Найти в Дзене

Святые преподобные Кирилл и Мария - родителей Преподобного Сергия Радонежского - кто они были, какие образцы жизни оставили нам?

11 октября 2025 года, в субботу 18 недели по Пятидесятнице Святая Церковь вспоминает память преподобных Кирилла и Марии - родителей Игумена земли Русской - преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Кто они были, какими подвигами проставили Бога и нашу страну? Ответы на эти вопросы, ориентируясь на установленные для этого дня апостольское (1 Кор. 15:39-44) и евангельское (Лк.5:17-26) зачала, дал иерей Петр Афонин в своей проповеди на Божественной литургии, которую возглавлял наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Вениамин. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали удивительные слова святого апостола Павла из Первого послания к Коринфянам. Он, рассуждая о воскресении мёртвых, говорит о разных природах и о разных славах: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных,

11 октября 2025 года, в субботу 18 недели по Пятидесятнице Святая Церковь вспоминает память преподобных Кирилла и Марии - родителей Игумена земли Русской - преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Кто они были, какими подвигами проставили Бога и нашу страну? Ответы на эти вопросы, ориентируясь на установленные для этого дня апостольское (1 Кор. 15:39-44) и евангельское (Лк.5:17-26) зачала, дал иерей Петр Афонин в своей проповеди на Божественной литургии, которую возглавлял наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Вениамин.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали удивительные слова святого апостола Павла из Первого послания к Коринфянам. Он, рассуждая о воскресении мёртвых, говорит о разных природах и о разных славах:

«Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мёртвых... сеется в тлении, восстаёт в нетлении... сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1 Кор. 15:39-44).

Эти слова кажутся нам возвышенными и даже отвлечёнными. Они о великой тайне преображения тленного в нетленное, душевного — в духовное. Но как эта тайна воплощается в жизни? Сегодня Церковь даёт нам удивительный и очень конкретный ответ, празднуя память двух людей, которых мы знаем как праведных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Кирилл и Мария жили в конце XIII – начале XIV века в Ростовском княжестве, по преданию, владели имением на берегу реки Ишни в 4 км от Ростова. Кирилл был знатным чистокровным русским боярином ростовских князей Константина Борисовича, а после Василия Константиновича, не раз сопровождавшим их в поездках в Золотую Орду. Возможно, близость рода преподобного Сергия по отцу и Вельяминовых объясняется их происхождением от общего предка – варяга Шимона – строителя Успенского собора Киево-Печерского монастыря. О происхождении рода преподобного Сергия от варяга Шимона, помимо косвенных данных, упоминаний семьи боярина Кирилла как Симоновых и т. д., говорит и предание, записанное в середине XIX века краеведом Ростова Великого Александром Артыновым.

Происхождение Марии неизвестно, хотя можно предполагать её происхождение и от простых русских людей, и от знатных татар, возможно, чингизидов. Муж сестры Марии, переселившийся вместе с Кириллом в Радонеж, – Дюдень, из многочисленных тогда в Ростове знатных крещёных татар. Браки их обычно заключались внутри их общины, а исключения из этого правила были результатом очень большой любви. Среди переселившихся с боярином Кириллом в Радонеж родственников Марии был и Тормос. В то время прозвища (нехристианские имена) в официальных документах использовались только в отношении христиан из знатных людей. Но возможно, что оба знатных родственника Марии татарского происхождения – не только муж её сестры Дюдень, который не мог бы жениться на сестре Марии, будучи кровным родственником, но и Тормос – не были её кровными родственниками, поэтому и нельзя полностью исключать происхождение Марии из простых русских людей.

1. Земная слава: честь и скорби боярского звания

Апостол говорит о «славе земных тел». У праведных Кирилла и Марии была своя «земная слава». Они были не простыми людьми, а ростовскими боярами, приближёнными князя. Это была слава почестей, уважения, определённого богатства. Их жизнь, их «плоть» была облачена в эту земную славу.

Но мы знаем, что эта земная слава – непрочна и тленна. Пришли тяжёлые времена: усобицы, неурожаи, а главное – усиление Московского княжества. Семья Кирилла и Марии, как и многие ростовские бояре, обнищала и была вынуждена покинуть свои земли, переселившись в глухой Радонеж. Их «земная слава» померкла, оказалась сеянной «в уничижении», по слову апостола.

2. Сеется тело душевное

Что же они посеяли в этой жизни? Апостол Павел называет наше нынешнее состояние «телом душевным». Это жизнь, управляемая душой («психе»), но ещё не полностью обновлённая Духом. И в этом «душевном» состоянии Кирилл и Мария явили удивительную добродетель. Они не роптали на потерю земной славы, а всё своё богатство обратили внутрь – к Богу.

Они посеяли:
страннолюбие: их дом был открыт для путников и нищих;
милосердие: они помогали бедным, делились последним;
смирение: они безропотно приняли участь простых поселян;
благочестие: их жизнь была строго устроена по церковному уставу, в молитве и посте.

Их «тело душевное» – их естественные человеческие силы любви, терпения, веры – они целиком направили ко Господу. И самое главное – в эту добрую почву они посеяли семя веры в сердца своих трех сыновей Стефана, Варфоломея и Петра.

3. Восстаёт тело духовное

И вот мы подходим к главной тайне, о которой говорит апостол: «сеется в немощи, восстаёт в силе». Слабое, тленное, душевное семя, посеянное в скорбях и лишениях в радонежской земле, – дало всходы вечной, духовной славы.

Плодом их жизни стал их сын – преподобный Сергий. В нём исполнились слова апостола: «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15:45). Преподобный Сергий стал именно «духом животворящим» для всей Руси. Он оживотворил её дух, основал Лавру, воспитал сонм учеников, стал «игуменом Земли Русской».

Через святого Сергия слава его родителей из земной и малой преобразилась в небесную и вечную. Они не оставили после себя богатых имений или громких титулов. Они оставили миру святого. Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских являются главной святыней Покровского женского монастыря в Хотьково. Почитание родителей преподобного Сергия, закончивших свою жизнь в этой обители, зародилось почти одновременно с почитанием самого Сергия Радонежского. Под резной деревянной сенью над ракой в Покровском соборе можно также увидеть интересную икону «Рода Сергиева». На этом образе помимо Сергия, Кирилла и Марии изображены еще пять его родственников. Эта святыня олицетворяет влияние семьи на путь великого русского святого. Три фигуры на переднем плане иконы «Рода Сергиева» имеют нимбы над головами. Слева от изображения гроба Кирилла и Марии стоит их сын – преподобный Сергий Радонежский, в центре в архиерейском облачении – их внук ростовский святитель Феодор, а справа старший сын – преподобный Стефан. Фигура третьего сына Петра находится справа и без нимба. На втором плане с левой стороны стоят две женщины: одна в желтом, а другая в красном платье. Это жены сыновей – Анна и Екатерина.

Рака с мощами преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе Покровского женского монастыря в Хотьково
Рака с мощами преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе Покровского женского монастыря в Хотьково

Так что же говорят нам сегодня праведные Кирилл и Мария вместе с апостолом Павлом? Они говорят нам о том, что наша нынешняя, «душевная» жизнь, со всеми её скорбями, немощами, трудами и лишениями – это время сеяния. Мы все что-то сеем: в своих детях, в своих семьях, в своих сердцах. Сеем ли мы семена тления – обиды, ропот, гонку за земной славой, которая увядает? Или же мы, подобно Кириллу и Марии, сеем семена духа – терпение, смирение, молитву, любовь?

Не будем скорбеть, если наша «земная слава» мала или вовсе утрачена. Важно не то, в какой славе мы живём, а то, какую славу мы готовим для вечности. Праведные Кирилл и Мария через свою простую, благочестивую жизнь и верность Богу в малом взрастили плод нетленный и духовный, который прославил их на всю вселенную.

-3

Будем же и мы, в меру своих сил, подражать их вере, чтобы и нам с надеждой услышать обетование апостола: «сеется в тлении, восстаёт в нетлении... сеется тело душевное, восстаёт тело духовное». Аминь.

С полной аудиоверсией проповеди иерея Петра Афонина от 11.10.2025 в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре можно ознакомиться по ссылке.