Сегодня я напишу о фильме «Последняя жизнь во вселенной» («Ruang rak noi nid mahasan», 2003, Таиланд, Япония, Нидерланды, драма, мелодрама, режиссёр Пен-Ек Ратанаруанг).
Главный герой фильма – мужчина по имени Кэндзи (Таданобу Асано), переехавший из Японии в Бангкок, столицу Таиланда. Он почти не учит тайский язык, при необходимости объясняется на английском. Кэндзи работает в библиотеке, дома тоже постоянно читает книги и внешне ассоциируется с типажом «ботаник», но на самом деле у него криминальное прошлое (он якудза), и он умеет постоять за себя. Герой помешан на аккуратности, у него дома всё в идеальном порядке и подписано, где что лежит.
Даже в туалете на работе Кэндзи вытирает капли воды с поверхности раковины и кладёт новый кусок мыла. Когда он оказывается в доме девушки, у которой ужасный бардак, то перемывает всю посуду, покупает тряпки, швабры, приводит в порядок все комнаты и раскладывает вещи по местам. Когда герой расправляется с мужчиной, убившим его брата, то создаётся впечатление, что его больше всего заботит то, что его квартира испачкана крoвью, и надо всё отмыть.
Кэндзи всё время думает о самоубийстве. На протяжении фильма он несколько раз хотел покончить с собой разными способами (повеситься, перерезать вены, утопиться, застрелиться), но каждый раз происходит что-то, отвлекающее его в самый последний момент. Например, однажды Кэндзи передумал прыгать с моста, став свидетелем смерти девушки на том же мосту. Именно после этого случая начинается его общение с Ной, сестрой погибшей девушки. Он прожил у Ной несколько дней до её отъезда в Японию. Ной – тайка, но учит японский и хочет работать в Японии. Да, именно у неё дома сильный беспорядок.
Если коротко, то фильм о том, как встретились два одиноких человека со сходными проблемами: он недавно потерял брата, а она сестру, но их общение складывается непросто.
Примечания, мысли вслух и факты о фильме:
- Фильм содержит элементы сюрреализма и интересно снят с точки зрения операторской работы. Например, уборка героя в доме Ной показана через сцены, когда вокруг героини летают вещи, а книги сами залетают на полки. А потом уже они вдвоём сидят на диване в идеально чистом доме.
- В фильме много темы ящериц. Они несколько раз показаны в кадрах, а Кэнди носит с собой в сумке любимую книгу про последнюю ящерицу на планете. В одном из эпизодов фильма Кэндзи произносит фразы из этой книги: «Лучше быть в окружении врагов, чем в полном одиночестве» и «Какой смысл жить, если даже не с кем поговорить».
- Само убийство (месть за брата) не показана. Мы видим сцены, предшествующие ему, затем чёрный кадр со звуками выстрелов и потом запачканную квартиру.
- Меня удивило, что Кэндзи подошёл к стационарному телефону, находясь в доме Ной. Мне бы показалось неуместным взять трубку и ответить, находясь в гостях.
- Также мне показалось некрасивым, что Кэнди собирался покончить с собой дома у Ной, и лишь то, что она не вовремя подошла, помешало ему это сделать. А если бы не подошла, то нашла бы дома тpуп, и пришлось бы отвечать на вопросы полицейских.
- В некоторых сценах Ной превращается в свою покойную сестру Нид, это тоже элементы сюрреализма, насколько я поняла.
- В библиотеке, где работает Кэндзи (Таданобу Асано), висит постер к фильму «Ичи-киллер» режиссёра Такаси Миике, в котором этот актёр сыграл одну из главных ролей.
- Эпизодическую роль главаря японских якудза сыграл Такаси Миике, больше известный мне как режиссёр. Сотрудница аэропорта не поверила, когда он сказал, что летит в Бангкок с целью убить одного человека, подумала, что это шутка.
- Брат Кэндзи уже привык, что тот всё время собирается покончить с собой, и не удивляется этому. Зато брат героя удивляется, заехав к нему, как можно жить без телевизора, и говорит, что Кэндзи ненормальный, слишком много читает.
- Фильм начинается со сцены, в которой Кэндзи повесился, но потом он начинает говорить и излагает свои мысли на тему смерти. Он считает, что смерть приносит «упокоение» (слово из фильма).
- Актёр Таданобу Асано за эту роль получил приз «Лучшая мужская роль» в рамках Венецианского кинофестиваля в 2003 году.
- Я по-хорошему завидую людям, которые именно любят убираться, потому что для меня это необходимость, а положительных эмоций я от этого не испытываю. Поэтому у меня никогда не будет такого идеального порядка, как у Кэндзи дома, для этого надо быть именно _помешанным_ на аккуратности. Но и до такого бардака, как у Ной, мне далеко, это другая крайность.
Оценка: 10 из 10.
Я смотрела ещё один фильм этого режиссёра «Шесть девять»: