Найти в Дзене

Хотите серьезные фильмы? Их есть у меня — пять драм в лучших традициях отечественного кино

Трудно выбрать сегодня драматическое российское кино без всяких там вариаций типа байопиков, анималистических интерпретаций или неимоверной жути. Посмотрите на прокатные списки последних лет. Драмы есть, но почти все они идут с приставкой. «Драма-биография» — берём известную личность, накладываем патетическую музыку, готово. «Драма с элементами триллера» — добавляем насилие и называем это «суровой правдой жизни». «Семейная драма» — запускаем собаку или лошадь, которая всех спасёт и научит любить. А где просто драма? Где человек на перепутье, без внешней драматургической подпитки? Где история, которая не кричит «смотри, как важно!», а тихо разворачивается перед глазами? Такие фильмы стали меньше снимать. Вернее мне думается именно хороших лент стало меньше. Но кое-что найти можно. Готов поделиться своей подборкой кино для размышления. Подборкой из пяти картин, где режиссёры рискнули снять жизнь почти такой, какая она есть. Режиссер: Пётр Тодоровский (младший). В ролях: Никита Ефремов,
Оглавление
Ссылки на фильмы взяты с платформ, на которых их можно посмотреть
Ссылки на фильмы взяты с платформ, на которых их можно посмотреть

Трудно выбрать сегодня драматическое российское кино без всяких там вариаций типа байопиков, анималистических интерпретаций или неимоверной жути. Посмотрите на прокатные списки последних лет. Драмы есть, но почти все они идут с приставкой. «Драма-биография» — берём известную личность, накладываем патетическую музыку, готово. «Драма с элементами триллера» — добавляем насилие и называем это «суровой правдой жизни». «Семейная драма» — запускаем собаку или лошадь, которая всех спасёт и научит любить.

А где просто драма? Где человек на перепутье, без внешней драматургической подпитки? Где история, которая не кричит «смотри, как важно!», а тихо разворачивается перед глазами? Такие фильмы стали меньше снимать. Вернее мне думается именно хороших лент стало меньше.

Но кое-что найти можно. Готов поделиться своей подборкой кино для размышления. Подборкой из пяти картин, где режиссёры рискнули снять жизнь почти такой, какая она есть.

Здоровый человек (2022)

Режиссер: Пётр Тодоровский (младший). В ролях: Никита Ефремов, Ирина Старшенбаум, Олег Чугунов и др.

После трагического события Егор, успешный ведущий спортивных новостей, решает изменить свою жизнь. Он становится волонтером в детской больнице, развлекает тяжело больных детей и помогает в поисках пропавших людей. В процессе он встречает женщину, которая понимает его лучше всех. Однако в его прежней жизни остались жена и любимая работа. Куда приведет его этот поиск и какую цену он заплатит за то, чтобы найти смысл своего существования?

Никита Ефремов играет человека, который отчаянно ищет смысл, но не понимает, что бежит от себя.
Никита Ефремов играет человека, который отчаянно ищет смысл, но не понимает, что бежит от себя.

Пётр Тодоровский-младший продолжает семейную традицию психологического кино. Главный герой — типичный представитель московского среднего класса, переживающий экзистенциальный кризис. Интересна структура: фильм не объясняет сразу, что именно случилось с Егором, постепенно раскрывая слои травмы. Волонтёрство показано не как безусловное благо, а как форма эскапизма. Никита Ефремов играет человека, который отчаянно ищет смысл, но не понимает, что бежит от себя. Героиня Старшенбаум — его случайная встреча, которая может всё изменить. Режиссёр ставит сложную этическую дилемму: имеешь ли право на новую жизнь, если старая ещё не закончена?

За нас с вами (2023)

Режиссёр Андрей Смирнов. главные роли Юлия Снигирь, Андрей Смоляков, Дмитрий Куличков и Ирина Розанова.

Москва, 1952-й. Семья в коммуналке, папа-профессор, красавица-дочь, внук-школьник. Они живут обычной жизнью: ходят на работу, готовят обеды, слушают радио. Но за окном — время, когда люди исчезают. Фильм не про большую историю. Он про маленькую. Про то, как пытаешься оставаться человеком, когда вокруг всё рушится. И про то, что иногда самые важные решения принимаются на кухне, а не на баррикадах.

1952 год — когда каждый звонок в дверь мог означать арест, когда соседи по коммуналке превращались в судей. Но семья Петкевичей продолжает жить: готовить еду, чинить радио, спорить о Сталине за столом.
1952 год — когда каждый звонок в дверь мог означать арест, когда соседи по коммуналке превращались в судей. Но семья Петкевичей продолжает жить: готовить еду, чинить радио, спорить о Сталине за столом.

Андрей Смирнов вернулся в кино после долгого перерыва и снял самую тёплую картину о самом холодном времени. 1952 год — когда каждый звонок в дверь мог означать арест, когда соседи по коммуналке превращались в судей. Но семья Петкевичей продолжает жить: готовить еду, чинить радио, спорить о Сталине за столом. Юлия Снигирь играет Дину так, что хочется влюбиться в её упрямство. Это кино о том, что страх не отменяет жизнь — он просто становится её фоном.

