вот-вот что-то резко оборвётся. Может, печальная мелодия, а может, чья-то только-только начинающаяся жизнь.

-6

В новой постановке режиссёра Евгения Лапшина пугает всё: цветовое решение – оно сплошь бордово-чёрное, как внутренний ад, вновь и вновь переживаемый героиней-рассказчицей; явственно инфернальные, отсылающие куда-то в непостижимую бездну музыкальные темы; сама жёсткая и даже жестокая история, написанная Рахиль Гуревич явно на основе какого-то сильного личного переживания.

В «Вике» играют совсем юные артисты. Но следя за ними, быстро забываешь, и что они юные, и что они артисты, и что они играют. Словно перед тобой, и правда, разворачивается, в общем-то, незамысловатая и тем более страшная реальная история трёх 15-летних подружек.

Таких девчонок ты видела тысячу раз, да и сама, в свои 15 лет, наверняка была на кого-то из них похожа. Может, на неуверенную в себе Катю, которую мама-одиночка бьёт из-за того, что она растёт, быстро вырастая из одежды. Но девочка на неё не обижается. Исполнительнице этой роли Вике Евдокимовой вообще удалось создать удивительно цельный и яркий образ, вызывающий искреннюю эмпатию. Браво, Вика! (...)

-7

Но не буду спойлерить – лучше посмотрите этот достойный спектакль сами. Следующий показ «Вики» состоится 20 октября в 19:00 в театральном пространстве «Чердака» на Пирогова, 9/1.

Скажу одно: постановка Евгения Лапшина реально завораживает выверенным графически-гипнотическим рисунком и ясным метафоричным языком. Лично я получила большое удовольствие и от первого, и от второго.

А ещё у «Вики» в версии семейного театра «Лапша» – в отличие от пьесы Рахиль Гуревич, – приятный светлый финал, благодаря которому рандомная история из жизни подростков превратилась в полноценное и объёмное сценическое произведение. К слову, историю Кати, тоскующей по Вике, дописала Евгения Евдокимова – мама юной актрисы, исполняющей роль Кати. На сцене она вместе с дочерью – Евгения играет повзрослевшую Катю, которая вместе с Катей-подростком рассказывает, что же произошло в жизни трёх подруг.

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой

Я очень благодарна всем актёрам, осуществившим задумку Евгения Лапшина:

В ролях:

Катя (подросток) - Евдокимова Виктория,

Катя (20 лет спустя) - Евдокимова Евгения,

Марго - Морозова Анастасия,

Вика - Дьякова Алиса,

Граф - Боровиков Семён,

Скопан- Звягинцев Никита,

Проводницы- Дьякова Элина, Перкова Елена, Трипольская Наталья, Зажитько Татьяна, Сабитова Александра.

После премьеры Евгений записал мне звуковое сообщение, хотя моей заслуги не так много. Театр - дело коллективное и театр сейчас режиссёрский.

Почему ещё я пишу эту статью и так рада? Да потому что в среде современной драматургии и драматургов есть, как это сейчас везде, свои тусовки. Они были и 17 лет назад, когда я написала эту пьесу, есть и сейчас. И есть имена, которые на слуху, которые двигают. Если ты не идёшь в ногу и пишешь не то, что хочется тусовке, или не попадаешь во вкусовщину жюристов и отборщиков, твои тексты просто опускаются в пучину интернета. О краже идей я уже не буду тут писать, это все теперь знают.

И то, что Евгений не искал лёгких путей и выбрал пьесу ноунейма, то есть меня, да ещё с еврейским псевдонимом, говорит о самостоятельности режиссёра, который ищет сам, не ориентируясь на итоги драмконкурсов, точнее тех не многих конкурсов, которые ещё продолжают существовать и держатся в основном на энтузиазме в надежде когда-нибудь в будущем получить грант.

Помню на читке моей другой подростковой пьесы, тоже в 2008 году, режиссёр и актёры провалили читку, не отрепетировав вообще (хотя в то время актерам на этом конкурсе ещё за читку платили) и накинулись на обсуждении на меня, выражая своё "фи" и возмущение. Режиссёр, ученица Сергея Соловьёва, сказала мне: "Вот я хожу в музей им Пушкина. Там такие дети сидят рисуют! а у вас что?" В общем напомнило мне непотопляемый образ Агнессы Ивановны из всем известного фильма. Там же мне посоветовали консультироваться с психологом и один режиссёр сказал, что детям нужен экшн и сказочный герой.

Я тогда как раз перешла на семинар Детлита в Литинституте и спросила у мастеров (ещё Роман Семёнович Сеф был жив) насчёт психолога. На что мне мастер ответил: "В советское время была статья, как дети на заброшенном объекте играли в "ромашку". Вот вам и все психологи". И это, заметил мастер, в советское время. Ну разве, закончил он, мы с романом Семёнычем знаем меньше психологов?!

И потом я такое "фи" слышала не раз и на фестивале Детгиза по отношению даже к детским своим рассказам. Одна звезда детлита мне сказала: "Нужно быть добрее к людям". )) А что говорить тогда Всеволоду Гаршину, самому тёмному, на мой взгляд, автору из Золотого Века русской литературы, автору, которого сейчас помнят по "Лягушке-Путешественнице".

Вопрос, нужен ли свет в конце тоннеля в произведении, неоднозначный, вопрос сложный. Хочется всё-таки критического реализма, хоть иногда... Но закончу своё отступление. Статья-то о спектакле.

Я желаю Евгению и его детищу -- театру "Лапша" долгой творческой судьбы и многих-многих премьер! И ещё раз большое спасибо за всё!

-8

Театры
6771 интересуется