«История семьи наглядно показывает, что самое ценное родительское наследство — это не квартиры и образование, а вера и благословение. Духовный выбор одного человека может повлиять на судьбы многих поколений».
«Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его» Псалом 24:10
На примере дорогих мне людей (как трудно им поверить в Бога!) понимаю, что худшее наследство для детей – неверие их родителей. Образование своим деткам дали, квартиры оставили. А благословения нет. Собирайте себе сокровища на небе… Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Родителей с их неверием уже нет, а их взрослые дети мучаются (не видя выхода и не зная Того, Кто силен дать надежду, которая не постыжает) и в свою очередь собирают это худшее наследство для своих уже подрастающих детей. Для меня, язычницы, даровано спасение только из милости. Спасение через веру в Иисуса Христа.
Благословенное родительское наследство: пример рода, вымоленного в молитвах
Род правых благословится…
Когда слушала историю Раисы, понимала: у ее родства есть чудная привилегия. Ее бабушка-молитвенница Анна вымаливала в своих родных Заборовцах все свое родство пред Богом поименно до 94 лет. Родители Раи вышли на покаяние в пятьдесят, рая в 33, муж ее семь лет спустя; сын и дочь их примирились с Богом, едва достигнув подросткового возраста, семьи свои создавали в Господе; внуки ее уже с младенчества растут в атмосфере Божьей любви. Чудесная закономерность. В определенный момент жизни каждый принимал твердое решение, открывая свое сердце для Иисуса. Благословенный род: в этих семьях и прежде, чем уверовали, не пили, не курили, выходили замуж по любви, не разводились…
Рая росла в атмосфере душевного тепла и любви, видя взаимопонимание между родителями, которые дорожили друг другом и пронесли свою любовь через годы. Более 50 лет назад девушка из зажиточной семьи кузнеца в деревне Заборовцы приняла предложение незавидного жениха из бедной семьи, где шестерых детишек поднимала одна мать. Веру не смутили бедность и болезнь (в армии юноша приобрел ревматизм); она увидела доброе и верное сердце Григория и не ошиблась. В родительской семье Рая видела добрый пример любви и уважения друг к другу; папа и мама Бога никогда не отвергали, считали себя евангельскими верующими.
Все в жизни Раи складывалось гладко. Первая любовь – один раз и на всю жизнь, замужество в 19 лет, первая двухкомнатная отдельная квартира в 20 лет, сын и дочь. Можно быть с Богом, а можно, оставаясь благополучным, быть около Бога, до определенной поры особенно не печалясь по этому поводу. Троюродная сестра, не переставая, напоминала о Господе, приглашая в церковь в Заборовцах, где, конечно, Рая бывала не раз. Там ее всегда трогало пение, очень любила прославление; люди все знакомые, улыбающиеся, радостные, но уходила из дома молитвы и забывала. По молитвам и по великой Своей милости Бог готовил сердца. Взявшись за руки, вышли на покаяние Раины родители (уже в Минской церкви). Дочь тогда подумала, что она к подобному шагу еще не готова. Пастор из Заборовцев как-то ей сказал: «Когда ты уже придешь к Богу?» Последовал тот же ответ: «Я еще не готова». – «Ты никогда сама не приготовишься. Сердце изменяет только Бог. Ваш род – благословенный и вымоленный». Се, стою у двери и стучу… разные люди на улице, в магазине так или иначе напоминали ей о Боге, приглашали в церковь. Бабушка и дедушка стали водить в церковь внуков. Когда Раины дети примирились с Богом, на душе у нее стало совсем тревожно: молодая женщина ощущала свою греховность и пустоту.