Смирнов создаёт почти документальную реконструкцию быта советской интеллигенции эпохи позднего сталинизма. Пространство коммуналки становится микрокосмом страны: здесь и надежды на лучшее, и страх перед стуком в дверь, и попытки сохранить достоинство. Фильм избегает прямолинейности: не делит героев на жертв и палачей, а показывает, как идеология проникает в семейные отношения. Визуально картина отсылает к итальянскому неореализму — та же внимательность к деталям быта.

1993 (2023)

Режиссёр: Александр Велединский. В ролях: Евгений Цыганов, Екатерина Вилкова, Анна Цветкова (II) и др. По мотивам одноименного романа Сергея Шаргунова.

1993 год стал временем больших надежд и тревожных перемен. В самом центре Москвы семья оказалась разорвана на две части: любящие супруги встали по разные стороны баррикад.

Велединский превратил роман Шаргунова в семейную трагедию на фоне расстрела Белого дома. Муж и жена по разные стороны баррикад — это не метафора, это буквально.
Велединский превратил роман Шаргунова в семейную трагедию на фоне расстрела Белого дома. Муж и жена по разные стороны баррикад — это не метафора, это буквально.

Экранизация автобиографического романа Шаргунова — попытка через личное высказаться об общем. 1993 год как переломный момент, когда рухнули последние иллюзии о бескровном переходе к новой системе. Велединский снимает камерную драму, где политический конфликт становится семейным. Интересен монтаж: режиссёр перемежает хроникальные кадры событий октября с домашними сценами, показывая, как большая история врывается в маленькие квартиры.

Вечная зима (2024)

Режиссер: Николай Ларионов (IV). В ролях: Александр Робак, Юлия Марченко, Сергей Грузинов и др.

Владимир и Елена по-разному переживают потерю сына. Елена стремится разобраться в прошлом и справиться с внутренними переживаниями. Владимир же одержим идеей мести и жаждой восстановления справедливости. Чтобы сохранить отношения и найти силы двигаться дальше, им обоим предстоит пройти свои собственные пути и растопить холод в сердцах.

Владимир и Елена потеряли сына. Дальше — тишина. Он не может простить и ищет виноватых. Она пытается понять, как жить дальше. Они живут в одной квартире, но находятся в разных мирах.
Владимир и Елена потеряли сына. Дальше — тишина. Он не может простить и ищет виноватых. Она пытается понять, как жить дальше. Они живут в одной квартире, но находятся в разных мирах.

Фильм не даёт простых ответов. Он просто идёт рядом с героями по их пути. Показывает, что горе не делает людей лучше или хуже — оно просто меняет.

Это камерная психологическая драма о механизмах горевания, в которой Ларионов исследует, как один и тот же трагический опыт деформирует людей: мужчина уходит в деструктивное действие (месть), женщина — в рефлексию. Визуально фильм строится на контрастах холода (серо-синяя цветокоррекция, зимние пейзажи) и редких вспышек тепла (воспоминания, моменты сближения). Метафора зимы как застывшего времени работает на всех уровнях повествования.

Кончится лето (2024)

Режиссер Максим Арбугаев, Владимир Мункуев. В главных ролях: Юра Борисов, Макар Хлебников, Дмитрий Поднозов

Два брата, летний посёлок и ощущение, что время замерло. Кеша вернулся из тюрьмы и пытается начать с чистого листа, но прошлое цепляется за ноги. Младший Тима — светлый, с будущим впереди. И вот они вместе, в этом странном подвешенном состоянии между «было» и «будет». Юра Борисов играет так тихо, что слышен каждый вздох. Макар Хлебников — его идеальный противовес: открытый, доверчивый. История о том, как любовь к брату может стать и спасением, и проклятием одновременно.

Два брата, летний посёлок и ощущение, что время замерло. Кеша вернулся из тюрьмы и пытается начать с чистого листа, но прошлое цепляется за ноги. Младший Тима — светлый, с будущим впереди. И вот они вместе, в этом странном подвешенном состоянии между «было» и «будет».
Два брата, летний посёлок и ощущение, что время замерло. Кеша вернулся из тюрьмы и пытается начать с чистого листа, но прошлое цепляется за ноги. Младший Тима — светлый, с будущим впереди. И вот они вместе, в этом странном подвешенном состоянии между «было» и «будет».

Режиссёрский дебют Арбугаева и Мункуева — это возвращение к традициям искреннего социального кино. Действие разворачивается в маленьком российском посёлке, где каждый знает историю каждого. Бывший заключенный и его брат-отличник — классическая для мирового кино пара антагонистов, но здесь они не противопоставлены, а связаны невидимой нитью семьи. Операторская работа подчёркивает замкнутость пространства: из этого лета, кажется, нет выхода. Пока не находится — самый отчаянный.

Фильм показывает, как легко хорошие намерения превращаются в бегство. Без морализаторства, без лишних слов. Просто лето, которое должно кончиться.

Несколько слов в заключение

Кому подойдут эти киноленты? Тем, кто устал от кино-жвачки. Кто готов два часа смотреть на экран и думать, а не просто потреблять. Кто понимает, что хорошая драма — это не когда тебя заставляют плакать насильно, а когда ты сам не замечаешь, как слёзы подступают.

Не забывайте ставить лайки — система в «Дзене» учитывает положительные реакции для дальнейшей ротации, что будет на пользу не только автору, но и читателю.