Казахстан и Россия заключили меморандум о строительстве нового газопровода для снабжения ресурсом севера и северо-востока республики. Население страны массово выражает недовольство соглашением, считая, что РФ нельзя допускать к казахстанским месторождениям.
Меморандум о новом газопроводе заключили 9 октября глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Казахстана Роман Скляр. В рамках проекта предполагается создать магистральный трубопровод для снабжения Северного и Северо-Западного Казахстана природным газом из России. Также в меморандуме зафиксировали переработку газа с Карачаганакского месторождения в Западно-Казахстанской области на Оренбургском ГПЗ, который будет модернизирован.
Жители Казахстана массово выражают недовольство новыми договоренностями республики с Россией. В соцсетях казахстанцы требуют «не пускать» РФ на месторождения страны, а также задаются вопросом, почему переработка добытого в Казахстане газа происходит в России.
На самом деле ситуация с казахстанской добычей газа куда сложнее, чем представляется местным обывателям, и Россия не имеет к этому отношения. Национальная компания «КазМунайГаз» обеспечивает всего 4% всей отрасли, еще 2% Казахстан контролирует через доли в прочих проектах. Остальной газ добывается и продается частными структурами – главным образом западными нефтегазовыми гигантами. Но претензии у казахстанцев возникают только к России.
«Мы им сырье, а они перерабатывают и продают нам наш газ, но уже дороже. Где логика?» - возмущается Aibar K.
«России все не дает покоя наш Карачаганак, самое большое месторождение в мире. Сами хотят там всем владеть, никому не нужную трубу пытаются провести, реанимировать свой отсталый заводик в Оренбурге. Только путаются в ногах у Казахстана», - пишет Роза К.
«Все за счет Казахстана, а Россия потом нагло присосется. Все как обычно», - пишет Гаухар Ш.
«Да мы лучше без газа и света останемся, лишь бы вас не было», - пишет Камила Т.
«Это Россия хочет через территорию Казахстана довести газопроводы в Китай, Индию и Среднюю Азию, чтобы продавать свой газ после отказа от него Европы! Никакой выгоды Казахстану нет, просто займут территорию, а пострадают наши сельскохозяйственники. Нельзя давать России строить свой газопровод!» - требует Катран К.
Три четверти всех запасов газа в Казахстане принадлежат трем зарубежным структурам. Это NCOC (Total, Shell, Eni, CNPC), «Тенгизшевройл», три четверти которого принадлежат американцам, и KPO (Shell, Eni, Shevron), владеющей Карачаганакским проектом. Огромный, но малонаселенный Казахстан распродал свои природные богатства западным компаниям на кабальных условиях, поскольку остро нуждался в деньгах и технологиях после распада СССР и не имел других вариантов для привлечения инвестиций.