Кто услышит голос мой и отворит…
Семья у Раи всегда была гостеприимной, дни рождения отмечали за праздничным столом с друзьями. На одном таком торжестве по случаю 33-летия хозяйки, в самый на первый взгляд неподходящий момент, именинница вдруг четко услышала голос Господа в сердце: «Ты должна идти мне служить». И в один момент все веселье вдруг померкло и стало безразличным. Пришло ее время ответить. Вслух и очень четко прямо за столом она сказала: «Меня зовет Бог. Я иду в церковь». Подруга Света, услышав такое заявление, заплакала: поняла, что теряет задушевную приятельницу. (К сожалению, несмотря на все Раины попытки в последующие 10 лет привести Свету к Богу, конец ее жизни печален: имея семью и достаток, утверждая, что у нее свой Бог, к 44 годам она окончательно спилась и трагически ушла из жизни.)
Раиса же, сделав выбор, доверилась Богу. Ее укачивало в транспорте, потому трудно было ездить в церковь на улице Собинова. Время от времени приходила мысль: «Вот если бы церковь поближе была…» Через несколько месяцев ее пригласили на открытие церкви «Благодать» на Гурского, в 15 минутах езды от дома. На торжестве Рая была со всей семьей.
«Хорошо бы в церковь с друзьями…» уверовали любимые соседи. Ее родители в их большом 13-подъездном доме пришли к Богу первыми. Сейчас в этом доме целая домашняя церковь. Кто-то уже ушел в вечность…
Первое Слово Отца после водного крещения наша сестра помнит очень хорошо. «Я держу тебя на руках, чтобы ты благодарила меня и славила… Сними розовые очки…» Тогда Рае казалось, что она любит весь мир, особенно верующих. Святые – братья в костюмах и сестры в белых кофточках и юбочках (ни больше ни меньше!). Жизнь, конечно, такое понимание подкорректировала. Ведь христиане – это те же люди со своими слабостями, недостатками, но они знают, что принадлежат уже не себе, а Богу, а потому стремятся исполнять Его заповеди, любить Его и доверять Ему…
Просто удивительно, как человек порой изо всех сил цепляется за свою суетную жизнь, как боится потерять мнимую свободу, которая на деле оказывается коротким поводком условностей, вредных привычек, стереотипов и слабостей. В одной песне, которая звучит, как правило, после призыва на покаяние, есть такие слова: «А ты выбирай. Но знай, что есть две вечности: ад и рай». Человек вправе выбирать, как ему жить: по своей воле, с «душевным пониманием» сути добра и зла или же признавая волю Всемогущего и Любящего. Когда Господь живет в нас, то дает силы пережить все, что бы с нами ни случилось. И не будет каких-либо сомнений в том, что трудности и испытания служат нам во благо и все имеет смысл.
Испытание верой: когда родительское наследство становится проверкой на прочность
Бог – помощник мой; Господь подкрепляет душу мою
Об этом периоде своей жизни почти два года Рая не могла вспоминать без слез. Нервная система была истощена до предела. Бог предупреждал, чтобы не роптала, что приближается время трудностей, которые преодолеет и за которое скажет Ему «спасибо»… Понадобится проявить много терпения, смирения и любви. Той любви, которую постоянно просила у Него. Которая долготерпит, милосердствует, не раздражается, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
В 65 лет заболел папа: сорвался сердечный ритм. Каждый месяц вызывали скорую, от госпитализации он отказывался. Лекарства для восстановления сердечного ритма имели побочный эффект (разрушали нервную систему). Болело сердце, развивался невроз. На фоне этого изменялся характер: папа cтановился капризным, боялся выходить из дома (семь лет не выходил самостоятельно, на дачу вывозили силой), месяцами отказывался от еды, у него начались провалы в памяти. Все, кто его окружал, испытывали большое психологическое давление. Четыре года из семи с любовью ухаживала за ним жена Вера. Кротко и смиренно. Папа всегда был всем недоволен, но супруга научилась отключаться от этого негатива. Семья Раи возила родителей в церковь, навещали их и служители.
В 2007 году Вера Андреевна упала прямо в квартире и сломала шейку бедра. Поскольку уже 25 лет она жила с диагнозом «болезнь Паркинсона», операцию делать было невозможно; была надежда, что кость как-то срастется и женщина сможет ходить. Когда она слегла, уход лег на плечи единственной дочери. В первый же месяц, поднимая маму, Рая сорвала спину. Это был апрель, билет к дочери в Германию уже куплен: внучке исполнялся годик. Рая была в полной растерянности: поездку отложить нельзя и с такой спиной, конечно, за родными ухаживать невозможно. Выручил младший брат: его семья с маленьким ребенком месяц жила в квартире Раисы, ухаживая за родителями, которые жили в этом же подъезде с семьей старшего сына. Перед поездкой наша сестра видела замечательный сон. «Стоит она ближе к выходу в незнакомой церкви. В середине зала с места встает женщина в красном костюме, оборачивается и говорит Рае: «Стой там. Бог хочет тебе что-то сказать» – и идет к ней…» В этот момент ее разбудил муж. Смысл сновидения стал понятен позже. Нужно было поехать к дочери, чтобы на конференции в русскоязычной церкви получить огромное подкрепление – ободрение и исцеление, которые ей так были нужны на предстоящие три года. Хорошо запомнилось служение. Держать на руках внучку или просто наклониться очень сложно – боль была нестерпимая. Оставить девочку не на кого: дочь и зять ведут прославление, мужа рядом нет. Молитва за исцеление заканчивается, все служители уже «заняты». Но наш Бог – любящий Отец и никогда не опаздывает. Он хотел исцелить Свою дочь. И личность служителя значения не имела. Неожиданно к Рае подошла сестра во Христе в красном костюме, которую несколько лет назад Бог исцелил и через которую хотел являть Свою славу. После небольшой молитвы Рая получила мгновенное и полное исцеление и услышала слова: «Хочу, чтобы служила мне всегда, славила и благодарила». По большому счету, это наше самое главное предназначение: смиряться под крепкую руку Божью и славить Его независимо от обстоятельств. В момент, когда получаешь исцеление, или же, например, во время пасхального богослужения славить Бога легко. А когда три года изо дня в день приходится проявлять смирение и терпение, заботясь о близких людях, и неизвестно, как долго это испытание продлится, славить Господа сложнее. У отца и матери периодически возникали провалы в памяти; они часто вели себя неадекватно: совсем не так, как она привыкла. Пришло ее время являть любовь и заботу, и если бы Бог эту любовь не восполнял, собственных запасов Раисе надолго бы не хватило.
Проходя долиной плача, они открывают в ней источники
Вера Андреевна так и не поднялась. Болезнь Паркинсона прогрессировала со всеми вытекающими последствиями. Первый год ухаживать было довольно просто: мама была терпеливой и послушной; читала книги, слушала проповеди. Требовался обычный уход за лежачим человеком. Папу же раздражало все. Жизнь Раи была расписана по минутам. Завтрак родителей, гигиенические процедуры, готовка, несколько свободных часов, затем обед родителей и т.д. Вкусы близких людей изменились, и нужно было готовить для мамы и папы отдельно. Собственные вкусы Раи и мужа уже значения не имели. Муж поддерживал, но Рая понимала: это ее долина плача и смирения. Навещала родителей каждые три часа и днем, и ночью. Куда бы ни пошла, постоянно находилась под напряжением: не упала ли мама с кровати, в каком состоянии папа? Непривычно было видеть любимых родителей такими немощными. Трудно являть любовь, когда, например, видишь разорванный на кусочки и рассыпанный по комнате памперс, который здоровому человеку разорвать проблематично, или последствия частой рвоты. Помоешь, постираешь, а через пару часов картина может повториться. Иногда Рая еле сдерживалась, чтобы не ответить на грубость и упреки; от обиды и бессилия слезы катились из глаз.
