Найти в Дзене
Ридус

МиГ-25 в США — исполнилась навязчивая мечта американских военнослужащих

Оглавление
   МиГ-25. © wikipedia.org
МиГ-25. © wikipedia.org

Седьмого октября в Национальном музее Военно-воздушных сил (ВВС) Соединённых Штатов открылась выставка, центральным экспонатом которой стал советский истребитель-перехватчик МиГ-25РБ (обозначение НАТО: Foxbat).

Он обнаружился за пределами авиабазы Аль-Такаддум в Ираке в 2003 году в первые месяцы американской операции «Иракская свобода». Истребитель был засыпан песком, который должен был защитить его от уничтожения силами коалиции США, Великобритании и других стран. Спрятанный самолёт был лишён крыльев.

Этот самолёт стал первым попавшим в американский музей МиГ-25. Боевая машина будет выставляться с 7 октября в течение 6 месяцев. После выставки истребитель будет полностью отреставрирован и займёт почётное место в постоянной экспозиции.

Национальный музей ВВС США является домом для большого количества исторических самолётов, включая знаменитый B-17 «Мемфисская красавица», B-29 «Бокскар», сбросивший атомную бомбу на Нагасаки, оригинальный U-2 Dragon Lady и даже F-117 Nighthawk.

Почему советский истребитель МиГ-25 экспонируется в музее наряду с перечисленными уникальными самолётами?

МиГ-25 как результат гонки вооружений между США и СССР

Прототип создавался как ответ на появление новых американских боевых самолётов. Его задачей стала борьба с американскими сверхзвуковыми бомбардировщиками B-58, перспективным бомбардировщиком XB-70 «Валькирия» и стратегическим сверхзвуковым разведчиком SR-71 «Чёрный дрозд».

   SR-71. © wikipedia.org
SR-71. © wikipedia.org

Первый полёт состоялся 6 марта 1964 года. Обликом Е-155 не напоминал ни один из существовавших в то время истребителей. Разработчики оснастили его плоскими боковыми воздухозаборниками с горизонтальным клином, двухкилевым оперением и тонким трапециевидным крылом малого удлинения.

Государственные испытания истребитель проходил с декабря 1965 года по апрель 1970 года, после чего официально принят на вооружение истребительной авиации войск ПВО СССР в мае 1972 года.

Боевая машина выпускалась в двух основных вариантах:

  • МиГ-25РБ - разведчик-бомбардировщик оперативно-тактической разведки фронтовой авиации ВВС, радиус действия - до 920 километров;
  • МиГ-25П - перехватчик ПВО страны, часть авиационно-ракетного комплекса перехвата воздушных целей - самолётов и крылатых ракет, днём и ночью, в любых метеоусловиях, при организованных помехах противника.

Всего построено более тысячи истребителей. Даже сегодня он остаётся одним из самых быстрых военных самолётов, принятых когда-нибудь на вооружение во всём мире.

Рекорды, рекорды, рекорды

Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на опытных самолётах МиГ-25 в период с 1965 по 1978 год установлено 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных. Часть из этих рекордов не побита до сих пор. МиГ-25 стоял на вооружении более чем 20 стран.

Лётчик-испытатель Александр Федотов 16 марта 1965 года достиг средней скорости 2319,12 километра в час на дистанции 1000 километров. Пятого октября 1967 года набрал в среднем 2981,5 километр в час на дистанции 500 километров по замкнутому кругу.

Борис Орлов 4 июня 1973 года поднялся на высоту 20 000 метров за 2 минуты 49,8 секунды.

Пётр Остапенко в тот же день достиг 25 000 метров за 3 минуты 12,6 секунды и 30 000 метров за 4 минуты 3,86 секунды.

Александр Федотов 21 августа 1977 года поднял машину на 37 650 метров, установив абсолютный мировой рекорд высоты полёта для самолётов с реактивными двигателями.

За проведение государственных испытаний МиГ-25 звания Героя Советского Союза удостоены заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Микоян, ведущие лётчики по теме Александр Бежевец и Вадим Петров.

Не падает тот, кто не летает

Испытания МиГ-25 принесли не только рекорды, но и аварии с катастрофами.

Тридцатого октября 1967 года лётчик-испытатель Игорь Лесников должен был установить очередной рекорд скороподъёмности. После взлёта Лесников начал резко набирать высоту, при этом превысив допустимую скорость. Самолёт стал крениться влево и перешёл в пикирование. Лесников пытался исправить ситуацию, отклоняя ручку управления вправо, но из-за реверса элеронов МиГ-25 ещё больше кренился влево. Лесников катапультировался, но высота была очень маленькой, поэтому лётчик погиб от удара о землю.

Двадцать шестого апреля 1969 года в катастрофе МиГ-25 погиб командующий авиацией ПВО генерал Анатолий Леонидович Кадомцев. Причина катастрофы - отказ левого двигателя из-за отрыва лопатки турбины. Последующая за этим сильная вибрация сорвала коробку агрегатов двигателя и порвала гидравлические коммуникации. Работающий правый двигатель поджёг керосин в подкапотном пространстве.

