Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 14 октября в классической музыке

Рождение гения в Вене, прощальный аккорд пражского барокко и дебют юного виртуоза, покорившего Берлин — 14 октября в истории классической музыки. 14 октября 1568 года в Париже скончался Якоб Аркадельт — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения. В начале XVI века он обрел славу во Флоренции и Риме, служил в Сикстинской капелле, а позднее перебрался во Францию. Аркадельт был одним из первых знаменитых авторов итальянского мадригала и светской вокальной музыки в целом. Благодаря его общедоступным изданиям мадригалы впервые вышли за пределы Италии, а его легкий мелодичный стиль стал образцом для многих поколений композиторов. Его уход в октябрьское утро 1568 года ознаменовал собой завершение эпохи, в которой звуки средневековой многоголосной музыки переходили в ренессансные песенные формы. 14 октября 1628 года во Флоренции состоялась грандиозная премьера придворной оперы «La Flora», поставленной к торжеству свадьбы Маргариты Медичи и герцога Фарнезе. Спектакль композиторов Марко да
Оглавление
Рождение гения в Вене, прощальный аккорд пражского барокко и дебют юного виртуоза, покорившего Берлин — 14 октября в истории классической музыки.

Якоб Аркадельт: смерть мастера мадригала

Якоб Аркадельт, 1507–1568 гг.
Якоб Аркадельт, 1507–1568 гг.

14 октября 1568 года в Париже скончался Якоб Аркадельт — франко-фламандский композитор эпохи Возрождения. В начале XVI века он обрел славу во Флоренции и Риме, служил в Сикстинской капелле, а позднее перебрался во Францию. Аркадельт был одним из первых знаменитых авторов итальянского мадригала и светской вокальной музыки в целом.

Благодаря его общедоступным изданиям мадригалы впервые вышли за пределы Италии, а его легкий мелодичный стиль стал образцом для многих поколений композиторов. Его уход в октябрьское утро 1568 года ознаменовал собой завершение эпохи, в которой звуки средневековой многоголосной музыки переходили в ренессансные песенные формы.

Флоренция: триумф премьеры оперы «La Flora»

-2

14 октября 1628 года во Флоренции состоялась грандиозная премьера придворной оперы «La Flora», поставленной к торжеству свадьбы Маргариты Медичи и герцога Фарнезе. Спектакль композиторов Марко да Гальяно и Якопо Пери на либретто Андреа Сальвадори, превратился в настоящий театр чудес: сцены украшали пышные декорации, а специальная аппаратура создавала звук грома и молний.

Современники писали, что зрители «никогда не видели и не слышали ничего подобного» — настолько поразила их красота музыки, поэзии и эффектов спектакля. Аллегория любви нимфы Хлориды и бога Зефира, заложенная в «Рождении цветов», прославляла Тоскану и Медичи, и стала одним из самых ярких образцов раннего барокко на итальянской сцене.

Франтишек Ксавер Брикси: последний аккорд пражского барокко

Франтишек Ксавер Брикси, 1732–1771 гг.
Франтишек Ксавер Брикси, 1732–1771 гг.

14 октября 1771 года в Праге оборвался творческий путь Франтишека Ксавера Брикси — крупнейшего чешского композитора XVIII века. Он был регентом хора собора святого Вита и оставил более 500 сочинений, из которых около 290 духовных — месс, кантат, органных концертов и мотетов.

Брикси считается ярким представителем раннего классицизма в музыке, чья мелодика и гармония живо сочетали в себе наследие барокко и новые веяния. Его музыка словно провожала пражское барокко, готовя сцену для грядущего расцвета классической эпохи. Его смерть в этот октябрьский день стала «последним утром» того музыкального мира — вскоре на пражские хоры и оркестры обрушатся новые идеи Моцарта и Гайдна.

Александр фон Цемлинский: рождение венского композитора

Александр фон Цемлинский, 1871–1942 гг.
Александр фон Цемлинский, 1871–1942 гг.