Бог не оставлял без помощи и всегда был рядом. У нашей сестры во Христе были сильные молитвенные тылы. За ее семью возносились молитвы в тех же Заборовцах, Михановичах, Самохваловичах, и, кроме того, служители этих церквей, а также из родной «Благодати» неоднократно посещали ее дом и ходатайствовали за родителей. Бог расположил сердца чужих людей, и на три года Раисе дали в пользование коляску (с дыркой и ведром), в которой они сами нуждались. Маму можно было передвигать на ней. Пролежни у нее появлялись, но заживали и не превышали размер трехкопеечной монеты. Кажется, это мелочь, но когда ухаживаешь за больным человеком, подобные вещи ободряют. Потому просто просишь мудрости делать все от себя зависящее, чтобы близкий человек был сухим, чистым, накормленным. На три недели младший брат отпускал Раису в отпуск – к дочери в гости. Нянча двух внучат, наша сестра запасалась силами на последующий год. Чтобы родители не чувствовали одиночества (и для молитвенной поддержки), Рая приглашала верующих из домашней церкви минут на 20-30, поскольку родители быстро утомлялись.
Время от времени к ней приходили мысли, что не выдержит, что запасы любви и долготерпения будут вот-вот исчерпаны… То утро она помнит очень хорошо. Ехала с мужем в машине и мысленно говорила Богу: «Господи, а если это будет продолжаться лет 10 или 15? Я же не выдержу…» И услышала Голос: «Живи одним днем. О завтра позабочусь Сам». Действительно, как просто просить сил, терпения, мудрости… только на один день. Радость и мир наполнили сердце. Рая даже засмеялась, проговорив: «Он взял каждый мой день на Себя». У нашей сестры словно открылось второе дыхание, и она уже не спрашивала Бога, за что Ему говорить «спасибо».
Ожидание праведников – радость
Отец умер в декабре на глазах у Раи. Ему было 72 года. Уходил тихо. Спросил: «Что со мной?» «Уходишь к Иисусу». Он махнул головой и выдохнул: «Все…» После смерти мужа Вера не узнавала дочь вовсе. Умерла она 29 мая, спустя полгода. Укладывая маму спать, Рая знала, что прощается с ней: попросила прощения, помолилась. «Мамочка, ты уходишь к Иисусу. Попроси Его об исцелении Виктора». За месяц до смерти мамы Рая узнала о диагнозе мужа: онкология. (К этому времени она настолько устала, что еле-еле ходила). Быстро растущую опухоль обнаружили случайно, когда шел камень из почки. 2 июня Виктора госпитализировали, чтобы прооперировать. И Бог совершил чудо: опухоль сняли с почки, словно ложечкой. Уже через неделю врачи сказали жене: «Благодарите Бога – мы возвращаем вам здорового мужа. Метастазов нет. Химиотерапия не нужна». И Рая благодарила. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он спас ее близких, дал ей силы пройти испытание, исцелил мужа.
Итог истины: каким должно быть настоящее родительское наследство
Бог есть любовь. Им живем и движемся и существуем. Надо только понять, что Он – Бог, и принять Его слово с верой. Мы не сможем понять помышлений Господа и Его чудную способность обращать все обстоятельства нашей жизни во благо. Тем более когда эти обстоятельства совсем не кажутся благоприятными. Все пути, которыми ведет нас Отец, – милость для нас, если только мы признаём свою полную зависимость от Него. Раиса постигла эту истину на практике. Она всегда просила у Бога изменять ее, давать ей больше любви, делать ее лучше. Бог ответил на молитву. Находясь в тепличных условиях, Рая считала себя доброй и великодушной. Именно в служении своим дорогим людям она узнала себя лучше: характер проявляется в трудностях. Понимая, что не такая «белая и пушистая», как думала о себе раньше, просила у Бога прощения за несдержанность, раздражение, ропот. И Бог давал Свой мир. Страдая, она научилась больше сострадать, смиряясь – больше доверять Богу, проявлять Божью любовь, жертвуя душевным комфортом. Она стала добрее, сострадательнее, терпеливее; научилась радоваться каждому дню и дорожить им. За что и говорит своему Небесному Отцу: «Спасибо». Раиса очень любит стих из книги пророка Исайи (54:10): «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь».
Ещё больше свидетельств в журнале "Благодать", переходите по ссылке: https://blagodatjournal.by/zhurnal_sub