Четвёртого октября 1973 года в испытательном полёте самолёт начал резко крениться. Лётчик-испытатель Олег Гудков передал на землю информацию о проблеме. Самолёт упал на корпус текстильной фабрики города Раменское, лётчик погиб. Расследование показало, что из-за недостаточной мощности гидроусилителей при определённых условиях полёта одна половина стабилизатора отрабатывала штатно, а второй не хватало усилий. При этом возникало угловое рассогласование по отклонению, неминуемо приводившее к крутке самолёта.

Тридцатого июня 1973 года на аэродроме Кубинка во время репетиции показа новой авиатехники при выполнении полёта парой на малой высоте (100 метров) и скорости около 1000 километров в час пилотируемый летчиком Майстренко МиГ-25 по команде руководителя полётов вошёл в неконтролируемое вращение с угловой скоростью 540 градусов в секунду и врезался в землю.

Тем не менее аварии и катастрофы не привели к остановке строительства истребителей МиГ-25. Выпущено 1290 машин разных модификаций.

Предатель и в США предатель

Шестого сентября 1976 года самолёт МиГ-25 угнан лётчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию, город Хакодате. Американцы быстро пригнали в японский аэропорт грузовой самолёт «Галакси» и перевезли МиГ-25 на свою базу в Японии для изучения. Осматривали довольно долго и очень внимательно.

Включали станцию, запускали двигатели, облетали своими самолётами - мерили сверху спектр теплового излучения. Не без помощи Беленко они разобрались практически во всём. Взяли пробы стекла и металла. Часть аппаратуры при попытках включения вывели из строя.

Интересна оценка самолета и его систем японской и американской прессой по горячим следам данного события. К недостаткам они отнесли старую элементную базу электроники.

Что позитивное содержалось в отзывах конкурентов? Американцы и японцы утверждали, что идеологически и функционально реализованные с помощью слабой электронной базы задачи технически решены на высочайшем уровне. Автопилот, автоматический режим самонаведения, взаимодействие с наземными системами управления - в общем, вся логика грамотная.

Что же касается гражданина Беленко, то Военной коллегией Верховного суда СССР он заочно осуждён по статье 64 УК РСФСР («Измена Родине») и приговорён к высшей мере наказания - расстрелу. Карающая рука российского правосудия не настигла его в Америке. Преступник умер в 2023 году одиноким и всеми презираемым предателем.

В грозовом небе

МиГ-25 активно участвовал в военных конфликтах разного рода.

В Египте в ходе войны на истощение два МиГ-25Р и два МиГ-25РБ проходили испытания, совершая разведывательные полёты с 10 октября 1971 года по март 1972 года над оккупированным Израилем Синайским полуостровом.

   МиГ-25РБ. © wikipedia.org
МиГ-25РБ. © wikipedia.org

Израильские истребители F-4 и Mirage III несколько раз совершали вылеты на перехват МиГ-25. Ни в одном случае выпущенные ракеты не попали в цель. Использование израильтянами ЗРК HAWK оказалось бесполезным.

Советские МиГ-25 принимали участие в войне в Сирии. Тринадцатого февраля 1981 года на перехват двух израильских разведчиков RF-4C взлетел сирийский МиГ-25. На встречном сближении с дистанции 25 километров пилотируемый израильтянином Бенни Зинкером F-15 запустил ракету из нижней полусферы и сбил МиГ-25. Так произошла первая в истории воздушных боёв встречная ракетная атака и гибель советского самолёта.

В другом бою сирийский МиГ-25 захватил израильский самолёт, произвел пуск ракеты за 25 километров и сбил его. Израильский лётчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сиденье.

На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» - F/A-18, сбитый в первую ночь войны в 1990 году.

МиГ-25 участвовали и в ирано-иракской войне. Советские самолёты с советскими лётчиками совершали разведывательные полеты над Израилем, Турцией и Ираном. Причём последний после полётов потребовал от США продать ему перехватчики F-14, появление которых и положило конец советским разведывательным полётам.

Жизнь продолжается

На базе МиГ-25 в 1970-х годах разработан МиГ-31 (по классификации НАТО: Foxhound) - советский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия.

Он стал первым советским боевым самолётом четвёртого поколения. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 километров.

МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но с экипажем из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим. Прототип МиГ-31 совершил первый полёт 16 сентября 1975 года. За его штурвалом находился лётчик-испытатель Александр Федотов.

В середине марта 2022 года в ходе СВО на Украине российские военнослужащие применили ракету «Кинжал» по складу боеприпасов на западе Украины, что стало первым боевым применением данного комплекса. «Кинжал» является аэробаллистической ракетой, развивает скорость в 10 Махов (12 240 километров в час) и имеет дальность в 2000 километров. Ракете придана малая радиолокационная заметность и способность маневрировать на заключительном этапе траектории. Гиперзвуковые ракеты 9-С-7760 комплекса способны поражать стационарные объекты и надводные корабли: авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты.

К лету 2025 года Россия модернизировала систему наведения баллистических ракет «Искандер» и «Кинжал», что позволило им на конечном участке траектории осуществлять быстрый манёвр, а затем круто пикировать на цель. Это значительно усложнило перехват ракет зенитным комплексом Patriot - единственным имеющимся в распоряжении украинских военнослужащих ракетным комплексом, способным поражать такие ракеты. В результате уровень перехвата запускаемых по Украине российских баллистических ракет снизился до 6% в сентябре 2025 года.