В осенний день 14 октября 1871 года в Вене родился мальчик Александр Цемлинский — будущий выдающийся композитор и дирижёр. Он появился на свет в еврейском квартале австрийской столицы и с детства проявил невероятный музыкальный дар.

Уже в тринадцать лет Цемлинский учился композиции у Антона Брукнера и горячо восхищался творчеством Иоганнеса Брамса. К началу XX века он стал ключевой фигурой венской «Серебряной эпохи», правой рукой Густава Малера и наставником юного Арнольда Шёнберга. Именно от этого ясного осеннего утра 1871 года берёт начало живая история одного из ярчайших творцов позднего романтизма.

Миша Эльман: блестящий дебют в Берлине

Михаил Саулович Эльма, 1891–1967 гг.
Михаил Саулович Эльма, 1891–1967 гг.

14 октября 1904 года в Берлине прогремел сенсационный дебют 13-летнего вундеркинда Михаила Эльмана из российской провинции. Мальчик из еврейской семьи, под опекой знаменитого педагога Леопольда Ауэра, выступил на престижном концерте и буквально поразил публику.

Присутствовавшие слушатели назвали юного Эльмана «блестящим вундеркиндом». Они были ошеломлены его феноменальной техникой и необыкновенно певучим, «эльмановским» звуком скрипки. Этот осенний вечер 1904 года ознаменовал начало мировой карьеры Эльмана — уже вскоре его сольные концерты в Европе и Америке принесут ему всемирную славу.

История дня: как Мендельсон дописал свой главный шедевр

-6

Представьте себе: юный гений, едва окончивший школу, берется за шекспировскую комедию. Так 17-летний Феликс Мендельсон в 1826 году создал концертную увертюру «Сон в летнюю ночь». Легкая, изящная и полная волшебства, она мгновенно покорила публику. Казалось, это была законченная работа. Но судьба этой музыки только начиналась.

Прошло шестнадцать лет. Успешный и зрелый композитор Мендельсон получает необычный заказ. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV, вдохновленный ранее написанной музыкой Мендельсона к «Антигоне», пожелал услышать полную версию «Сна в летнюю ночь» для театральной постановки. Так, в 1842-1843 годах, Мендельсон вернулся к своему старому шедевру. К уже существующей увертюре он дописал тринадцать новых номеров, создав целостную сценическую сюиту.

Премьера, которая изменила свадебные традиции

14 октября 1843 года в Новом дворце Потсдама состоялась долгожданная премьера. Режиссер Людвиг Тик представил спектакль с полной музыкальной сюитой Мендельсона. Успех был оглушительным! Среди новых пьес особую любовь публики сразу же завоевал «Свадебный марш». Но тогда никто еще не догадывался, какую всемирную славу ему предстоит обрести.

Своим триумфальным шествием по свадебным церемониям всего мира марш обязан британской принцессе Виктории, дочери королевы Виктории. Именно она выбрала его для своего бракосочетания в королевской часовне дворца Сент-Джеймс в Лондоне 25 января 1858 года. Этот королевский «знак качества» сделал музыку Мендельсона неизменным атрибутом брачных обрядов. Ирония судьбы? В пьесе Шекспира этот марш сопровождает не торжественный союз, а комическую свадьбу герцога Тезея и побежденной им царицы амазонок. Но это уже детали, которые стерла история.

В чем секрет долголетия этой музыки?

Гениальность сюиты — в удивительном синтезе романтической фантазии и классической гармонии. Воздушное «Скерцо», меланхоличный «Ноктюрн» и мощный «Свадебный марш» погружают слушателя в атмосферу сказки, но при этом выстроены с безупречной логикой и строгостью.

Мендельсону удалось невозможное: он оживил шекспировских персонажей — легкокрылых эльфов, неудачливых ремесленников и влюблённых аристократов — и объединил их в одном музыкальном пространстве. Этот синтез музыки и драмы стал золотым стандартом для всего музыкального театра XIX века.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #14октября #Мендельсон #СонВЛетнююНочь #СвадебныйМарш #Цемлинский #Малер #Эльман #Ауэр
#Брикси #Аркадельт #LaFlora #Гальяно #Пери #Шекспир

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.