Найти в Дзене
Мир комиксов

Дамочки-хулиганки в озорных карикатурах Катерины Мартинович

Умение пошутить по-доброму — дар почти сверхъестественный. Это как попасть в яблочко с закрытыми глазами: и смешно, и точно, но никто не ушёл обиженным. Такой юмор не вваливается в твою жизнь, расталкивая всех локтями. Он просто встаёт рядом, по-дружески хлопает по плечу и говорит: «Смотри, ну ведь правда смешно». У Катерины Мартинович это получается. Раз за разом. Без натуги, без желания уколоть побольнее или блеснуть остроумием за чужой счёт. В её газетных карикатурах нет желчи и грязи, зато есть то самое сладкое чувство узнавания, когда смотришь на картинку и думаешь: «Чёрт, да это же про меня!». Её герои — это мы. С нашими кухнями, тёщами, вечно ломающимися машинами и телефонами, которые разряжаются в самый неподходящий момент. Люди, которые говорят одно, думают другое, а делают третье. И при этом вызывают не испанский стыд, а тёплую, понимающую улыбку. Сегодня мы расскажем о художнице, которая делает это день за днём. И если вам кажется, что женщина-карикатурист — это редкость,
Оглавление

Умение пошутить по-доброму — дар почти сверхъестественный. Это как попасть в яблочко с закрытыми глазами: и смешно, и точно, но никто не ушёл обиженным.

-2

Такой юмор не вваливается в твою жизнь, расталкивая всех локтями. Он просто встаёт рядом, по-дружески хлопает по плечу и говорит: «Смотри, ну ведь правда смешно».

-3

У Катерины Мартинович это получается. Раз за разом. Без натуги, без желания уколоть побольнее или блеснуть остроумием за чужой счёт. В её газетных карикатурах нет желчи и грязи, зато есть то самое сладкое чувство узнавания, когда смотришь на картинку и думаешь: «Чёрт, да это же про меня!».

-4

Её герои — это мы. С нашими кухнями, тёщами, вечно ломающимися машинами и телефонами, которые разряжаются в самый неподходящий момент. Люди, которые говорят одно, думают другое, а делают третье. И при этом вызывают не испанский стыд, а тёплую, понимающую улыбку.

-5

Сегодня мы расскажем о художнице, которая делает это день за днём. И если вам кажется, что женщина-карикатурист — это редкость, то вы правы. Но редкость тут не в гендере, а в таланте шутить так, чтобы после смеха на душе оставалось тепло.

-6

От Шагала до «Комсомолки» — одной левой

Катерина родилась в Витебске. Да-да, в том самом городе, где над крышами летал Шагал и где даже воздух, кажется, заряжен творчеством.

-7

Рисовала она с детства, просто потому что без карандаша в руке мир казался скучнее. Это увлечение логично привело её на худграф Витебского госуниверситета.

-8

Но диплом, как мы знаем, — это просто бумажка. Главное, что ты с ней делаешь. Катерина не стала ждать музу в пыльной мастерской, а пошла туда, где жизнь кипит, а дедлайны горят — в газету. С 2012 года она штатный иллюстратор в «Комсомольской правде».

-9

А это, я вам скажу, совсем другой коленкор. Это не картины маслом по полгода писать. Это когда утром в редакции новость про очередной конфуз артиста, а к обеду уже нужна карикатура — острая, смешная и чтобы юристы не придрались.

-10

Дамские приключения? Пожалуйста. Семейные разборки? Запросто. Она рисует не когда хочется, а когда надо. И в этом бешеном ритме рождается её стиль — лёгкий, точный и невероятно живой.

-11

Как сделан этот юмор? Разбираем по косточкам

Что же такого особенного в её рисунках? Во-первых, это буйство цвета и формы. Мир Мартинович — яркий, сочный, почти театральный. Ее карикатура с дамскими причудами мгновенно разлетаются по сети.

-12

Она не пытается быть реалисткой, наоборот — с удовольствием преувеличивает детали: огромные носы, выразительные фигуры, нелепые позы. Всё это мгновенно создаёт комическую атмосферу.

-13

Во-вторых, она — мастер бытовых зарисовок. Ревность, погоня за ускользающей молодостью, вечный конфликт отцов и детей, неловкие ситуации в постели — Катерина берёт эти вечные сюжеты и доводит их до абсурда, но такого, знаете, очень жизненного абсурда.

-14

Она не морализаторствует, а просто показывает нам зеркало, в котором мы предстаём до смешного нелепыми. Особенно хорошо ей удаются женские образы. Озорные хулиганки от мала до велика крутят всеми вокруг как хотят.

-15

Ну и главный её приём — это игра на контрасте. Слова в «пузыре» могут вещать о высоком, а ноги под одеялом или выражение лица кота на заднем плане рассказывают совсем другую, куда более правдивую историю.

-16
-17

Это умная, многослойная ирония, которая не бьёт в лоб, а подмигивает. И ты либо понимаешь намёк и смеёшься, либо... ну, тоже смеёшься, просто чуть позже.

-18
-19

Рисует не проблему, а реакцию

Знаете, что ещё подкупает? Катерина не зацикливается на условных «женских темах». Ей интересна жизнь, а жизнь, как известно, пола не имеет. В её работах появляются и домохозяйки и брутальные мужики в гараже. Она рисует не гендер, а характер. Не проблему, а нашу смешную реакцию на неё.

-20

В эпоху, когда все гонятся за хайпом и злой сатирой, её стиль — это что-то из мира здорового человека. Она словно рисует с любовью, но без поблажек. С той самой иронией, у которой добрые глаза.

-21
-22

Катерина Мартинович — это художник, журналист и психолог в одном флаконе. Её рисунки — не просто картинки к статьям, а самостоятельные маленькие истории, продолжение нашего общего разговора о жизни.

-23

И если вдруг вам покажется, что вы где-то уже это видели, — не удивляйтесь. Возможно, её карикатура уже не раз попадалась вам в сети или печатных изданиях. Просто теперь вы знаете, кто её нарисовал.

-24

Больше интересного: