Одной из главных задач, поставленных Курчатовым в начале атомного проекта, являлось получение металлического урана. Кстати, те же американцы, запустившие первыми в мире атомный реактор 2 декабря 1942г., взяли ориентир на использование его же в качестве ядерного топлива. Курчатов считал необходимым использовать металлический уран, поскольку он лучше поглощал нейтроны, а потому лучше запускалась цепная реакция деления ядер урана. Для создания атомного реактора, а тогда он назывался по аналогии с готовкой пищи на кухне “котёл”, требовался ещё и чистый графит. Хотя графитовая линия и присутствует в сериале “Атом”, она не самая “выдающаяся”. Жизнь сама подарила удачный сюжет в обход всевозможных сложностей науки. Сценаристам очень приглянулся любовный роман между главным разработчиком металлического урана Зинаидой Ершовой и зам.наркома НКВД Авраамием Завенягиным. И это, пожалуй, есть то, чем примечателен сериал. Не было бы романа, если бы Авраамий Петрович по долгу службы не курировал урановую тему. Наши герои выступают под именами Варвары Карповой и Всеволода Замятина. Как я понимаю, внучка Завенягина не дала согласия на использование настоящего имени, ушедшего от Марии З.….
Биография Зинаиды Ершовой и Карпова
В первой серии знакомство героев начинается с конфликтной ситуации, которую сценаристы выдумали, опираясь на типовые представления о сталинских репрессиях, которые, увы, имели место и в жизни радиохимика Ершовой. Тем не менее у Зинаиды Васильевны Ершовой была уникальная судьба, которую интересно рассказать неискушённому “в проделках киноискусства” зрителю. Да, как и у Карповой, у Ершовой был муж - “враг народа”. Её второго мужа, первого прокурора г.Москва Андрея Филиппова, расстреляли в 1938г..
И Карпову, как жену врага, потому якобы выслали в Казахстан. А вот Ершову не тронули, хотя она в 1935-36гг. работала во Франции (как и Карпова), в лаборатории Ирэн Кюри. По словам З.В., её муж сделал всё правильно, жене даже оставили его квартиру на м. Сокол.
А в Казахстан Зинаида попала, выехав в эвакуацию из Москвы в августе 1941. Вы будете удивлены, но многие научные учреждения тогда расформировывали. Поэтому Ершову уволили из Гиредмета при эвакуации по причине сокращения штатов. Оказавшись в Джезгоре, Зинаида пошла в райком партии, и её охотно взяли (с подругой) на работу старшими пропагандистами. Ершова же была не просто образованная, но и член ВКП (б). В партию она вступила после ареста мужа. В эвакуации она готовила доклады для секретаря райкома. А потом радиохимик почему-то оказалась в Свердловске на “мышьяковистом” заводе, - всё же ближе к специальности. Согласно справочникам, в Свердловске в те годы не было завода по производству мышьяка. Возможно, в своём интервью Ершова имела ввиду секретное производство химических снарядов на заводе №612 или попытки получать мышьяк из руд в районе Кировграда. Во всяком случае, в Свердловск и пришла телеграмма - вызов в Москву в феврале 1943г. , который был сделан по настоянию Курчатова. В очерках про Ершову свердловский период зачастую опускают, её отправляют в Москву, как и в сериале, из Казахстана.
Задача получения металлического урана
Свердловский райком (почему райком, не разъясняется) отпускает Зинаиду Васильевну, и она приезжает в Москву, где в Пыжевском переулке весной 1943г. встречается с Курчатовым. В сериале Игорь Васильевич сразу ставит задачу получения металлического урана. На деле было не так. Курчатов на первых порах рассчитывал получить металлический уран из-заграницы, а задачу его быстрого получения поставил перед Радиевым институтом. Ершовой и её вновь создаваемой лаборатории Гиредмет (из 3 человека, включая Ершову) он поручил изготовить карбид урана. Карбид использовался в лаборатории №2 в исследовательских целях. Увы, Радиевый институт не справился с задачей летом 1943г. и тема металлического урана оказалась в Гиредмете. Уже 27 ноября 1943г. Курчатов пишет о получении 300 грамм металлического урана, пригодного для фторирования. Для справки, для получения изотопа урана 235 нужен был шестифтористый уран. Это не совсем та задача, которую формулирует Курчатов в сериале для Карповой - разработать технологию производства чистого (металлического) урана.
В июле 1943г. Курчатов пишет в докладной о том, что есть две рабочие схемы получения лавинной цепной реакции – это блок обычного металлического урана с природным (естественным) количеством изотопа 235 и смесь обогащенного урана (изотопом 235) с водой. Так получилось, что тяжелой воды в СССР было совсем немного, на первое место поэтому выдвигался вариант с металлическим ураном. Его требовалось, по прикидкам, 10-50 тонн, летом 1943г. оценка возросла 100 тонн. Нужно было их только произвести. Во второй серии “Атом” Берия дает задание Замятину во второй половине 1943г., получить слиток металлического урана через полгода. На деле подобное приказание отдавалось много позже.
Когда НКВД занялся атомным проектом
16 мая 1944 г. И. В. Сталин назначил Л. П. Берию заместителем председателя ГКО. А уже 19 мая 1944 года нарком цветной металлургии М. Г. Первухин написал записку на имя И. В. Сталина «О проблеме урана», где предложил для поднятия статуса руководства работами по использованию внутриатомной энергии от имени государства эти функции возложить на Л. П. Берия, - назначить его председателем Уранового Совета. Сталин не сразу принял это предложение. Тем не менее Берия стал председателем Оперативного бюро, в задачи его входил контроль за работой всех наркоматов оборонной промышленности, включая Наркомцвет. Таким образом, атомная тематика попала в его сферу внимания. В результате, Берия и его зам. Завенягин стали глубже вникать в вопросы создания ядерного оружия. Наконец, 3 декабря 1944 г. Сталин подписал распоряжение: «Возложить на т. Берия Л. П. наблюдение за развитием работ по урану».
