Найти в Дзене
Галопом по кино

«Волшебный голос Джельсомино» (1977) – «кто тебе разрешал лаять?»

Помню с детства песенку из этого фильма, а сам фильм не помню. Кажется, мне он был не интересен (помню, лет в шесть пытался его смотреть и заскучал). Лет пятнадцать назад попался он мне где-то по телевизору, я минут десять повтыкал, но смотреть на тряпочную кошку оказалось выше моих сил. В детстве мы особо не жаловали кукольные мультфильмы (за редким исключением), так эта кошка представляла собой самый худший их вариант. (Что касается кукольных мультфильмов – обожал трилогию про дядюшку Ау, мой сын, кстати, тоже. Ещё «на ура» заходили мультики про чертёнка номер тринадцать, чуть позже – про трёх лягушат и Кузеньку, «Волк и телёнок»). Но я давно планировал сесть и посмотреть фильм про Джельсомино, сегодня выкроил время и посмотрел обе серии. Что сказать? Для маленьких зрителей, думаю, он и вправду тяжеловат, а вот для современных взрослых зрителей представляет определённый интерес, и даже удивляет! Режиссёр фильма – Тамара Лисициан, она же сняла несколькими годами ранее фильм «Приключен

Помню с детства песенку из этого фильма, а сам фильм не помню. Кажется, мне он был не интересен (помню, лет в шесть пытался его смотреть и заскучал). Лет пятнадцать назад попался он мне где-то по телевизору, я минут десять повтыкал, но смотреть на тряпочную кошку оказалось выше моих сил. В детстве мы особо не жаловали кукольные мультфильмы (за редким исключением), так эта кошка представляла собой самый худший их вариант.

-2

(Что касается кукольных мультфильмов – обожал трилогию про дядюшку Ау, мой сын, кстати, тоже. Ещё «на ура» заходили мультики про чертёнка номер тринадцать, чуть позже – про трёх лягушат и Кузеньку, «Волк и телёнок»).

Но я давно планировал сесть и посмотреть фильм про Джельсомино, сегодня выкроил время и посмотрел обе серии. Что сказать? Для маленьких зрителей, думаю, он и вправду тяжеловат, а вот для современных взрослых зрителей представляет определённый интерес, и даже удивляет!

Режиссёр фильма – Тамара Лисициан, она же сняла несколькими годами ранее фильм «Приключения Чиполлино», тоже по книге Джанни Родари. В «Джельсомино» оттуда перекочевали пластмассовые автоматы.

-3

Книгу я в детстве читал, но помню её повороты сюжета очень смутно. Как следует из отзывов зрителей, в фильм не вошли несколько главных персонажей. Но, так как я мало что помню, объективного сравнения фильма с книгой я вам дать не могу.

Итак, о чём же фильм? Где-то в Италии родился мальчик с удивительным голосом. Стоило ему закричать, как в окнах вылетали стёкла.

(Авторы фильма забавно подобрали актёров на эпизодические роли: они и вправду похожи на итальянцев).

-4

Учителя в школе играет Роман Карцев.

-5

Его партнёр по эстраде, Виктор Ильченко, играет отца Джельсомино.

-6

Шло время, и вот уже портрет родителей стоит с траурной ленточкой. А соседей раздражает мальчик, который своим голосом груши околачивает. Не иначе – демон!

Обиделся Джельсомино и ушёл странствовать, искать счастья.

-7

И забрёл он в Страну Лжецов. Там хунта совершила вооружённый переворот и пришла к власти. Возглавлял эту банду некто Джакомон (Владимир Басов). Новый король тут же распорядился подменить понятия: бандитов велел называть порядочными людьми. А также велел первым делом провести языковую реформу. Несогласных же, которых держали в тюрьмах, велел казнить. Всех, даже детей. Ибо из маленьких детей вырастают большие противники!

-8

Даже оторопь берёт, верно? Старина Джанни, в отличие от советского зрителя, не один год варился во всей этой капиталистической каше, и кое-что в ней понимал! До 2014 года наши либеральчики причмокивали: «Фильм-то про Россию, про преследование диссидентов!»

Люди, которых принято называть диссидентами в России - это не патриоты, а предатели, готовые развалить свою страну в угоду Западу. Желательно, не забесплатно. Поэтому – нет, фильм не про Россию.

-9

А в 2014-м произошли такие события, что до сих пор в голове не умещается, как можно было такое допустить, чтобы объявить нацистских преступников героями, и начать сносить памятники своим героическим предкам. Языковая реформа там тоже присутствовала. Детей же убивать официальные лица этого недогосударства не призывают, но вы зайдите, к примеру, в бывший Твиттер – простые аборигены, особо не стесняясь, призывают убивать русских детей, пока они не выросли!

Как следствие, в конце этой итальянской истории главный клоун и его прихлебатели спасаются позорным бегством, а спасённый народ беспечно пускается в пляс.

-10
-11

Тут старина Джанни лукавит. Он бы мог, конечно, рассказать, как на самом деле заканчивают свой бесславный путь диктаторы в Италии, да только безвременно поседевшие от таких подробностей детишки никому не нужны. Вот и танцуют местные жители, как тот барсук. Который повесил и тихо танцует вокруг.

Так что не завидую я одному любителю игры дудём на пианино: он всё сделал для того, чтобы его народ превратился в озверевшее стадо. Это стадо его самого и сожрёт.

Узнаваем и персонаж доносчика на соседей: «Я за два сольди, за два су на папу с мамой донесу»! Это же типичный хох… хо-хо-хо.

-12

В общем, фильм несколько шокирует, когда понимаешь, о чём он на самом деле. А ещё в 2012 году один комментатор писал, что он разочарован. Мол, в книге было гораздо больше смысла, а в фильме что? Призыв говорить правду и всего-то? Такое простенькое нравоучение для маленьких детей?

В 2012 году истинный смысл картины был ещё не настолько очевиден. Можно было бы сказать, что это пророческий фильм опередивший время, но Джанни Родари писал о событиях прошедших. История циклична!

-13

Только кто-то делает из неё выводы, кто-то предпочитает всё забыть и самостоятельно наступить на грабли.

Вернёмся к фильму. Начинается он довольно увлекательно, не спорю. Но потом, в конце первой серии эта вся история, когда кошек велели переименовать в собак и запретили им мяукать, слишком уж затянута.

А тряпочная кошка, как я уже сказал, вызывает у меня уныние. Возможно, её кто-то нежно любит с детства, вы уж меня простите. Я считаю, если кошка по сценарию нарисованная, она и должна быть нарисованная, а не вырезанная из поролона или тряпок. Конечно, другой вопрос: позволяли ли технологии 1977 года интегрировать мультик в фильм? В фильме «Ох уж, эта Настя» не было чего-то подобного, например?

-14

Да и кукольные кошки и собаки выглядят несколько странновато.

-15

Басов – звезда, бесспорно. Сыграл блестяще. Джельсомино же, Сергей Крупенников, в фильме смотрится неплохо, за исключением эпизодов, в которых он поёт. Оно и понятно: основная песня представляет собой настолько сумасшедший речитатив, что стоит похвалить парня уже за то, что он успевает синхронно открывать рот. Понятно, что тут уж не до актёрской игры, когда перед юным актёром стоит столь сложная задача.

В целом, смотреть было вполне интересно, я ожидал худшего. Но совсем маленьких детей эта политическая сатира вряд ли способна удержать у экрана.

P.S. Если вы пришли в комментарии, чтобы поругать Федю Стукова, смею вас разочаровать: его в фильме не было!

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Статья содержит кадры из фильма «Волшебный голос Джельсомино» (1977).