13 декабря 1944г. за подписью Берия исходит распоряжение ГКО выдать Курчатову для Гиредмета технические условия на химические и металлические свойства металлического монолитного урана предельной чистоты. Чуть ранее - 8 декабря 1944г., согласно распоряжению ГКО №7102сс/ов, на НКВД СССР возлагается организация разведки и добычи урановой руды, а также задача разработки технология производства металлического урана. Вот тогда собственно лаборатория Ершовой и поступила в ведение зам.наркома НКВД Завенягина. Впрочем, она познакомилась с ним, возможно, и раньше. В одном из интервью Ершова так обрисовывает свое сотрудничество с Завенягиным. По контексту деловой разговор с Авраамием Петровичем происходит вокруг 8 декабря 1944г.
Работа Ершовой и Завенягин
Вопрос: “Зинаида Васильевна, как вы металлический уран получали? С самого начала вспомните?” З.В.:“Сначала шла восстановительная плавка тетрафторида урана [для производства металлического урана в слитках]. Когда я начинала работать в Цветмете, приехал туда Завенягин: «Ну, что делать, как же получать [этот металлический уран], кто у тебя есть?» Я говорю, что никого у меня нет. Есть только две женщины — Каменская и Солдатова. Они мне будут помогать. — Ну, ничего. Сейчас разберёмся. Расскажи, что здесь такое. Я стала пояснять, обрисовала возможности, виды процессов. Он слушал, а потом говорит. — У меня есть один профессор в ГСНИ-402, Зимаков. Очень хороший человек и очень хороший специалист.” Любопытно, что в сериале проф.Зимакова превратили в Симакова, который не поставил нужное оборудование (спирали) в лабораторию Карповой в 1943г.. Хорошо, а чем же занималась Ершова в тот 1944-ый год до декабря, если не тем, что показано в кино?
В начале 1944г. в Москву стали поступать чистейшие соли урана с Табошарского рудника Наркомцвет (Таджикистан). 16 марта 1944г. Наркомцвет отчитался Молотову, что на основе методики Гиредмета этого сырья произведено 16 кг металлического урана, качество которого удовлетворило Курчатова. Это был кусковой металлический уран, годный для производства шестифтористого урана. Но уже 25 октября 1944г. Курчатов писал по инстанциям, что для решения основной задачи (создания атомного котла) кусковой уран не пригоден. Теперь перед Ершовой ставилась задача производство монолитного урана. Что ж, на экране мы и видим попытки Карповой получить слиток металлического урана.
Разработчики работали по способу восстановления металлическим магнием четырехфтористого урана. На первом этапе произошел даже взрыв, показанный в 3 серии. Дело в том, что упомянутый проф. Зимаков в своих рекомендациях Ершовой забыл сказать об одной детали восстановительной плавки. В тиглях осталась влага. Во время плавки она испарилась, и крышку тигеля сорвало, она долетела до потолка на высоте 5 метров. Никто не пострадал, но куча народа сбежалась с верхнего этажа на шум. Ершова: “Не было никакого взрыва. Это просто пары повысили давление в аппарате, и весь материал [твёрдый, видимо, - О.Д.] был выброшен.” В любом случае, из этого случая киношники развили свой сюжет со взрывом вроде как, произошедшем в 1943 году или в начале 1944г.. Но в принципе, если сделать уточнение, что этот инцидент имел место в конце 1944-начале 1945г, то ничего в самом кино всё равно не поменялось бы. Другое бы дело, что возникли некоторые моменты идеологического характера, но о них в другом месте.
Проблема здесь скорее в истории науки. Все авторы ориентируются до сих пор на известное утверждение Ершовой, что чистый металлический уран был получен впервые в декабре 1944г. Однако это утверждение входит с противоречие с важными документами. В письме наркома цветной металлургии СССР П.Ф.Ломако Л.П.Берия от 11 июня 1945г. сообщается, что первые образцы металлического урана высокой чистоты были получены в мае-июне 1945г. Кстати, если прочитать интервью Ершовой более внимательно, то выяснится, что она лично представляла правительству в Кремле доклад о первом в мире слитке металлического урана (950 грамм) 3 или 4 мая 1945. Это свидетельство идёт в разрез с её же вроде как утверждениями о получении его в декабре 1944г. Итак, знаменитый чистый слиток был получен накануне вечером. А назавтра 3 или 4 мая она уже отчитывалась перед Берия благодаря оперативности Завенягина, который сразу донёс долгожданную весть до руководства.
Ершова: “Завенягин строго приказал “как только получишь [металлический] уран, сразу звони мне по телефону.” Звоню: ”Авраамий Петрович, металл весом около килограмма получен.” Что ж, к декабрю 1944г. в работах по истории науки правильнее относить интенсификацию работ по получению чистого металлического урана. Но как таковое получение чистого металлического урана в декабре 1944 – это своего рода "миф" , который ещё долго будет держаться в литературе из-за недоговоренностей в рассказе Ершовой. При переплавке тетрафторида урана, возможно, получались какие-то черновые образцы металла, но они не были чистыми из-за отсутствия должной вакуумной рафинировки. Это важный вопрос о правильной датировке в атомном проекте. От него зависит понимание действий советского руководства.
Ну а личные отношения наших героев закрыты для посторонних глаз, для правдорубов они ограничиваются только легендой о неудачном сватовстве Завенягина к Ершовой.
Продолжение по сериалу - следует
Очерк включен в подборку Исторические сериалы блога Друг Истории.
Признателен за лайки и подписку, а также донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №384, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории и в группе ВК